1.Организационный момент 2. Проверка Д/З 3. Изучение нового материала 4. Итог урока | Метод: слово учителя Прем: приветственное слово учителя: - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Образец оформления доски: (дата) М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя - Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание. Что вам нужно было сделать дома? Метод: Слово учителя Прием: ведущее слово учителя - Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним – Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы носят романтические черты. Романтизм – особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной действительностью, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми. Романтический характер ранних рассказов Горького – выражение стремления молодого писателя «возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты..прекрасных целей». Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: «Героическое дело требует героического слова»; «Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого... чтобы не было похоже на жизнь, а было ваше ее, лучше, красивее»; романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного» Метод: слово учителя Прием: установочное слово учителя - Познакомимся с одним из ярчайших романтических образов Горького – с героем легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». А для этого мы с вами откроем учебники на странице 340 и прочитаем эту легенду. Метод: беседа Прием: эвристическая беседа по вопросам - Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко? - Как вы бы могли охарактеризовать главного героя? - Какую роль в рассказе играет портрет? - В чем особенность пейзажа в легенде? Какова его роль? - Каковы отношения Данко и остальных людей? - Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»? - Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду? - Какова позиция автора и как она выражена? - Л.А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». - Какой поступок вы назовете подвигом? - Кто и во имя чего в легенде совершает подвиг? - Действительно ли в легенде утверждается идея подвига во имя общего счастья? В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах». - Разумен или неразумен поступок Данко? - В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать? Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно». - Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей? - В чем заключен смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом? А.Н. Семенов пишет: «В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей». - Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького? - Для чего написана легенда о Данко Метод: слово учителя Прием: установочное слово учителя - Мы с вами поработали над легендой о Данко М. Горького, разобрали вопрос человеческого подвига, вопрос выбора позиции жизнь в человеческом обществе. Теперь вы в своих тетрадях дадите письменный ответ на следующий вопрос: Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? Метод: слово учителя Прием: оценочное слово учителя На уроке вы хорошо поработали, отметки получили следующие учащиеся (называет имена детей и комментирует их отметки) | Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, неоценочное слушание Записывают в тетрадях: Дата М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко - На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться с творчесвтом М. Горького, а также изучить его произведение «Старуха Изергиль», а в частности поговорить о легенде о Данко Метод: слушание Прем: критическое слушание - Дома мы должны были подготовить сообщение о М. Горьком (три ученика рассказывают сообщения о Горьком) Метод: слушание Прием: глобальное слушание Метод: слушание Метод: критическое слушание Метод: чтение легенды. Прием: комментированное чтение легенды о Данко Ученики дают свои ответы Учащиеся характеризуют героя Учащиеся говорят о важности портрета героя в раскрытии его характера, подтверждают это текстом. Говорят о важной роли пейзажа в изображении внутреннего мира людей и в описании событий легенды. - Данко вступает в противостояние с миром людей. Этот герой, жертвующий собой из любви к другим, попадает в положение отверженного: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на их лицах благородства, и нельзя было ждать ему пощады от них». - Он испугался того, что кто-нибудь увидит это пылающее сердце, и вдруг из этого что-нибудь выйдет. Этого героя можно сопоставить с героем А.П. Чехова «Человек в футляре» (Беликовым). Варианты ответов учащихся Варианты ответов учащихся Варианты учащихся. - Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но у Горького герой- рассказчик является важнейшим средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности. Пример ответа: - На мой взгляд, подвиг – это самоотверженный поступок человека ради спасения других людей из любви к ним. Поступок Данко я считаю примером настоящего подвига. - Да, потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени. - Он разумен, потому что огромная любовь – это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех кого ты любишь вполне разумна. Варианты ответов - Наверное, нет. Скорее он нас учит уважать подвиг героев, таких как Данко. Варианты ответов учащихся - Да, Горький показал нам несколько примеров жизни человека в обществе. Одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других. Варианты ответов учащихся Метод: слушание Прием: критическое слушание Письменно отвечают на вопрос Метод: слушание Прием: оценочное слушание | На доске записана дата, тема, цель урока Оценки за сообщение выставляют все вместе после общего обсуждения Читает хорошо подготовленный ученик |