СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих , твердых и мягких согласных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1.познакомить учащихся с твердыми и мягкими согласными; с обозначением мягкости согласного звука; с нормами произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, с употреблением в русском языке твердых и мягких согласных.

2. развивать умения правильно употреблять пословицы и поговорки; умения правильно произносить слова с мягкими согласными.

3. воспитание интереса к устному народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих , твердых и мягких согласных.»

Русский язык 5 класс

Тема урока: Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих , твердых и мягких согласных.

Цели урока: 1.познакомить учащихся с твердыми и мягкими согласными; с обозначением мягкости согласного звука; с нормами произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, с употреблением в русском языке твердых и мягких согласных.

2. развивать умения правильно употреблять пословицы и поговорки; умения правильно произносить слова с мягкими согласными.

3. воспитание интереса к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема, таблицы


Ход урока:

I. Организационный момент

а) Организация внимания учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

Упр.42

Па-да-ют с вет-ки зо-ло-ты-е мо-нет-ки. Мно-го рук, а но-га од-на. На суч-ках ви-сят ша-ры, по-си-не-ли о жа-ры.


III.Актуализация знаний.


В русском языке

42 звука







гласные - 6

согласные - 36








Буквы и звуки

Буквы

Звуки

гласные

согласные

гласные

согласные

10

21

6

36

а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я

б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,

ф,х,ц,ч,ш,щ

а, и, о, у, ы, э

б[б‘], в[в‘], г[г‘], д[д‘] ж, з[з‘], й, к[к‘], л[л‘], м[м‘], н[н‘], п[п‘], р[р‘], с[с‘], т[т‘], ф[ф‘], х[х‘], ц, ч, ш, щ

Ъ и Ь звуков не обозначают, к гласным и согласным буквам

не относятся


IV.Новая тема.

Слово учителя: Ребята, согласные звуки бывают твердые и мягкие. Мягкость

согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е,Е,И,Ю,Я, а также мягким знаком Ь

В русском языке в одном слове могут быть и твердые, и мягкие согласные. Например: СОЛЬ МАЛЬЧИК МОРЕ МЫЛИ ГОВОРИЛИ

Мягкий знак обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова (пять, тетрадь, сентябрь) и в середине слова перед твердыми согласными (письмо, возьму).

Парные согласные

Непарные согласные

Твёрдые

Мягкие

Непарные твёрдые

Непарные мягкие

Б

Б

Ж, Ш, Ц

Й, Ч, Щ

В

В



Г

Г



Д

Д



З

З



К

К



Л

Л



М

М



Н

Н



П

П



Р

Р



С

С



Т

Т



Ф

Ф



Х

Х




Звонкие и глухие согласные

Звонкие

Глухие

парные

непарные

парные

непарные

б, в, г, д, ж, з

й, л, м, н, р

п, ф, к, т, ш, с

х, ц, ч, щ


Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне, слово надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы этот звук оказался под ударением: сосна – сосны, белить – белый.

Во многих корнях правописание гласных нельзя проверить ударением: гараж, корзина, резина, сигнал. Правописание таких слов надо запомнить или справляться в орфографическом словаре.


V. Первичная проверка ЗУН:

1.Задание №1: Измените слово или подберите родственные слова так, чтобы пропущенные гласные оказались под ударением.

Возы – воз, мосты, мозги, шкафы, серпы, ряд, мячи, мастера, паспорта.


VI. Закрепление материала

1.Работа над текстом.

а)Чтение текста «Мудрые мысли» стр.19

б)словарная работа:

собрались на совет – кеңеске жиналды

выскочило откуда-то – бір жерден ытқып шықты

изменю значения – мағынаны өзгертем

справлюсь – жеңіп шығам

не обойтись – іс тыңбайды

г)выпишите из сказки слова, значение которых изменило Ударение. Укажите в них ударный слог.


2.Задание 1.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Спишите, расставьте ударения.

Отдать, раздать, встать, запеть, узнать, раздеть, нагреть, успеть, созреть.

Второй уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Сп…шите на работу – сп…шите задачу, пос…дел от горя – пос…дел на скамейке, ч…стота колебаний – ч…стота комнаты, д…лёкий гудок – д…лина реки.

Третий уровень. Спишите, подберите родственные слова, поставьте ударение.

Забавлять – забава. Гостиница, подарить, связной, заплатить , вредитель, пятнистый.


3.Вып. упр.43, упр54

Воздушный – воздух, городской – город, лесной – лес, морской – море, спортивный – спорт, степной – степь.

Сентябрь, осень, дождь, пыль.


4.Работа по карточке.

Карточка 1. Подберите родственные слова.

Сосна – сосны, коза, глава, страна, метла, земля, права, войска, ремесло.

Карточка 2. Подберите родственные слова.

Говорили – говор, веселились, красили, зеленоватый, вредный.


VII. Подведение итогов урока.

Тест.

1.Укажите слово с проверяемым гласным.

А)ведро В)аргумент С)тихо

2.Укажите слово с непроверяемым гласным.

А)года В)бидон С)тормоз

3.Укажите слово с непроверяемым гласным.

А)ветер В)бетон С)сумка

4.Укажите слово с проверяемым гласным.

А)адреса В)реформа С)актив

5.Укажите существительное.

А)умный В)ум С)умнеть


VIII. Домашнее задание.

1.Упр.55, стр.22

2.Комментирование оценок