Русский язык 5 класс
Тема урока: Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих , твердых и мягких согласных.
Цели урока: 1.познакомить учащихся с твердыми и мягкими согласными; с обозначением мягкости согласного звука; с нормами произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, с употреблением в русском языке твердых и мягких согласных.
2. развивать умения правильно употреблять пословицы и поговорки; умения правильно произносить слова с мягкими согласными.
3. воспитание интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема, таблицы
Ход урока:
I. Организационный момент
а) Организация внимания учащихся.
II. Проверка домашнего задания.
Упр.42
Па-да-ют с вет-ки зо-ло-ты-е мо-нет-ки. Мно-го рук, а но-га од-на. На суч-ках ви-сят ша-ры, по-си-не-ли о жа-ры.
III.Актуализация знаний.
В русском языке
42 звука


гласные - 6
согласные - 36
Буквы и звуки
Буквы | Звуки |
гласные | согласные | гласные | согласные |
10 | 21 | 6 | 36 |
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я | б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т, ф,х,ц,ч,ш,щ | а, и, о, у, ы, э | б[б‘], в[в‘], г[г‘], д[д‘] ж, з[з‘], й, к[к‘], л[л‘], м[м‘], н[н‘], п[п‘], р[р‘], с[с‘], т[т‘], ф[ф‘], х[х‘], ц, ч, ш, щ |
Ъ и Ь звуков не обозначают, к гласным и согласным буквам не относятся |
IV.Новая тема.
Слово учителя: Ребята, согласные звуки бывают твердые и мягкие. Мягкость
согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е,Е,И,Ю,Я, а также мягким знаком Ь
В русском языке в одном слове могут быть и твердые, и мягкие согласные. Например: СОЛЬ МАЛЬЧИК МОРЕ МЫЛИ ГОВОРИЛИ
Мягкий знак обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова (пять, тетрадь, сентябрь) и в середине слова перед твердыми согласными (письмо, возьму).
Парные согласные | Непарные согласные |
Твёрдые | Мягкие | Непарные твёрдые | Непарные мягкие |
Б | Б ‘ | Ж, Ш, Ц | Й, Ч, Щ |
В | В’ | | |
Г | Г’ | | |
Д | Д’ | | |
З | З’ | | |
К | К’ | | |
Л | Л’ | | |
М | М’ | | |
Н | Н’ | | |
П | П’ | | |
Р | Р’ | | |
С | С’ | | |
Т | Т’ | | |
Ф | Ф’ | | |
Х | Х ‘ | | |
Звонкие и глухие согласные
Звонкие | Глухие |
парные | непарные | парные | непарные |
б, в, г, д, ж, з | й, л, м, н, р | п, ф, к, т, ш, с | х, ц, ч, щ |
Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне, слово надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы этот звук оказался под ударением: сосна – сосны, белить – белый.
Во многих корнях правописание гласных нельзя проверить ударением: гараж, корзина, резина, сигнал. Правописание таких слов надо запомнить или справляться в орфографическом словаре.
V. Первичная проверка ЗУН:
1.Задание №1: Измените слово или подберите родственные слова так, чтобы пропущенные гласные оказались под ударением.
Возы – воз, мосты, мозги, шкафы, серпы, ряд, мячи, мастера, паспорта.
VI. Закрепление материала
1.Работа над текстом.
а)Чтение текста «Мудрые мысли» стр.19
б)словарная работа:
собрались на совет – кеңеске жиналды
выскочило откуда-то – бір жерден ытқып шықты
изменю значения – мағынаны өзгертем
справлюсь – жеңіп шығам
не обойтись – іс тыңбайды
г)выпишите из сказки слова, значение которых изменило Ударение. Укажите в них ударный слог.
2.Задание 1.Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, расставьте ударения.
Отдать, раздать, встать, запеть, узнать, раздеть, нагреть, успеть, созреть.
Второй уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сп…шите на работу – сп…шите задачу, пос…дел от горя – пос…дел на скамейке, ч…стота колебаний – ч…стота комнаты, д…лёкий гудок – д…лина реки.
Третий уровень. Спишите, подберите родственные слова, поставьте ударение.
Забавлять – забава. Гостиница, подарить, связной, заплатить , вредитель, пятнистый.
3.Вып. упр.43, упр54
Воздушный – воздух, городской – город, лесной – лес, морской – море, спортивный – спорт, степной – степь.
Сентябрь, осень, дождь, пыль.
4.Работа по карточке.
Карточка 1. Подберите родственные слова.
Сосна – сосны, коза, глава, страна, метла, земля, права, войска, ремесло.
Карточка 2. Подберите родственные слова.
Говорили – говор, веселились, красили, зеленоватый, вредный.
VII. Подведение итогов урока.
Тест.
1.Укажите слово с проверяемым гласным.
А)ведро В)аргумент С)тихо
2.Укажите слово с непроверяемым гласным.
А)года В)бидон С)тормоз
3.Укажите слово с непроверяемым гласным.
А)ветер В)бетон С)сумка
4.Укажите слово с проверяемым гласным.
А)адреса В)реформа С)актив
5.Укажите существительное.
А)умный В)ум С)умнеть
VIII. Домашнее задание.
1.Упр.55, стр.22
2.Комментирование оценок