СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. 8 класс»

Копейкина Татьяна Михайловна

МКОУ «Глядковская СШ» Сасовский район Рязанская область.


Методическая разработка учебного занятия

1. Тема учебного занятия:

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.

8 класс


2. Цель учебной деятельности.

Способствовать расширению представлений об основных классах неорганических соединений на примере кислот, познакомить учащихся с понятием «кислота», классификацией кислот по их составу, номенклатурой кислот, способах получения кислот. Создать условия для изучения и усвоения нового материала.


3. Планируемые результаты учебной деятельности.


Предметные:

  • Формулировать определение понятий «Кислоты», «Кислородсодержащие кислоты», «Бескислородные кислоты».

  • Уметь классифицировать кислоты.

  • Уметь составлять формулы и назвать кислоты.

  • Проведение наблюдений. Исследование среды растворов с помощью индикаторов.

  • Соблюдение правил ТБ при работе с кислотами.

Обучающийся научится. Создать условия для усвоения обучающимися представления о кислотах, как классе неорганических веществ, их составе и номенклатуре, распознавании при помощи индикаторов; познакомить с некоторыми представителями кислот, нахождением их в природе, физическими свойствами и способами получения.

Обучающийся получит возможность научиться. Обучающиеся получат возможность научиться характеризовать кислоты по составу и строению, объективно использовать информацию о кислотах для экологически грамотного поведения в окружающей среде.


Метапредметные:

  • Получать химическую информацию из различных источников.

  • Определять отношения объекта (кислот) с другими объектами (оксидами неметаллов, основаниями).

  • Определять существенные отличия кислот от других классов неорганических соединений.

  • Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

  • Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Обучающийся научится. Обучающиеся продолжат формирование умений планировать свою деятельность, получать и обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, оценивать свои учебные достижения, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; обобщать факты и делать выводы.

Обучающийся получит возможность научиться. Развивать информационную компетентность посредством углубления знаний.



Личностные:

  • Формировать ответственное отношение к учению.

  • Уметь реализовывать теоретические познания на практике.

  • Мотивация познавательного интереса на основе личностно-ориентированного подхода.

  • Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Обучающийся научится. Обучающиеся продолжат развитие внутренней мотивации к учению, развитию самостоятельности, социальных и межличностных отношений.

Обучающийся получит возможность научиться. Обучающиеся получат возможность для осознания значения теоретических знаний для практической деятельности человека, развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.


Здоровьесберегающие:

  • Закрепить навыки безопасного обращения с кислотами, с которыми обращаются в повседневной жизни.


Ожидаемый результат:

Каждый ученик должен знать определение, состав, классификацию, номенклатуру кислот, уметь отличать формулы кислот от формул веществ других классов, способы получения кислот, формулировать выводы на основании знаний, жизненного опыта.


4. Перечень формируемых УУД.

Познавательные УУД:

  • структурирование знаний;

  • знаково-символические знания и действия;

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • формулирование проблемы, гипотез, темы урока;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • установление причинно-следственных связей;

  • поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД:

  • постановка и формулирование проблемы;

  • целеполагание;

  • планирование путей достижения целей;

  • прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

  • контроль в форме сличения результата с эталоном;

  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.


5. Учебные задания для формирования УУД на предметном материале.


Этап урока

Учебные задания

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат

Актуализация

Мотивация

Целеполагание







Если мы посмотрим на следующие картинки: лимон, муравьи, крапива, яблоко, кефир то можем задать себе вопрос – что объединяет все эти изображения?


Ответ учащихся – кислота.

П. УУД: логические – анализ объектов, выделение признаков.

К. УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Развивают умение выражать свои мысли и суждения.

Задание: Разделите вещества на три группы: оксиды, основания (назовите их) все остальные вещества запишите в 3 группу:

H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4



Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, к какому классу относятся неизвестные формулы веществ?


Что вы хотите узнать о кислотах?


Разделяют вещества по классам: оксиды и основания. Третья группа неизвестные вещества. Дают определения и названия оксидов, оснований.




Выделяют проблему.

Предполагают, что это кислоты.



-Каков состав кислот.

-Какие бывают кислоты.

-Названия кислот.

-Свойства кислот.

Формулируют тему урока: Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.


П.УУД: построение логической цепи рассуждений; умение структурировать знания;

Р.УУД: целеполагание, планирование путей достижения целей.

К.УУД: умение выражать свои мысли; постановка вопросов

Развивают умение выявлять отличительные признаки классов неорганических веществ.

Учащиеся определяют тему и цель занятия.

Освоение новых знаний и способов деятельности.

Давайте попробуем найти что-то общее в составе кислот. Работа с карточкой №1

Карточка №1

Подчеркните в формулах кислот элемент, который есть в каждой кислоте: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3,HNO2,H3РO4, H2S, H2СO3

Закончите фразу: в состав всех кислот входит ….

Найдите в учебнике , как называется вся оставшаяся часть молекулы кислоты?

Закончите фразу и запишите её в тетрадь: Кислоты - это вещества, состоящие из атомов …. и …. ……. .

Выпишите кислотные остатки кислот:

Серной-

Соляной-

Азотной-


Как вы думаете, по каким признакам кислоты делятся на группы?


Как классифицируют кислоты? Приведите примеры. Карточка №2

Кислоты (по наличию кислорода)




Кислоты (по числу атомов водорода)





Р азнообразие кислот. Работа с карточкой №3.















заполняют карточку 1



















- по наличию кислорода

- по числу атомов водорода


Заполняют карточку №2

бескислородные и кислородсодержащие


одноосновные, двухосновные, трехосновные



Называют кислоты, их формулы, кислотные остатки.


П.УУД:

- структурирование знаний;

- знаково-символические действия;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- формулирование проблемы.

К.УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.















П.УУД: знаково- символические действия. Умение работать с таблицей, находить нужную информацию.


К.УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками.







Знание состава кислот, определение кислот, выделение из формулы кислоты кислотных остатков.











Научатся классифицировать кислоты по наличию кислорода и числу атомов водорода.





Узнают о разнообразии кислот, их формулы, валентность кислотных остатков.


Физические свойства кислот.

Работа с учебником. Прочитайте в учебнике раздел «Физические свойства кислот».


Ответьте на вопросы:

- Приведите примеры кислот с разными агрегатными состояниями.

- Какими свойствами обладают кислоты?

- Где в природе встречаются кислоты?

Ученики знакомятся с физическими свойствами кислот по учебнику.




Отвечают на вопросы.


П.УУД: поиск информации в учебнике, выявлять сходства и различия кислот

К.УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Узнают физические свойства кислот.


Правила работы с кислотами. Работа с карточкой №4

Правила обращения с кислотами

а) не трогать без разрешения учителя;

б) обращаться осторожно, не проливать на стол, одежду, кожу и т. д.;

в) если пролили - обязательно сказать учителю;

г) после работы с кислотами мыть руки.


Лабораторный опыт. Действие кислот на индикаторы.

Читают правила обращения с кислотами.









Наблюдают за опытом.


П.УУД: проводить исследования

Р.УУД: оценивать результаты деятельности

Узнают, как меняется цвет индикатора в кислой среде.


Способы получения кислот.

Объяснение учителя. Запись реакций на доске.

Записывают реакции в тетрадь.

П.УУД: знаково-символические действия по изучению способов получения кислот

Узнают способы получения кислот. Научатся писать реакции.

Первичное закрепление нового материала

Ответьте на вопросы:

  • Какие вещества называются кислотами?

  • Назовите кислоты: кислородсодержащие; бескислородные.

  • Назовите одно-, двух- и трехосновные кислоты.

  • При взаимодействии каких веществ получают кислоты?

  • Опишите физические свойства кислот.

  • Где в природе встречаются кислоты?



Работа по группам.


1 группа. Выберите группу веществ, в которой указаны только формулы кислот.

а). НСL, H2O, H2CO3

б). НСL, HNO3, H2CO3

в). NaСL, H3PO4, H2SO3

2 группа. Выберите группу, в которой указаны формулы только кислородсодержащих кислот.

а) НСL, H2 SO4 , H NO3

б) H2 SO3, HNO3, H3PO4

в) NaСL, H2 S, HNO3

3 группа. Выберите группу веществ, в которой указаны только формулы одноосновных кислот.

а). НСL, HNO3, НF

б). H2 SO4, H3PO4, H2 S

в). H3PO4, НСL, HNO3.

Отвечают на вопросы.














Выполняют задания по группам.









Р.УУД: контроль, оценка, коррекция.

К.УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- взаимодействие между учителем и сверстниками.

- взаимодействие учащихся в группах.


Учащиеся осмысливают как поняли изученную тему.


Рефлексия

Закончите предложения.

Сегодня на уроке я:

☼ Я научился…

☼ Теперь я знаю…

☼ Мне показалось важным…

☼ Я понял, что…                              

☼ Я почувствовал, что…

Своей работой на уроке я:

♦ Доволен…

♦ Не совсем доволен…

♦ Я не доволен, потому что…     

Отвечают на поставленные вопросы.

Р.УУД: Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.



Д/З п. 44, упр 3. с. 152, тест с. 152







6. Формы организации учебной деятельности обучающихся.

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая