ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Урок на тему:
«Растениеводство»
10 класс
Подготовила урок учитель географии О.И.Лопатина
Зерноград 2019г.
Тема урока: «Растениеводство»
Цели урока:
Образовательная: формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии в России как одном из основных компонентов АПК. Изучить состав и особенности растениеводства, анализируя статистические данные и карты.
Обучающая: способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, статистическими данными, картами, таблицами.
Воспитательная: Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.
Технические средства: компьютерная презентация, атласы, учебник.
Методы: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.
Практические: работа со статистическим, дидактическим материалом, с атласом, картой, тестами, выполнение практической работы, гербарий.
Словарь: зерновые культуры, рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, горох, фасоль, чечевица, соя, технические культуры, подсолнечник, лен, сахарная свекла, рапс, клещевина.
Тип урока: комбинированный (изучения нового материала и практикум)
Ход урока:
1.Оргмомент
2. Повторение:
Агропромыитенный комплекс (АПК) - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
Главная задача АПК - обеспечить население страны продовольствием.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д.
АПК состоит из 3 звеньев (стадий производства).
Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:
1 звено - сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация
2 звено рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.
3 звено - торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.
Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья еще меньшую площадь занимают, и качество их ухудшается, так как заболачивается 20% сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии - 23%.
Мелиорация
3. Изучение нового материала:
Растениеводство.
Везде можно выращивать любые культуры на территории России? (ответы учеников)
Почему нет? От чего зависит? От агроклиматических условий.
Работа с учебником. Откройте стр.171 и прочитайте о растениеводстве. (5 минут).
Вопросы:
- Ведущая отрасль растениеводства зерновое хозяйство.
К зерновым культурам относятся - рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым - горох, фасоль, чечевица, соя.
По производству зерновых культур Россия занимает 1-е место в мире. По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место занимает - ячмень.
Где, в какой полосе, в каких районах выращивают пшеницу?
Что является отличием для ржи, ячменя, кукуруза, рис? Где их выращивают?
Что является «вторым хлебом»?
Картофелеводство.
Какие другие культуры вы знаете? Технические, овощные.
Технические: подсолнечник, лен, сахарная свекла, рапс, клещевина.
Какая техническая культура является редкостью для нашей страны из них?
Овощеводство.
Садоводство.
Какие культуры еще выращивают в России и как их используют?
Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивая зерновых и технических культур».
Растениеводство производит 55% от стоимости всей сельскохозяйственной
продукции, а животноводство - 45%. Но в развитых странах преобладает продукция животноводства, которая считается более ценной.
4. Закрепление
Решение теста «Проверь себя»
1. Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)
а) зерновые
б) кормовые
в) технические
г) овощи и картофель
2. К техническим культурам относятся
а) чечевица
б) лён и сахарная свёкла
в) лён, сахарная свёкла и рожь
3. Рожь, лён и картофель выращивают в основном
а) в чернозёмной зоне
б) в нечернозёмной зоне
4. К зерновым культурам относятся
а) соя
б) пшеница и лён
в) пшеница, овёс, кукуруза
Ответы: 1. г, в, б, а. 2.б. 3.б 4.в