Урок№ 7класс Дата_________
Тема урока: НЕРАВЕНСТВО ТРЕУГОЛЬНИКА
Цели урока: учить решать задачи, используя изученные теоремы и следствия из них;
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся.
воспитательная – воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры; воспитание чувства ответственности перед товарищами, умение контролировать свои действия.
Планируемые результаты:
Личностного развития:
продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметного развития:
расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Предметного развития:
формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, доска, мел
Ход урока
Организационный момент
I. Проверка усвоения изученного на предыдущем уроке мате-
риала.
1. Фронтальный опрос.
2. Два человека записывают в это время на доске решения домашних задач для последующей проверки с классом.
II. Объяснение нового материала.
1. Решение задачи № 251 (есть решение в учебнике на странице 75).
После этого записать в тетрадях вывод: Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон, но больше разности двух других сторон: b – с а b + с; а – с b а + с; а – b с а + b.
3. Устно решить задачу № 248.
III. Решение задач.
1. Решить задачу № 249.
Решение
Рассмотрим два случая:
1) стороны равнобедренного треугольника 25 см, 25 см и 10 см. По теореме о неравенстве треугольника имеем:
25
25
Значит, основание равно 10 см;
2) стороны равны 10 см, 10 см и 25 см. По теореме о неравенстве треугольника получим 25
Ответ: основание равно 10 см.
2. Самостоятельно решить задачу № 250 (а).
3. Решить задачу № 253 на доске и в тетрадях.
Решение
1) Пусть внешний угол при вершине А равнобедренного треугольника АВС острый, тогда ВАC тупой. Следовательно, ВС – основание треугольника, а потому В = С и АВ = АС.
2) ВС АВ и ВС АС, так как против тупого угла лежит бульшая сторона треугольника. Поэтому, учитывая условия задачи, имеем: ВС – АВ =
= 4 (см), отсюда ВС = АВ + 4.
3) АВ + АС + ВС = 25 см, или 2АВ + ВС = 25 см.
Но ВС = АВ + 4, тогда 2АВ + АВ + 4 = 25;
3АВ = 21; АВ = 7 см, ВС = 11 см, АС = 7 см.
Ответ: 7 см, 11 см, 7 см.
4. Решить задачу № 246 по рисунку 129 учебника на доске и в тетрадях.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: выучить материал пунктов 30–33; ответить на вопросы 1–9 на с. 89–90; решить задачи №№ 242, 250 (б, в).
Урок № 7класс Дата___________
Тема урока: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Цели урока: повторить и обобщить изученный материал; выработать умение учащихся применять изученные теоремы при решении задач; развивающие: развивать логическое мышление учащихся; подготовить учащихся к контрольной работе.
воспитательная – воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры; воспитание чувства ответственности перед товарищами, умение контролировать свои действия.
Планируемые результаты:
Личностного развития:
продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметного развития:
расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Предметного развития:
формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, доска, мел
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка доказательства теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника и теоремы о неравенстве треугольника (у доски и за первыми партами – на листочках; это позволяет проверить у учащихся знание теорем и накопить отметки).
2. Фронтальная работа с классом:
1) ответы на вопросы 1–9 на с. 89–90;
2) устно решить задачу: существует ли треугольник со сторонами 4 м, 5 м и 8 м; со сторонами 6 см, 12 см и 3 см; со сторонами 9 дм, 9 дм и 7 дм?
II. Решение задач.
1. Решить задачу № 243 на доске и в тетрадях.
| Дано: АВС; АА1 – биссектриса; СD || АА1; D АВ. Доказать: АС = АD. Доказательство Так как по условию АА1 – биссектриса треугольника АВС, то 1 = 2. |
1 = 4 как накрест лежащие углы при пересечении параллельных прямых АА1 и СD и секущей АD. Из равенств 1 = 2; 1 = 4; 2 = 3 следует, что 3 = 4, тогда по признаку равнобедренного треугольника имеем, что треугольник DАС – равнобедренный, значит, по определению АС = АD.
2. Решить задачу 1: в прямоугольном треугольнике АВС гипотенуза АВ = 10 см. Найдите СD, если точка D лежит на гипотенузе АВ и ВD = СD.
Итак, СD = ВD по условию, АD = СD по доказанному, следовательно, СD = АВ = 5 см.
Ответ: 5 см.
3. Решить задачу 2: отрезок ЕK – биссектриса треугольника DЕС.
| Докажите, что KС ЕС. Доказательство Угол ЕKС – внешний угол треугольника DKЕ, поэтому он больше угла 1 и, значит, больше угла 2, так как 1 = 2. Так как ЕKС 2, то ЕС KС (по теореме о соотношениях между сторонами и углами треугольника). |
4. Решить задачу № 298 по рисунку 145 учебника.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторив материал пунктов 17–33; решить задачи №№ 244, 252, 297.