Муниципальное основное общеобразовательное учреждение
«Хунгиянскаяосновная общеобразовательная школа»
Кайтагского района РД
"М.Ю. Лермонтов "Мцыри".
Образ главного героя."
Разработала: учитель русского языка
и литературы Хунгиянской ООШ
Касумова Заира Касумовна
с. Хунгия
Урок по теме "М.Ю. Лермонтов "Мцыри". Образ главного героя."
Цели:
Образовательные: совершенствовать умение уч-ся анализировать поэтический текст на примере поэмы Лермонтова; дать характеристику образу Мцыри и средствам его создания.
Развивающие: навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание.
Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Ход урока.
Организация класса.
Постановка темы и цели урока.
- Тема нашего урока «Образ главного героя поэмы М. Ю Лермонтова «Мцыри».
3. Беседа по тексту.
Учитель: С Кавказом связана и одна из лучших его поэм «Мцыри».
Кавказ – край свободных, гордых людей, которых никто в истории человечества так и не смог покорить. Горцы всегда жили и живут чувствами, страстями, не ища покоя и безмятежности.
- В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?
Обратите внимание на необычный эпиграф к поэме «Мцыри»( «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»).
- Прочитайте эпиграф к поэме.
Сообщение уч-ся о происхождении эпиграфа к поэме.
Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, «юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти.
- Каков смысл эпиграфа? (Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть. Эпиграф подтверждает право человека на свободу.)
Ученик. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.
Учитель. Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?
О чем же поэма? Определите тему поэмы.
-Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это всего опасней.
Учитель: Какова идея произведения? Что прославляет автор?
-Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Физкультминутка.
Учитель. Посмотрите еще раз текст поэмы , как она построена.
Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления,
рисующего вид заброшенного монастыря, во второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы.(их 24) представляют монолог героя, его исповедь .
Учитель. О жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе написанная целая поэма.
-Почему автор пошел на такое построение поэмы? - Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты из текста для ответа.
- Что же увидел Мцыри о жизни во время своих скитаний?
● Чтение фрагмента поэмы «Мцыри» (главы 6 и 11).
- Что особенного вы отметили, слушая эпизод? Какие чувства испытывал Мцыри, воспринимая этот пейзаж?
● Чтение фрагмента поэмы «Мцыри» (глава 12, 13).
- Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой?
● Чтение фрагмента поэмы «Мцыри» (глава 16-18).
- Для чего введен автором эпизод борьбы с барсом?
- Среди предложенных иллюстраций к поэме выберите ту, которая изображает эпизод борьбы Мцыри с барсом. Каким показан на ней герой?
- Автор обращает внимание на стремления юноши, на его внутренний мир. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?»).
Каково значение слова «исповедь»?
- В каком значении употреблено это слово в поэме?
- Почему герой устает от природы?
- Почему гибнет Мцыри?
- Найдем ответ на вопрос «Зачем живет человек?» с точки зрения монахов и Мцыри. Соотнесите положения каждого из мнений с героем или героями, которые его придерживаются.
1) Идеал – покой. Самоотречение ради служения высшей идее. Отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья. Смирение и пассивность. (Монахи.)
2) Испытывать радость встречи с бурей, грозой… Вольность – смысл жизни. Жизнь с ее напряжениями, препятствиями и опасностями. Тяга к сильным и вольным людям. (Мцыри)
6.Анализ с художественных средств в поэме.
- Работа с сигнальными карточками (метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, сравнение).
«Но юность вольная сильна,// И смерть казалась не страшна!» (эпитет);
«О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнии ловил…» (гипербола);
- «Я грыз сырую грудь земли…» (метафора);
«Я сам, как зверь, был чужд людей//И полз и прятался, как змей» (сравнение);
«Он был, казалось, лет шести;/ Как серна гор, пуглив и дик…» (сравнение);
«…сердце вдруг/ Зажглося жаждою борьбы…» (метафора);
«Сама земля дышала мне…» (олицетворение).
«Груды скал» (метафора).
«Объятья каменные» (эпитет).
- Какую роль играют данные средства художественной выразительности в поэме? (Тропы показывают страстность, силу характера Мцыри, который жаждет жизни, стремится слиться с тем, что он считает для себя родным).
7. Обобщение изученного.
- Подберите определения, характеризующие личность Мцыри.
- Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?»
- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни?
8. Выставление оценок. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы.