Тема урока: «Приближенные вычисления»
Цели урока:
- образовательные:
- развивающиеся:
Ход урока
1.Организационный этап: взаимное приветствие; проверка подготовленности студентов к уроку.
1. Округлите до сотых число:
а) 6,113; в) 1,407; д) 2,5013;
б) 0,318; г) 10,275; е) 11,096.
3. Сократите дробь:
.
3. Изучение новой темыс использованием презентации:
3.1. Приближенные вычисления. Рассказ преподавателя с использованием презентации. Краткая запись в тетрадь.
1. При решении практических задач часто приходится иметь дело с приближенными значениями различных величин.
2. Привести примеры из жизни, где используются точные и приближенные величины.
3. Если известно точное и приближенное значение величины, то полезно знать, на сколько приближенное значение отличается от точного, т. е. какова погрешность приближения.
4. Модуль (абсолютная величина) разности между значениями величины и ее приближенным значением называют абсолютной погрешностью приближения.
5. Обозначим точное значение величины буквой х, а приближенное – буквой а. Тогда погрешность приближения равна
.
Приближенные вычисления.
Погрешностью приближенного значения а числа х называется разность х-а между числом х и этим приближенным значением а. Обозначается
.
Абсолютной погрешностью приближенного значения а числа х называется модуль погрешности этого приближения:
.
Относительной погрешностью приближенного значения а числа х (а≠0, х≠0) называется отношение абсолютной погрешности этого приближения к модулю числа а.
.
Пример 1. Приближение числа 3,24 равно 3,2. Вычислить абсолютную и относительную погрешности приближения.
Решение: Абсолютная погрешность равна |3,24-3,2|=0,04. Относительная погрешность равна
Пример 2 (на доске вместе). Известно приближение числа 6,45: а) 6,4; б) 6,5. Вычислите абсолютную и относительную погрешности каждого приближения.
Округление чисел.
Пример. Округлить число 7,40952 последовательно до единиц, десятых долей, сотых долей, тысячных долей.
4. Закрепление материала:
4.1. № 5.1-5.5, 5.13-5.15, 5.22,
4.2. Задания на слайдах.
1)
;
3)
.
№ 1 (1, 3).
1)
;
3)
.
№ 2 (1; 3).
1)
;
3)
. Ответ:
.
№ 3
,
. Ответ: верно.
№ 4
. Это неравенство можно записать в виде двойного:
или в виде системы:
т. е.
. Ответ:
.
5. Итог урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание: стр.13 - 16 учебник Башмаков М.И