МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛГАСОВСКАЯ СОШ
План-конспект урока русского языка
в 6 классе.
Тема: Повторение пунктуации.
Цель: расширение знаний учащихся о возникновении знаков препинания;
отработка навыка постановки знаков препинания в простом предложении.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Сегодня, ребята, у нас с вами не совсем обычный урок. Вы уже шестой год учитесь в школе и знаете о существовании знаков препинания, привыкли расставлять их в предложении. А знаете ли вы, сколько всего знаков препинания в русском языке?
(Дети называют знаки, учитель пишет их на доске: . , ; : - ( ) « » ? ! …
Знаки препинания - наши помощники, они помогают оформлять нашу речь на письме, делать понятным любое высказывание. А знаете ли вы, когда появилась пунктуация, как назывались знаки препинания раньше и что они обозначали?
Об этом послушаем наших учеников.
Ученик: Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.
Ученик: Раньше всех была введена точка ( с 80 – х годов 15 столетия), затем запятая (к концу первой четверти 16 века).
В связи с развитием книгопечатания употребление знаков препинания стало обязательным. Так, в книгах первой половины 16 века уже используются такие знаки препинания: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак.
Учитель: Вы видите, ребята, что необходимость в знаках препинания люди почувствовали уж давно, придумали их, научились ими пользоваться. А как умеем это делать мы?
Расскажите о знаках, которые ставятся в конце предложения. Кстати, называются они знаками завершения. Почему? (Закончено высказывание, оформлена мысль).
Придумайте и запишите 3 предложения, в конце которых ставятся разные знаки препинания.
Какими бывают предложения по цели высказывания?
Чем отличается восклицательное предложение от невосклицательного?
- Представьте себе, что в 16 веке в качестве знака вопроса употреблялась … точка с запятой!
С этим знаком мы еще не знакомы, он употребляется в сложных предложениях, чаще всего больших по объему.
А вот восклицательный знак именовался «удивным», т.е. удивительным.
Какие же чувства могут выражать высказывания, в конце которых ставится восклицательный знак?
Приведите примеры из упражнения.
Учитель: Мы повторили знаки завершения. Но ведь внутри предложения тоже ставятся знаки препинания. Что же известно об истории их возникновения?
Ученик: «В грамматике Мелетия Смотрицкого» впервые упоминается о скобках, которые в ту пору называли «вместным» знаком. К концу 18 века появились тире, кавычки и двоеточие.
Ученик: Знак тире (или черту) первым начал применять Николай Михайлович Карамзин, русский писатель и историк. Ученик Ломоносова, языковед Барсов, называл этот знак «молчанкой».
Учитель: Теперь пришло время вспомнить, какие знаки препинания мы уже знаем и умеем ставить в предложении.
Запишите предложения, расставьте нужные знаки и объясните их постановку.
Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Человек тверже стали, но нежнее цветка.
Пословица – мудрость народа.
Знание – лучшее богатство.
Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоем.
Учитель: Теперь давайте улыбнемся.
(Открываются предложения, заранее написанные на подвижной доске).
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
У нас в саду много деревьев: кустов, цветов.
Почему мы смеёмся? Исказился ли смысл высказываний из – за того, что допущена ошибка при расстановке знаков препинания?
Исправьте (устно) ошибки.
Учитель: Мы чуть было не забыли о двоеточии. Вспомните, когда в предложении ставится этот знак?
Правильно, в предложениях с прямой речью и в предложениях с однородными членами и обобщающими словами.
Кто сможет нарисовать схемы расстановки знаков препинания в этих случаях?


: и А : «П».
Упражнение на повторение этих правил вы сделаете дома (Упр.32)
Учитель: Подведение итогов урока.
В заключение (если позволит время) заранее подготовленный ученик читает стихотворение С.Я. Маршака.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Притащился кривоногий
Восклицательный знак,
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы занятые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие,
И прочие, и прочие,
И прочие …
Заявили запятые:
- Мы особы занятые:
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».
Нет, сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие …
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие …
Вопросительный знак
Удивился: «То есть как?»
Восклицательный знак
Возмутился: «То есть как?!»
- Так, - сказала точка,
Точка – одиночка, -
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.