7
Урок по Новейшей истории в 9 классе по теме: « Международные отношения в 1930- е годы»
Цели: - раскрыть причины нарастания международной напряжённости;
- выяснить причины и сущность политики умиротворения;
- анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в противостоянии агрессивной политике фашистских государств
- развивать умение находить причинно-следственные связи в изучаемых событиях и давать им свою оценку.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Тема «Тоталитарные режимы в 30-е годы»
Вариант 1
-
Укажите страну Европы, в которой зародился фашизм
Германия 2) Португалия 3) Италия 4) Испания
-
Причина установления фашистской диктатуры в Германии
1 Поддержка Гитлера коммунистами
2 Экономический кризис
3 Победа Германии в Первой мировой войне
4 Убийство президента Германии Гинденбурга
-
Отличительная черта итальянского фашизма от германского нацизма
-
Приоритет государственных интересов 3) Корпоративность
-
Антидемократизм 4) Антикоммунизм
-
Народный фронт в 1930-е годы был создан в
-
Германии 2) Испании 3) Австрии 4) Италии
-
Аншлюсом в предвоенной истории называют:
-
Насильственное присоединение Австрии к Германии
-
Мятеж фашистов в Испании
-
Поход Муссолини на Рим
-
Захват Чехословакии
-
Установите соответствие
-
П. Гинденбург 2) Э.Тельман 3) Ф. Франко 4) Б. Муссолини
А) лидер компартии Германии В) президент Веймарской республики
Б) лидер фашисткой партии в Италии Г) глава государства в Испании
-
Расположите в хронологической последовательности события
А) Назначение Гитлера рейхсканцлером
Б) «Пивной путч» в Мюнхене
В) Латеранские соглашения
Г) «Ночь длинных ножей»
Д) Антикоминтерновский пакт
-
Когда А. Гитлер стал неограниченным диктатором
-
После поджога Рейхстага
-
С момента формирования правительства в январе 1933 года
-
После внесения изменений в конституции в марте 1933 года
-
После смерти П. Гинденбурга в августе 1934 года
-
После «ночи разбитых витрин»
Тема «Тоталитарные режимы в 30-е годы»
Вариант 2
-
Лидером фашистского режима в Испании был
-
Б. Муссолини 2) Ф. Франко 3) А. Гитлер 4) П. Гинденбург
-
Причина установления фашистского режима в Италии
-
Пресечение династии итальянских королей
-
Недовольство населения условиями Версальского мирного договора
-
Наступление мирового экономического кризиса
-
Поддержка Муссолини немецкими фашистами
-
Отличительная черта германского нацизма от итальянского фашизма
-
Приоритет государственных интересов 3) Антидемократизм
-
Антикоммунизм 4) Антисемитизм
-
Гражданская война между сторонниками и противниками Народного фронта началась в
-
Италии 2) Испании 3) Австрии 4) Германии
-
Договор между Германией и Японией в 1936 году получил название
-
Версальский договор
-
Мюнхенское соглашение
-
Антикоминтерновский пакт
-
Рейнский гарантийный пакт
-
Установите соответствие
-
А. Гитлер 2) Л. Кабальеро 3) В. Эммануил 4) Ф Франко
А) Король Италии
Б) Лидер нацистской партии в Германии
В) Глава фашистской диктатуры в Испании
Г) Лидер республиканского правительства в Испании
-
Расположите в хронологической последовательности события
А) Поджог рейхстага
Б) Назначение Гитлера рейхсканцлером
В) Поход на Рим итальянских фашистов
Г) «Ночь разбитых витрин»
Д) Антикоминтерновский пакт
-
Отличие политики Гитлера в Германии от политики «нового курса» в США состояло в
-
сохранении демократических институтов
-
милитаризации экономики
-
государственном вмешательстве в экономику
-
организации общественных работ
Ключ к теме «Тоталитарные режимы в 30-е годы»
Вариант 1
-
3
-
2
-
3
-
2
-
1
-
ВАГБ
-
БВАГД
-
4
Вариант 2
-
2
-
2
-
4
-
2
-
3
-
БГАВ
-
ВБАДГ
-
2
3. Сообщение темы и целей урока.
- В 2021 году исполнится ровно 82 года с момента начала самой кровопролитной, самая разрушительной, самой жестокой из всех войн – второй мировой .Что произошло , когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему? Об этом и поговорим мы сегодня на нашем уроке.
План урока: ( сл. 2)
1. Крах Версальско-Вашингтонской системы.
2. Несостоятельность Лиги Наций
3. Военно- политический блок « Берлин – Рим – Токио»
4. Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г.
5. Провал идеи коллективной безопасности.
4. Изучение нового материала
1) рассказ учителя
1. Крах Версальско-Вашингтонской системы.
- ( сл. 3)
Давайте вспомним, когда состоялась конференция в Версале? ( Верса́льский ми́рный догово́р — договор, подписанный 28 июня 1919 года (ровно через пять лет после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда) в Версальском дворце во Франции, официально завершивший Первую мировую войну 1914—1918 годов. После длительных секретных совещаний условия договора были выработаны на Парижской мирной конференции 1919—1920 годов и мирный договор был подписан между представителями с одной стороны стран-победительниц и капитулировавшей Германией — с другой)
- Какие решения были приняты на этой конференции? ( определяли послевоенные границы, были унизительными для Германии)
- Какое отношение имеет Версальская система к Вашингтону? (Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем.)
- До начала мирового кризиса сохранялась стабильность в отношениях между государствами, соблюдался Версальско-Вашингтонский договор. Но с началом кризиса появилась неустойчивость существующей системы международных отношений, началось её разрушение.
2) работа по учебнику:
- В чём проявилась эта неустойчивость вы должны узнать сами, прочитав п.1 на стр. 133 – 134 и выделить эти признаки
( сл. 4)
1) торгово-экономические связи между ведущими капиталистическими странами стали свёртываться
2) были возведены барьеры в виде таможенных пошлин
3) каждая страна действовала в одиночку
4) США вернулась к политике изоляционизма
5) Япония привела в действие свою программу экспансии на материк
6) возмутителями мирового спокойствия стала Германия и примкнувшая к ней фашистская Италия.
2. Несостоятельность Лиги Наций
- ( сл. 5)
Давайте вспомним, что это за организация
( Ли́га На́ций — международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919—20 годах.
- Сколько государств входило в Лигу Наций? ( В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников.)
- С какой целью она была создана? ( разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. )
- Лига Наций прекратила своё существование в 1946 году.
- В уставе Лиги Наций в статье 16 предусмотрена система санкций против страны- агрессора.
- Как вы думаете, могла ли Лига Наций в 1930-е годы воспользоваться этой статьёй?
- Как действовала Лига Наций по отношению к странам-агрессорам?
- Прочитайте материал п.2 и подтвердите свой ответ примерами.
страны | Политика внешней экспансии |
Япония ( сл. 6) Германия ( сл. 7) Италия: ( сл. 8) | 1931г.- пользуясь гражданской войной, японцы захватили Маньчжурию, чем нарушили договор 9 Вашингтонской конференции. 1937г.-вторжение в Центральный Китай. 1933-1935гг.-полный пересмотр Версальско-Вашингтонской системы, отмена военных ограничений. Восстановление «равенства» и ликвидация «несправедливости». Германия вызывала сочувствие, т.к. боролась с коммунистической угрозой. 1936г.- Германия поддержала фашистский мятеж в Испании 1938г.- германские войска вошли в Австрию 1935-1936гг. – агрессия Италии против Эфиопии 1936г.- оформлен союз «Берлин-Рим» 1936г.-Антикоминтеровский пакт Германии и Японии 1937г.- оформилась ось «Берлин-Рим-Токио» |
3. Военно-политический блок « Берлин-Рим-Токио»
- ( сл. 9) Чём вам говорит название этого блока?
- Три державы агрессора, вставшие на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости
Октябрь 1936 г. – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим».
Стороны договорились о следующем:
«Правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии, признавая предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставление каждому государству возможности занять свое место в мире, считают основным принципом создание и поддержание нового порядка, необходимого для того, чтобы народы в районах Великой Восточной Азии и Европы могли пожинать плоды сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций, выражают решимость взаимно сотрудничать и предпринимать согласованные действия в указанных районах в отношении усилий, основывающихся на этих намерениях. Правительства трех держав, преисполненные стремления к сотрудничеству со всеми государствами, которые прилагают подобные усилия во всем мире, полны желания продемонстрировать свою непреклонную волю к миру во всем мире, для чего правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии заключили нижеследующее соглашение.
Статья 1. Япония признает и уважает руководящее положение Германии и Италии в установлении нового порядка в Европе.
Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководящее положение Японии в установлении нового порядка в Великой Восточной Азии.
Статья 3. Япония, Германия и Италия соглашаются осуществлять взаимное сотрудничество, основывающееся на указанном курсе, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в японо-китайском конфликте, то три страны обязуются оказывать взаимную помощь всеми имеющимися в их распоряжении политическими, экономическими и военными средствами.
Статья 4. В целях осуществления настоящего пакта безотлагательно создается смешанная комиссия, назначаемая правительством Японии, правительством Германии и правительством Италии.
Статья 5. Япония, Германия и Италия подтверждают, что указанные выше статьи никоим образом не затрагивают политического курса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников пакта и Советским Союзом.
Статья 6. Настоящий пакт вступает в силу с момента его подписания. Срок действия пакта — десять лет со дня вступления в силу. Договаривающиеся Стороны по требованию одной из держав, заключивших пакт, обсудят вопрос пересмотра настоящего договора в любой момент до истечения этого периода.»
Ноябрь 1936 г. – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.
4. Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938г. Политика умиротворения агрессора.
Аншлюс Австрии – начало планов Гитлера по воссоединению с Германией территорий, где проживают этнические немцы.
В Судетской области Чехословакии большинство населения – немцы, Германия требует эту территорию.
( сл. 10) 29-30 сентября 1938г. – Мюнхенский сговор, участники – Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франция),Гитлер (Германия), Муссолини (Италия).
1-10 октября 1938г. – Судетская область передана Германии.
Март 1939г. – Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии.
5. Провал идеи коллективной безопасности
стр. 136 - 138
( сл. 11)
В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.
Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.
У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.
23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.
1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.
Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?
- Почему Советский союз пошёл на подписание договора?
5. Подведение итога урока
Вопросы на стр. 138
6. Домашнее задание:
Параграф1-15, подготовиться к зачёту