1.Мотивация к учебной деятельности | 1 мин | Словесный метод Самопроверка Фронтальная проверка | – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Анатольевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я - Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебник литературное чтение, простой карандаш. - Присаживайтесь, начнём наш урок. СЛАЙД. «Чтение - прекрасный урок, много полезного в каждой из строк, будь это стих или рассказ Вы учите их, они учат вас.» | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Ф |
2.Актуализация знаний Подготовка к восприятию | 5мин | Словесный метод «Беседа» Фронтальная проверка | - На прошлых уроках вы познакомились с произведением Николая Георгиевича Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» - Что вы запомнили об авторе? (То что он был инженером путей сообщения, это тот кто делал и эксплуатировал железные дороги, специалист железной дороги. Благодаря своей профессии он много путешествовал и в литературу он пришел когда ему было за 40, благодаря своему сыну, которого звали Гари. Отсюда и его псевдоним т.е он - Чей папа? «Гарин» для него отцовство было очень важным поэтому он и взял этот псевдоним и это стало частью его фамилии) - О чем это произведение? - Кто являлся другом Тёмы? - Какое несчастье произошло с Жучкой? - Как называет няня неизвестного человека? - Кто такой ирод? - Как Тёме удалось спасти четвероного друга? - Легко ли это ему удалось? - Как этот поступок характеризует главного героя? | - О случае который произошел с главным героем в детстве, в основе повествование лежит виденье главного героя, он в центре произведения. И это легко понять по заголовку произведения «Детство Тёмы» - Собака Жучка - Кто-то бросил её в колодец - Ирод - Это мифологический персонаж. Так называют сейчас очень жестокого человека - Добрый, смелый, целеустремленный, отважный, ответственный | Ф |
3.Постановка учебной задачи | 3 мин | Фронтальная проверка | - Мы с вами продолжаем знакомиться с интересными детскими произведениями - А с каким произведением мы будем знакомиться, его название узнаете открыв учебники на стр. 183 - Можно ли по названию сделать предположение, о ком это произведение? - Что общего между двумя этими произведениями? - Прочитайте фамилию автора! - Знакома ли вам эта фамилия? - К какому жанру относится данное произведение? - Как вы понимаете запись ниже «Отдельные части» - Мы будем читать полностью рассказ или определенные части? - Попробуйте построить план урока. | - О мальчике которого зовут Максимка - Они о мальчиках - Станюкович - Нет - Рассказ - Определенные части 1. Познакомиться с автором 2. Выяснить значения непонятных слов 3. Познакомиться с текстом 4. Ответить на вопросы | Ф |
4.Реализация построенного плана Подготовительная работа Словарная работа Чтение (первичное) текста Анализ текста с вторичным чтением Словарная работа | 20 мин | Словесный метод Рассказ учителя «Беседа» Работа со словарем Фронтальная проверка | Слайд2. Портрет Станюковича - Ребят, давайте познакомимся с автором. Слушаем внимательно! Русский писатель Константин Михайлович Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам и хотел стать военным. Но во время обучения в одном из лучших учебных заведений увлекся литературой. Отец Станюковича был против такого решения, поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание. Вопреки желаниям отца, это путешествие наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно это путешествие помогло создать ему отдельную книгу, получившей название «Из кругосветного плавания» (1867). - Как звали писателя? - Кем был его отец? - Кем сначала хотел быть Константин Михайлович? - Когда Константин Михайлович увлекся литературой, был ли против его отец? - Как называлась книга, которую создал Константин Михайлович? - Прежде чем мы приступим к чтению, давайте уточним значение некоторых слов, что встретятся в тексте. В этом нам поможет словарь на стр. 204 Какие слова мы там обнаружили? Словарная работа ПЕСТУН - НАСТАВНИК (ВОСПИТАТЕЛЬ) КОТОРОМУ ПОРУЧЕН НАДЗОР ФРЕГАТ - Военный парусный трехмачтовый корабль, второй по величине после линейного корабля КЛИПЕР – ТРЕХМАЧТОВЫЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ ТРЮМ – ПРОСТРАНСТВО В КОРПУСЕ СУДНА МЕЖДУ ДНИЩЕМ, ДЛЯ ГРУЗА БОЦМАН – СТАРШИЙ СТРОЕВОЙ УНТЕР-ОФИЦЕР, ВЕДАЮЩИЙ СУДОВЫМИ РАБОТАМИ ФИТИЛЬ - свитая веревка (верёвочка), слегка напитанная чем-либо горючим, чтобы она горела медленно, тлелась, но хорошо держала огонь БАРКАС – БОЛЬШОЕ ГРЕБНОЕ ИЛИ НЕБОЛЬШОЕ ПАРОВОЕ СУДНО. Альбатрос – Это водоплавающая птица с длинным клювом и узкими длинными крыльями Кляуза – Спор, сплетня, донос на кого-нибудь Румб – компас на штурвале, где определяют направление движения. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ - О каких событиях идет речь в рассказе? - Где происходят события? - Как назвался корабль? - Найдите описание корабля в тексте. - Кого из героев мы встречаем на палубе этого фрегата? - Кто такой Егорыч? - Найдите описание Егорыча - Какую характеристику мы можем дать Егорычу? -Найдём описание, вахтенного офицера - Встретили ли мы главного героя Максимку? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А ТЕПЕРЬ РЕБЯТА ВСТАТЬ РУКИ МЕДЛЕННО ПОДНЯТЬ ПАЛЦЫ СЖАТЬ, ПОТОМ РАЗЖАТЬ РУКИ ВНИЗ И ТАК СТОЯТЬ ВПРАВО, ВЛЕВО НАКЛОНИСЬ И ЗА ДЕЛО ВНОВЬ БЕРИСЬ | - Константин Михайлович Станюкович - Адмиралом флота - Военным - Да - Из кругосветного плавания - Из событий книги «Из кругосветного плавания» в котором участвовал наш автор - В Атлантическом океане - Забияка - стр.184., 3 абзац - Егорыч - Боцман (Старший офицер) - стр. 185., 2 абзац - Горластый, мог ругаться, но никто не мог на него обижаться потому что он человеком был добрым, честным, справедливым и просто профессионал своего дела - Вахтенный офицер стр.186., 2 абзац - Нет | Ф И |
5.Этап первичного закрепления | 9 мин | Словесный метод «беседа» | ВТОРИЧНОЕ ЧТЕНИЕ - Читаем вторую часть будем ориентироваться на тот же план, по которому мы работали, подчеркиваем незнакомые слова, уточняем их значение с помощью словаря и отвечаем на вопросы… - Какое событие или что произошло в море? - Ребят на 188 странице найдите 3 абзац, кто нам зачитает его? - Читая о том как работала команда, что вы можете сказать? - Они как команда какие? - И я хочу вам сказать что такая слаженная работа должна быть не только на корабле, но и во всех коллективах, командах и мы тоже об этом должны помнить когда работаем в команде. - Давайте вспомним правило работы в подгруппах. 1) МАЛЕНЬКИЕ ЗВЕЗДОЧКИ 2) ДЕЛЬФИНЧИКИ 3) ЖЕМЧУЖИНКИ 4) ВЕСЁЛЫЕ МОРЯКИ 5) НА ВОЛНЕ 6) МОРСКОЙ ОТРЯД - Откроем второй том, и составим не менее двух - трёх вопросов по содержанию текста. Домашнее задание: стр. 189-204 прочитать, так же просмотреть все непонятные для вас слова и составьте вопросы для своего соседа по содержанию текста. | - Часовой увидел человека в море -У них очень была слаженная работа, где каждый знает свою работу и за что он отвечает. Для моряков очень важно любому, кто оказался в море оказать помощь. Потому что это морской кодекс. Спасение утопающего дело чести, любого моряка. | |
6.Итог урока Рефлексия | 2 мин | Словесный метод «вопросы» | - Вот и подошел к концу наш урок., - В заключение сегодняшнего урока, я предлагаю вам оценить нашу работу. - Мне было приятно с вами сегодня работать. Вы были активными и внимательными. - До свидания, до новой встречи! | Высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно поступков героя произведения Оценивают свою деятельность на уроке. | |