СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему:"Повторение пунктуации"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторение знаний по теме"Пунктуация". Цель:расширение знаний учащихся о возникновении знаков препинания;

отработка навыка постановки знаков препинания в простом предложении.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему:"Повторение пунктуации"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛГАСОВСКАЯ СОШ











План-конспект урока русского языка

в 6 классе.






Тема: Повторение пунктуации.

Цель: расширение знаний учащихся о возникновении знаков препинания;

отработка навыка постановки знаков препинания в простом предложении.



Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня, ребята, у нас с вами не совсем обычный урок. Вы уже шестой год учитесь в школе и знаете о существовании знаков препинания, привыкли расставлять их в предложении. А знаете ли вы, сколько всего знаков препинания в русском языке?

(Дети называют знаки, учитель пишет их на доске: . , ; : - ( ) « » ? ! …


Знаки препинания - наши помощники, они помогают оформлять нашу речь на письме, делать понятным любое высказывание. А знаете ли вы, когда появилась пунктуация, как назывались знаки препинания раньше и что они обозначали?


Об этом послушаем наших учеников.

Ученик: Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.


Ученик: Раньше всех была введена точка ( с 80 – х годов 15 столетия), затем запятая (к концу первой четверти 16 века).

В связи с развитием книгопечатания употребление знаков препинания стало обязательным. Так, в книгах первой половины 16 века уже используются такие знаки препинания: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак.


Учитель: Вы видите, ребята, что необходимость в знаках препинания люди почувствовали уж давно, придумали их, научились ими пользоваться. А как умеем это делать мы?

Расскажите о знаках, которые ставятся в конце предложения. Кстати, называются они знаками завершения. Почему? (Закончено высказывание, оформлена мысль).

Придумайте и запишите 3 предложения, в конце которых ставятся разные знаки препинания.

Какими бывают предложения по цели высказывания?

Чем отличается восклицательное предложение от невосклицательного?

- Представьте себе, что в 16 веке в качестве знака вопроса употреблялась … точка с запятой!

С этим знаком мы еще не знакомы, он употребляется в сложных предложениях, чаще всего больших по объему.

А вот восклицательный знак именовался «удивным», т.е. удивительным.

Какие же чувства могут выражать высказывания, в конце которых ставится восклицательный знак?

Приведите примеры из упражнения.


Учитель: Мы повторили знаки завершения. Но ведь внутри предложения тоже ставятся знаки препинания. Что же известно об истории их возникновения?


Ученик: «В грамматике Мелетия Смотрицкого» впервые упоминается о скобках, которые в ту пору называли «вместным» знаком. К концу 18 века появились тире, кавычки и двоеточие.


Ученик: Знак тире (или черту) первым начал применять Николай Михайлович Карамзин, русский писатель и историк. Ученик Ломоносова, языковед Барсов, называл этот знак «молчанкой».


Учитель: Теперь пришло время вспомнить, какие знаки препинания мы уже знаем и умеем ставить в предложении.

Запишите предложения, расставьте нужные знаки и объясните их постановку.


Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Человек тверже стали, но нежнее цветка.

Пословица – мудрость народа.

Знание – лучшее богатство.

Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоем.


Учитель: Теперь давайте улыбнемся.

(Открываются предложения, заранее написанные на подвижной доске).


Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

У нас в саду много деревьев: кустов, цветов.


Почему мы смеёмся? Исказился ли смысл высказываний из – за того, что допущена ошибка при расстановке знаков препинания?

Исправьте (устно) ошибки.


Учитель: Мы чуть было не забыли о двоеточии. Вспомните, когда в предложении ставится этот знак?

Правильно, в предложениях с прямой речью и в предложениях с однородными членами и обобщающими словами.

Кто сможет нарисовать схемы расстановки знаков препинания в этих случаях?

: и А : «П».


Упражнение на повторение этих правил вы сделаете дома (Упр.32)


Учитель: Подведение итогов урока.

В заключение (если позволит время) заранее подготовленный ученик читает стихотворение С.Я. Маршака.


У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.


Прибежал чудак –

Восклицательный знак

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Ура! Долой!

Караул! Разбой!


Притащился кривоногий

Восклицательный знак,

Задаёт он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?


Явились запятые,

Девицы занятые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.


Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие,

И прочие, и прочие,

И прочие …


Заявили запятые:

- Мы особы занятые:

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.


- Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой.


Двоеточие, мигая,

Закричало: «Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,


Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу».


Нет, сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие …

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие …


Вопросительный знак

Удивился: «То есть как?»

Восклицательный знак

Возмутился: «То есть как?!»


- Так, - сказала точка,

Точка – одиночка, -

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.