Организационный момент Минутка чистописания Актуализация знаний Словарная работа Определение темы урока Изучение нового материала Первичное закрепление Физминутка Самостоятельная работа Подведение итогов | Учитель входит в класс, приветствует учащихся. “Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!” Наш урок мы начнём с минутки чистописания. Открываем рабочие тетради, отступили вниз 2 линеечки, поставили точку с красной строки. (показ на доске правильного написания соединений) Аа,Ао,Ау,Аю,Ая,Ае,Аё,Аы,Аэ,Аи Анна посадила астры в саду. - С какой темой вы начали знакомиться на предыдущем уроке? - А кто может сказать, что значит определить лексическое значение слова? - Верно. Задание: Запишите слово по его лексическому значению. Поставьте ударение, подчерните непроверяемые орфограммы. 1. Жанр изобразительного искусства , в котором основным предметом изображения является природа. 2. Человек, совершающий путешествие. 3.Печатное издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. 4. Период, свободный от учёбы или основной деятельности. 5.Аппарат для передачи речи на расстоянии. 6. Главный начальник , управляющий школы. Проверка. - Cколько лексических значений может быть у слова? - О чём мы будем говорить? - Как вы считаете, какие лексические значения имеет слово «земля?» Что нужно сделать,чтобы ответить на вопрос урока? Как узнать точно? Посмотрим в толковом словаре С.И. Ожигова На столах у вас статья из словаря С.И. Ожегова. (раздаточный материал) Чтобы узнать, сколько значений есть у слова, надо найти слово по алфавиту в толковом словаре. Если в словарной статье будут написаны цифры 1, 2, а может быть и больше, и у каждой цифры будет дано толкование. -Сколько цифр написано после статьи? - И так, какой же мы можем сделать вывод? Если у слова только одно лексическое значение – его называют однозначным, если два и больше – многозначным. - Игра «Попади в цель» Совмести слово и его лексическое значение 1. Большой, бесформенный кусок земли, льда 2. Занимающий очень много места, слишком большой 3. Внезапно и с силой раздаться, загреметь 4. Полный телом, крупного телосложения 5. Крайне усталый, утомленный 6. Терять силы, ослабевать 7. Постепенно утрачивать яркость, блеск 8. Светиться прерывистым, слабым светом 9. Выделанная овечья шкура 10. Человек одного возраста с кем-нибудь. Информация для общего развития: А знаете ли вы… ? В словаре «Современного русского литературного языка» зафиксировано 26 значений слова идти, 22 значения – стать , 21-принимать, 20- тянуть и др. Выполним следующее задание: Сравнив словосочетания: - Железный гвоздь. -Железная дисциплина. -Что обозначает слово «железный?» - Как вы думаете,что обозначает первое словосочетание? Как слово «железный» употреблено в речи? Отличается ли оно от второго по смыслу? Если да, то чем? -Верно. Исходя из этого,мы можем сделать вывод: Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) Переносное значение слова — это его вторичное значение которое возникло на основе прямого. Задание: Прочитайте словосочетания. Ударил молотком – ударил мороз Время летит – самолёт летит Холодный ветер – холодная встреча Железный гвоздь – железная дисциплина Синее море – море цветов Свежая рыба – свежий ветер Какие из них употреблены в прямом значении? - Какие словосочетания употреблены в переносном значении? - Составьте предложение с любым из записанных сочетаний слов. Видео «физминутка для детей» Выпишите из стихотворения В.Остена «Дорога» все значения этого слова. После выполнения задания осуществляется проверка. Работа по вариантам. Распределите в 2 столбика словосочетания с прямым и переносным значением: 1 вариант: Шепчет листва-шепчет бабушка; железная деталь – железные нервы, жемчужные бусы- жемчужные зубы. 2 вариант: Деревянный стол- деревянная походка, плачет малыш-плачет дождь, ударил палкой-ударил мороз. С приведёнными ниже словами запишите словосочетания с различными значениями этих слов. Образец: Мягкий – мягкий мох, мягкий воск. - Какие слова называются однозначными? -Какие слова многозначные? Приведите пример. -Приведите пример словосочетаний, которые употребляются в прямом или переносном значении. | Учащиеся проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. Учащиеся тихо садятся за свои рабочие места, настраиваются на учебную деятельность. Открывают рабочие тетради, выполняют минутку чистописания. - Лексическое значение слов. - Это значит сказать, что слово обозначает. - Пейзаж -Путешественник -Газета -Каникулы -Телефон -Директор Осуществляют проверку Слово может иметь одно или несколько лексических значений. Земля – название планеты. земля – это почва. Предлагают свои варианты ответа Проверка по эталону Находят слово «земля» в толковом словаре. Прочитывают толкование слова с помощью словаря. Больше одной. - Слово «земля» - многозначное,т.к. имеет несколько значений. Мы можем проверить это , используя толковый словарь - Глыба - Громоздкий -Грянуть -Дородный -Изнуренный -Изнемогать -Меркнуть -Мерцать -Овчина -Ровесник Слушают информацию для общего развития. -Сделанный из железа. Сравнивают две пары словосочетаний. Объясняют значение. - В первом случае обозначают предмет (гвоздь из железа) , а во втором строгое соблюдение дисциплины. Прочитывают словосочетания на слайде презентации В прямом значении: Ударил молотком, самолёт летит, холодный ветер, железный гвоздь, синее море, свежий ветер. В переносном значении: Ударил мороз, время летит, холодная встреча и т.д. Составляют предложение. Выполняют физминутку вместе с учителем Выписывают все значения слова из стихотворения: Автострада, тропа, шлях, путь, шаг альпинста, след корабля по волнам. Составляют собственные примеры. В переносном значении: Шепчет листва, железные нервы, жемчужные зубы, деревянная походка, плачет дождь,ударил мороз. В прямом значении: Шепчет бабушка, железная деталь, жемчужные бусы, деревянный стол,плачет малыш,ударил палкой. Мягкий свитер, мягкий характер,мягкий диван ,мягкий климат, мягкая вода,мягкие согласные звуки. - Имеющие одно лексическое значение. -Имеющие несколько лексических значений. Холодные руки –прямое значение Холодное сердце – переносное | Обратить внимание на правильную посадку и осанку учащихся На слайде презентации правильное написание словарных слов Слайд с заданием Стихотворение В.Остена «Дорога» |