СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Наши подземные богатства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Снова  пришел долгожданный миг—

           Нам пора в дорогу.

           Он зовет нас, в загадочный мир,

           Таинственный мир  природы.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Наши подземные богатства»»


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

По теме: «Наши подземные богатства» 4 класс

Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о подземных богатствах.

2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи.

3. Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, коллекционным материалом.

4. Развивать речь детей, умение общаться, работать в группах.

Оборудование: кроссворд «Полезные ископаемые», коллекции полезных ископаемых, карты определители, дополнительная литература, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Личностные.

У учащихся будут сформированы:

  • понимания необходимости дальнейшего изучения данного курса;

У учащихся могут быть сформированы:

  • ответственное отношение к изучению данного предмета;

  • способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать свои действия при проведении наблюдений;

  • оценивать правильность выполнения заданий, связанных с проведением наблюдений..

  • оценивать свое поведение и своих товарищей.

Учащиеся могут научится:

---развивать и тренировать наблюдательность;

---ставить цель проведения наблюдений;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-- ставить вопросы друг другу;

---работать в группе.

Предметные

Учащиеся научатся:

Описать полезные ископаемые по плану:

а) Название;

б) Свойства.

в) Способ добычи.

Г) Значение, применение.

е) Месторождения полезных ископаемых.



Ход урока.

1. Организационный момент.

- Снова пришел долгожданный миг—

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

-ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Это учителя нашей школы. Обернитесь и поприветствуйте их кивком головы.

- садитесь.

Слайд1

И день, и ночь, и в дождь, и в зной

Тружусь всё время под землёй.

Коплю запасы день деньской:

Алмазы, золото с рудой.

Учитель.

Что их объединяет? (шахтер и гномик живут и трудятся под землей)

А сейчас ребята,

Блиц турнир.

- Из какого материала построены стены нашей школы?

(Из чего сделана наша с вами школа?) (из кирпича, цемента)

(С помощью чего можно приготовить обед?) (газ)

- На чем можно подогреть обед?

- На каком топливе работает двигатель автомобиля? (бензин, газ)

- Чем вымощены (покрыты) дороги? (асфальтом)

Где человек взял все эти необходимые в быту материалы? (В недрах земли)

Слайд 2

Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

---Как они называются? (полезные ископаемые)

--Что такое полезные ископаемые? (это природные богатства. Которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности, которые и используют в народном хозяйстве)

--В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (твердом, жидком, газообразном) слайд 3

Какое полезное ископаемое находится в жидком состоянии? Нефть.

А в газообразном? газ.

В твердом каменный уголь. Известняк . руда. песок

Давайте, вспомним с какими полезными ископаемыми мы уже познакомились в 3 классе. песок. Глина. Известняк. Торф. каменный уголь.

- . Ребята,

Хозяйка подземных богатств

В свое царство не пустит нас,

Пока не отгадаем загадку и не разгадаем кроссворд.


- О каком полезном ископаемом говорится в загадке?

Под землею древний сад,

Там плоды его лежат.

Чтобы достать тяжелый плод,

Надо сделать длинный ход.

А достанут - не едят,

В печь положат и следят,

Чтобы он сгорел дотла,

Не жалея для нас тепла. ( каменный уголь)

А теперь давайте разгадаем кроссворд «Полезные ископаемые»

Слайд 4

По горизонтали:

3. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение,

( Известняк)


6:.Она варилась долго в домашней печи.

На славу получились ножницы,

( Руда)

7. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

(Торф)

8. Он черный, блестящий,

Наш помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

( Уголь)

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

(Глина)

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расправлен даже.

( Песок)

4. Без нее мы не поедем

На такси или мопеде,

Не поднимется ракета. А бензин из чего делают?

Отгадайте, что же это?

( Нефть)

5. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг;

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

( Гранит)

9. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветом расцветает от спички. ( Газ.)





1




2










г




п










л




е


4





5


3

и

з

в

е

с

т

н

я

к



г



н




о


е




6

р

у

д

а




к


ф





а






9


7

т

о

р

ф


н





у

г

о

л

ь





и






а








т






з









- Ребята, назовите способы добычи полезных ископаемых? ОТКРЫТЫЙ

(С ПОВЕРХНОСТИ) одни ископаемые добывают с поверхности земли песок. глина и ЗАКРЫТЫЙ (В ШАХТАХ) другие ископаемые добывают под землей  в шахтах уголь. нефть. руда

Слайд 5

Работа в группах.

Дети знакомятся с образцами полезных ископаемых.

- а сейчас поработаем в группах. У вас на столах есть образцы полезных ископаемых. Карточки - помогайки. Учебники атласы-определители. Вам необходимо дать характеристику полезным ископаемым.

На столах --Карточка –«помогайка»

1. Название

2 Свойства.

3. Способы добычи

4 Значение и применение.

Слайд 6

1 гр.

Ребята вам нужно рассказывать про железную руду по плану. ( стр. 164-165) учебника, атлас- определитель, «От земли до неба», «карточка- помогайка», карта края карточки с условными обозначениями)

Слайд 7

- Вторая группа вам нужно рассказать про гранит стр 160

Слайд 8

- третья группа вам нужно рассказать про известняк стр 160-161

Слайд 9

- Ребята хозяйка медной горы предлагает вам отдохнуть. Встали все. Физминутка для глаз. Следите глазами за солнышком.

Молодцы. Садитесь.

Слайд 10 - 11

Второе задание 1 группе. Рассказать про песок стр 162

Слайд 12

2 гр. Рассказать про каменный уголь стр 163-164

Слайд 13

3 гр. Рассказать про торф стр 162-163

Слайд 14

- 3 задание 1 группы рассказать про нефть стр 165-166

Слайд 15

- 3 задание 2 группы рассказать про природный газ стр 166-167

Слайд 16

- Сейчас мы проверим как вы запомнили полезные ископаемые. Поиграем в игру

Слайд 17-18

- Откройте рабочие тетради на стр 71. Выполним задание 1.

. Сейчас нам предстоит заполнить таблицу- схему» Полезные ископаемые»

Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на … какие две большие группы?: рудные и нерудные. Слайд 19

-Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? ( Железная руда)

-А нерудные полезные ископаемые еще делятся на две подгруппы.

- Как вы думаете, на какие? ( На строительные и горючие.)

Совершенно верно!

Ребята, у вас на столе лежат названия полезных ископаемых и таблица.

Заполните эту таблицу самостоятельно в группах

Проводится коллективная проверка заполнения таблицы.

Слайд 19.

- Ребята, эту таблицу можно дополнить группой, в которую входят драгоценные камни, их еще называют ювелирными, ювелирно –поделочными. Это алмаз, рубин, малахит, яшма и другие.( показ рисунков, фотографий, изделий) слайд 20


- Ребята, мы с вами много рассказали о полезных ископаемых. Скажите, пожалуйста, к какой природе относятся все эти полезные ископаемые? (п. иск. относятся к неживой природе.

Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.)

-Человек получил в дар подземные богатства, использует их.

- Как вы думаете , может ли человек опустошить все подземные кладовые? да

Охрана подземных богатств.

( Если относиться к добыче полезных ископаемых не по хозяйски , то они могут совсем исчезнуть.) так считает только настоящий хозяин. Конечно, такое может случиться. Вспомните, ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.

Об охране подземных богатств прочтете дома.

Домашнее задание.

- откройте дневники и запишите Д.з. стр 168-169, ответьте вопросы «Проверь себя» № 1-3

Оценки за урок.

Итог урока. Рефлексия.

- Подведем итог нашего урока.

Вы сегодня узнали что - то для себя новое?

- Д.- Как добывают полезные ископаемые?

- Вам понравился наш урок

-Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей». Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску.

-Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку красного цвета. Если вы были не очень внимательными - выберите желтый цвет. а если совсем не постарались - тогда зеленый цвет.


- Как замечательно получилось! Пусть тепло ваших дружных ладошек согреет всех сегодня в нашей школе!

Наш урок окончен. Спасибо за работу!

Дальнейших Вам успехов!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!