СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"»

Муниципальное основное общеобразовательное учреждение

«Хунгиянскаяосновная общеобразовательная школа»

Кайтагского района РД









"М.Ю. Лермонтов "Мцыри".

Образ главного героя."









Разработала: учитель русского языка

и литературы Хунгиянской ООШ

Касумова Заира Касумовна









с. Хунгия



Урок по теме "М.Ю. Лермонтов "Мцыри". Образ главного героя."

Цели:

Образовательные: совершенствовать умение уч-ся анализировать поэтический текст на примере поэмы Лермонтова; дать характеристику образу Мцыри и средствам его создания.

Развивающие: навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание.

Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Постановка темы и цели урока.

- Тема нашего урока «Образ главного героя поэмы М. Ю Лермонтова «Мцыри».

3. Беседа по тексту.

Учитель: С Кавказом связана и одна из лучших его поэм «Мцыри».

Кавказ – край свободных, гордых людей, которых никто в истории человечества так и не смог покорить. Горцы всегда жили и живут чувствами, страстями, не ища покоя и безмятежности.

- В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?

Обратите внимание на необычный эпиграф к поэме «Мцыри»( «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»).

- Прочитайте эпиграф к поэме.

Сообщение уч-ся о происхождении эпиграфа к поэме.

Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, «юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти.

- Каков смысл эпиграфа? (Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть. Эпиграф подтверждает право человека на свободу.)

Ученик. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Учитель. Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

О чем же поэма? Определите тему поэмы.

-Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это всего опасней.

Учитель: Какова идея произведения? Что прославляет автор?

-Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Физкультминутка.

Учитель. Посмотрите еще раз текст поэмы , как она построена.

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления,

рисующего вид заброшенного монастыря, во второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы.(их 24) представляют монолог героя, его исповедь .

Учитель. О жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе написанная целая поэма.

-Почему автор пошел на такое построение поэмы? - Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты из текста для ответа.

- Что же увидел Мцыри о жизни во время своих скитаний?

● Чтение фрагмента поэмы «Мцыри» (главы 6 и 11).

- Что особенного вы отметили, слушая эпизод? Какие чувства испытывал Мцыри, воспринимая этот пейзаж?

● Чтение фрагмента поэмы «Мцыри» (глава 12, 13).

- Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой?

● Чтение фрагмента поэмы «Мцыри» (глава 16-18).

- Для чего введен автором эпизод борьбы с барсом?

- Среди предложенных иллюстраций к поэме выберите ту, которая изображает эпизод борьбы Мцыри с барсом. Каким показан на ней герой?

- Автор обращает внимание на стремления юноши, на его внутренний мир. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?»).

Каково значение слова «исповедь»?

- В каком значении употреблено это слово в поэме?

- Почему герой устает от природы?

- Почему гибнет Мцыри?

- Найдем ответ на вопрос «Зачем живет человек?» с точки зрения монахов и Мцыри. Соотнесите положения каждого из мнений с героем или героями, которые его придерживаются.

1) Идеал – покой. Самоотречение ради служения высшей идее. Отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья. Смирение и пассивность. (Монахи.)

2) Испытывать радость встречи с бурей, грозой… Вольность – смысл жизни. Жизнь с ее напряжениями, препятствиями и опасностями. Тяга к сильным и вольным людям. (Мцыри)

6.Анализ с художественных средств в поэме.

- Работа с сигнальными карточками (метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, сравнение).

«Но юность вольная сильна,// И смерть казалась не страшна!» (эпитет);

«О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнии ловил…» (гипербола);

- «Я грыз сырую грудь земли…» (метафора);

«Я сам, как зверь, был чужд людей//И полз и прятался, как змей» (сравнение);

«Он был, казалось, лет шести;/ Как серна гор, пуглив и дик…» (сравнение);

«…сердце вдруг/ Зажглося жаждою борьбы…» (метафора);

«Сама земля дышала мне…» (олицетворение).

«Груды скал» (метафора).

«Объятья каменные» (эпитет).

- Какую роль играют данные средства художественной выразительности в поэме? (Тропы показывают страстность, силу характера Мцыри, который жаждет жизни, стремится слиться с тем, что он считает для себя родным).

7. Обобщение изученного.

- Подберите определения, характеризующие личность Мцыри.

- Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?»

- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни?

8. Выставление оценок. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы.