Тема урока: «Плоды».
Цели урока:
Предметные результаты:
1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).
2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.
3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Познавательные УУД
1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оборудование: Таблицы «Плоды».
Кочан капусты, шишка ели, клубень картофеля, корнеплод моркови.
8 чашечек, 24 зубочистки.
У каждого на столах плоды: оливки, яблоко, груша, мандарин, грецкий орех, лесной орех, арахис, семя подсолнечника, рис, киви, банан, огурец, помидор.
Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
-Посмотрите, что лежит на столе, как назвать одним словом все предметы?
-Определим цели нашего урока, что предстоит изучить?
И так сегодня мы будем говорить о плодах.
Давайте определим основные задачи сегодняшнего урока. Что нам предстоит изучить?
- Понятие плод.
- Из чего образуется плод.
- Примеры плодов.
- Значение, распространение плодов.
Давайте попробуем решить спор двух товарищей. Они запутались и не знают, к какой части растения это отнести? Определим, что же это за часть растения?
- Шишка ели
- Клубень картофеля
- Морковь
Шишка ели – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.
Клубень картофеля – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлие. Внутреннее строение как у стебля.
Морковь – это корнеплод, где в запас откладываются питательные вещества.
Вспомните строение цветка, какие части цветка принимают участие в образовании плодов?
( Слайд: цветок яблони – плод яблони)
Как связаны между собой эти органы растений? Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
( Опыление, оплодотворение)
Что такое опыление? Где созревает пыльца? Куда она должна попасть?
ПЛОД – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена. (записать в тетрадь)
Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.
Возьмите зубочистки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод.
Все ли плоды удалось проколоть? (нет)
Почему? (оболочка плода жёсткая)
Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? ( из некоторых плодов вытекает сок)
Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)
А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
Разделите на 2 тарелочки плоды: в 1 – сочные, во 2 – сухие.
А чем ещё отличаются плоды? ( по количеству семян)
У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся.
(Определяем по слайдам).
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ
СОЧНЫЕ СУХИЕ
Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные
- Ягода - Костянка - Коробочка - Зерновка
- Яблоко - Боб - Семянка
- Померанец - Жёлудь
- Тыквина - Крылатка
Сочные плоды:
Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян. Смородина, виноград.
Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах. Яблоко, рябина, груша.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).
Померанец– ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).
Сухие плоды:
Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).
Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом. (дуб).
Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник, одуванчик).
Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница, рис).
Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).
Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).
Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак, тюльпан).
Найдите плод оливы? Как он называется? Почему?
Почему вы решили, что плод оливы – костянка? (внутри косточка)
Как вы думаете, оливка и маслина – это два разных растения?
Ученик 1. Маслину европейскую еще называют оливковым деревом. Высота вечнозеленых деревьев 10-15 метров. Доживает до весьма преклонного возраста. У отдельных экземпляров он превышает 1000–2000 лет. Плод – оливка – представляет собой костянку с наружным кожистым слоем околоплодника, который бывает различно окрашенным (от беловатого до темно-синего). Под ним лежит богатая маслом мякоть, окружающая внутренний каменистый слой околоплодника, который заключает в себя семя. Мякоть плодов содержит 25-80 % невысыхающего масла. Для извлечения масла оливки измельчают и прессуют. Масло, собранное после первого отжима, очищают и получают превосходное светло-желтое или золотисто-желтое масло, которое сразу можно употреблять в пищу. Оставшуюся массу вторично отжимают под большим давлением и получают масло для технических целей (деревянное масло). Оливковое масло пригодно не только для питания человека, его применяют в медицине, в фармацевтической промышленности в качестве основы лекарственных средств, в парфюмерии, а также как смазочное масло и для заправки масляных ламп. В древности оливковое масло считалось символом чистоты. Только с появлением мыла оливковое масло перестали применять с гигиенической целью. Из оливок не только извлекают масло, их просто едят, причем во все возрастающих количествах. Из-за очень горького вкуса, что объясняется присутствием галловой и таниновой кислот, оливки не едят сырыми, но в соленом виде они вкусны. Их собирают и помещают в сосуды с рассолом, где они подвергаются продолжительному (от 3 до 10 месяцев) брожению, и только после этого становятся съедобными. Аналогично обрабатывают созревшие, синие оливки – популярный пищевой продукт. Оливковое, прованское масло, получаемое из них, используется для консервирования рыбопродуктов, при приготовлении пищи.
Почему плод груши, как и плод яблони, называют яблоком?
Давайте внимательно посмотрим на дольку яблока и груши. Что вы можете о них сказать? (они похожи) Такие плоды, как у яблока, где в образовании плода, кроме завязи принимает участие, разросшееся цветоложе, основания чашелистиков, лепестков, нижние части тычинок, называются яблоко.
Ученик 2. Издревле существует поверье: врачу нечего делать в доме, где есть яблоки, ибо они источник здоровья, силы, бодрости, молодости. Яблочный сок хорошо утоляет жажду, некалориен, содержит соли калия, фосфора, магния, железа, витамин С, яблочную, лимонную и другие виды органических кислот. Особенно полезен детям и людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при малокровии, гастрите с пониженной кислотностью. Яблоки содержат нерастворимые волокна, которые выводят лишний холестерин, а также растворимые волокна – пектины. Они способствуют очищению организма. Всего одно яблоко в день снижает риск инсульта. Вещество кверцетин, которое содержит яблоко – укрепляет иммунную систему, снимает воспаление.
Найдите сухие плоды. Как они называются? Найдите и рассмотрите плод орех. Что характерно для этого плода? (Покрыт твёрдой скорлупой и внутри семя).
Ученик 3. Лещина обыкновенная – лесной орех. Плоды используют в пищу. Селена ореха содержат большое количество жира (до 70 %). Плоды лесного ореха еще называют фундук. Настоящим орехом по праву называют орех грецкий, принадлежащий семейству ореховых. Ядро ореха – поистине кладезь различных полезных веществ. Оно содержит до 70 % жира, до 20 % белка, а также углеводы, витамины, особенно группы В и Е, минеральные соли. Культурные насаждения ореха намного урожайнее. Так, если в лесу урожайность плодов с 1 га. достигает 100-350 кг, то в культуре – до 1000 – 4480 кг с 1 га, то есть до 400 кг. с одного дерева. Арахис или земляной орех – это однолетнее растение из семейства бобовых, давшего нам горох, фасоль, бобы. После оплодотворения образующаяся завязь начинает постепенно нагибаться к почве и проникает на глубину 8-10 см. Дальнейшее развитие завязи происходит в почве. Поэтому арахис и называется земляным орехом. Образуется плод – боб длиной 1-6 см с 1-2 семенами. Их-то и употребляют в пищу.
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян. (Как это можно понять?)
Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась – Всё развалилось
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
Способы распространения семян
- Животными
- Ветром
- Самораспространение
- Водой
Каково значение плодов в природе? В жизни человека?
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
Перед вами лежат карточки: оранжевая – сочный плод,
синяя – сухой плод,
красная – односемянной плод,
зелёная – многосемянной плод.
Давайте попробуем сформулировать основные выводы по теме: «Плод».
Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.
Рефлексия.
Спасибо всем за работу на уроке. Все оценки будут выставлены в журнал.