СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Национальный костюм башкир».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дерево красиво листвой, человек - одеждой. Народный костюм служит в определенной степени одним из признаков национальной принадлежности человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Национальный костюм башкир».»



Тема: «Национальный костюм башкир».

Класс: 7

Тип урока: урок сообщения нового материала

Цель урока: познакомить обучающихся с историей башкирского народного костюма

Задачи урока:

  1. Познавательная: познакомить обучающихся с особенностями башкирского костюма; способствовать формированию представления о декоративно – прикладном искусстве башкир;

  2. Развивающая: научить создавать художественный образ в декоративной композиции; пробуждать любознательность в области декоративно – прикладного творчества;

  3. Воспитательная: воспитать эстетическое чувство, а также чувство патриотизма к материальной культуре башкир.

Литература:

  1. История и культура Башкортостана. Хрестоматия /сост. В.С. Мавлетов. Уфа, ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2008

  2. Учебник «Культура Башкортостана 8 класс / под ред. С.А. Галина.- Уфа, 2005 »

  3. Мавлетов В.С. Цветущий край, благословенный. Учебное пособие для учащихся, Уфа, полиграфкомбинат, 2001

  4. Рабочая тетрадь к учебнику «Культура Башкортостана » для 8 класса.- Уфа, 2007

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Объяснение нового материала:

  1. История создания костюма у башкирского народа;

  2. Особенности башкирского национального костюма.

  1. Закрепление изученного материала.

  2. Итоги урока.

  3. Домашнее задание.



Ход урока

  1. Оргмомент. Здравствуйте, дорогие ребята! (Сели все ровно, руки на стол).

Чистоговорки:

Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Ребята, я Вам буду давать подсказку о чём мы сегодня будем говорить и какая у нас сегодня тема.

Пословица:

Дерево красиво листвой, человек – одеждой.

Как Вы это понимаете?

Учитель:

- Как называется наша республика. (Башкортостан)

- Какие народы живут в республике?(башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, украинцы и т.д.).

Наша республика является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу.

На территории нашей республике проживают представители 150 национальностей. Башкиры представляют собой коренное население республики. Они как отдельная народность формировалась на земле 9 -10- веке.

Физкультминутка:

    1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п., 3 — поворот головы налево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, 6 — и.п.
      Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    2. II. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Тема урока сегодня «Национальный костюм башкир». Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями башкирского национального костюма, с его самобытностью и неповторимостью, вспомним виды орнамента, характерных для башкирского национального костюма.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока. 

Словарное слово:

Костюм (от лат.) – означает одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека.

Народ свои обычаи и культурные особенности воспринимает как нечто изначальное. Народный костюм служит в определенной степени одним из признаков национальной принадлежности человека. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний.

  1. «История создания костюма у башкирского народа».

Слово учителя:

- Национальный костюм башкир складывался в течение веков. Единого общебашкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. С давних пор башкиры выделывали домотканую ткань из шерстяной пряжи, конопли, крапивы. Основным материалом для узорной домотканины стали льняные и хлопчатобумажные нити, но узор по традиции всегда наносили шерстью, что способствовало сохранению традиционного колорита ткани.

В прошлом, каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством, искусством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. Вообще для национального костюма башкир характерна была декоративность.

Основными цветами являются: красный, белый, синий, зеленый и желтый, остальные оттенки получались при смешивании основных.

  1. Особенности башкирского национального костюма.

Мужская и женская одежда башкир отличалась не столько формой и покроем, сколько приемами декоративно-прикладного оформления.

Женский национальный костюм башкир состоял из платья – кулмэк, нагрудной повязки – тушелдерек, сэлтэр, яга, сакал, широких штанов с широким шагом, заправленных в чулки или носки, короткой безрукавки – камзол или приталенного кафтана – елян, кожаные башмаки или сапог из сыромятной кожи с суконными голенищами. Женский наряд дополнял головной убор – кашмау, кушъяулык.

- Что является основой женского костюма и каковы отличительные черты этого предмета одежды? (Однотонное женское платье (кулдек) с длинными рукавами и воротом-стойкой. Подол с оборками, украшенными цветными лентами и вышивкой.)

- Какими предметами одежды дополняется платье? (Камзол – это жилет из бархата, украшенный узором по вороту, переду и подолу. Узор может быть в виде вышивки или аппликации. Елян – это верхняя одежда с длинными рукавами, без ворота и пуговиц.)

- Какие украшения дополняют женский костюм? (Обязательно должен быть головной убор – платок или шапочка-кашмау. Кашмау представляет собой головной убор из кораллов и серебра. Самым ярким украшением костюма был нагрудник, изготовленный из кораллов, монет и страз. Также одевались накосники, серьги, браслеты, кольца.)

- А знаете ли вы, что некоторые нагрудники в конце XIX в. По цене приравнивались к стоимости одной лошади или коровы!!!

- Что входило в мужской костюм? (Рубаха с длинными рукавами, украшенная вышивкой по вороту, подолу и краю рукавов. Штаны из полосатой ткани. К верхней одежде относились камзол, елян, казакин, чекмень. На голове носили тюбетейки, малахаи или меховые шапки.)

- Какими видами украшений владели башкирские мастерицы? (Вышивкой, аппликацией, отделкой позументом и серебряными украшениями, лентами.)


Загадки:

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге

Не промокнут наши ноги.

(Сапоги.)

Вязаным корытом

Горка накрыта,

Круглая горка

Спряталась в норке,

Лес на горке стих

Да к земле приник,

Горка под корытом

От холода укрыта.

Ты эту тайну разгадай

Да корыто опознай!

(Шапка.)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(Штаны.)


  1. Закрепление изученного материала.

  2. Итоги урока.

  3. Домашнее задание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!