СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Русь удельная. Княжества Южной Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, на котором дается понимание закономерности наступления феодальной раздробленности, ее причины ,последствия и особенности  развития в Южной Руси.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Русь удельная. Княжества Южной Руси"»

Тема: Начало Удельного периода. Княжества Южной Руси

Цель урока: объяснить закономерность феодальной раздробленности; раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса; выяснить особенности развития Южной Руси.

Задачи – достижение образовательных результатов:


Личностные:

- понимание роли социально активной личности в истории;

- воспитание патриотизма


Метапредметные:

- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты);

- формирование гражданственной и познавательной компетентности


Предметные:

-выработать умение определять и объяснять понятия;

- формулировать свою точку зрения, делать выводы;

- развить умение у учащихся анализировать исторические факты и события


Понятия: Удельное княжество, политическая раздробленность

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока:

- Учебник И.Л. Андреев, И.Н. Федоров;

-мультимедиа

Литература:

- Учебник И.Л. Андреев, И.Н. Федоров;

-Методическое пособие по Истории России 6 класс


План урока:

  1. Причины распада Древней Руси

  2. Три типа государственности в удельный период

  3. Княжества Южной Руси

  4. Южная Русь и Степь


  1. Изучение нового материала

Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня на уроке вы узнаете много интересного. Послушайте, пожалуйста, отрывок из Повести временных лет. «И сказал Владимир (Мономах): «весной начнет смерд пахать на лошади, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь… и жену его, и гумно его»

-Как вы думаете, почему Владимир Мономах так уверено говорит о нашествии половцев и об их успехе в победе? Чтобы ответить на этот (Между князьями были распри, что ослабило государство.)

-В чем причины усобиц? Что заставило князей враждовать между собой? (Князья стремились закрепить за собой и сво­ими сыновьями власть в своих землях.Верно! Именно об этом мы с вами и поговорим. Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

Верно, тема нашего урока: «Начало удельного периода. Княжество Южной Руси».

- Предположите, о чем именно мы поговорим с вами на уроке.

Посмотрите на экран. Вы видите план урока.

1.Причины распада Древней Руси.

2.Три типа государственности в удельный период.

3.Княжества Южной Руси.

4.Южная Русь и Степь.

1. Подумайте, на какой вопрос мы должны будем ответить..? Какое влияние оказал удельный период на Русь?

Древняя Русь распалась на удельные княжества.

-Как вы понимаете значение понятия «удельные княжества?» (Удельное княжество - территория на Руси, образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств. Удел — старин.часть, доля, данная, уделенная, выделенная кому-либо)

На Руси начался период политической раздробленности.

-Как вы понимаете значение понятия «Политическая раздробленность»? (Политическая раздробленность- процесс экономического усиления и политического обособления княжеств в одном государстве.) Со временем род Рюриковичей разрастался и определить старшинство было очень трудно. Такая ситуация приводила к многочисленным усобицам. Так же князья стремились закрепить за собой и своими сыновьями власть в своих землях. Тут сразу же вставал вопрос: каким образом определять «свои» земли?)

Давайте выясним причины распада Древней Руси.

1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне?

2. Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяга в греки»?

Делаем вывод и записываем в тетрадь первую причину, которая относится к экономической.

- Дайте определение понятия «натуральное хозяйство».

- Как вы думаете, как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами?

Записываем вторую причину.

(Экономические: 1. Рост городов, развитие ремесла и торговли в отдельных землях; 2. Развитие натурального хозяйства)

Теперь давайте обратимся к политическим причинам.

-Вспомните причины княжеских усобиц. Почему Владимир Мономах, дважды имея возможность занять киевский престол после смерти отца, не делал этого? (Усиление власти князя в своих землях (вотчинах); умножение рода Рюриковичей и запутанность в порядке старшинства)

Вы молодцы! А теперь давайте перенесемся в Европу и вспомним, в каких государствах происходила феодальная раздробленность, как и на Руси?

  • Давайте подведем итог всему вышесказанному: Можем ли мы назвать раздробленность особенностью этой эпохи?

Молодцы!Т.О. Раздробленность –это закономерный этап исторического развития человечества.

2.Переходим ко второму пункту плана: «Три типа государственности в удельный период»

Комментированное чтение.

- Назовите общую черту присущую всем государствам?

-Какие три типа власти утвердились в удельный период?

3. Теперь давайте рассмотрим каждый тип власти отдельно. Переходим к пункту 3: «Княжества Южной Руси»

Обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах. Вы там видите таблицу. Она нам нужна чтобы было легче разобраться в общих и отличительных чертах княжеств.

Вопросы

Южная Русь


Княжества, входившие в Южную Русь

Киевское, Галицко-Волынское



Характер княжеской власти

Сильное боярство, ограничивающее власть князя


Организация власти

Опиралась на дружину


Отношения с соседями



Вывод

Сохранились традиции управления Др. Руси.




-Покажите на карте Южную Русь?

- Какие княжества относились к Южной Руси? Давайте запишем их в нашу таблицу.

- Читаем первый абзац

-О чем нам говорит этот абзац? (О том, что князья опирались на дружину и зависели от нее и что бояре иногда вмешивались в личную жизнь князей.)



Делаем вывод и записываем в таблицу.

-Произошли какие-либо кардинальные изменения в управлении Южной Руси?( Нет. Здесь сохранились традиции управления Др.Руси.)

У вас остались 2 графы в таблицы: взаимоотношение с соседями и вывод вы их заполните дома.

Давайте посмотрим ещё раз на земли Южной Руси.

-Безопасно ли её положение? (Нет, так как границы не защищены и граничит с чужестранными государствами. )

- Кто совершал частые набеги на Русь? Верно, половцы. Об этом мы сейчас с вами и поговорим.

Переходим к нашему последнему пункту плана: Южная Русь и Степь

Вспомнить, как складывались взаимоотношения между русскими землями и половцами.

-половцы- это какой народ? (кочевой)

-А чем занимались люди в южных землях Руси?(земледелием)

-Как вы думаете, к чему приводил недостаток с/х у половцев?

(В период правления Влади­мира Мономаха, Русь сдерживала напор кочевников, но при его детях и внуках, в условиях раздробленности госу­дарства, набеги половцев, а также их участие в качестве приглашенной военной силы князей в борьбе друг с дру­гом приносили много бедствий населению, особенно приграничной со Степью полосы)



Подведем итог: какое влияние оказывало на развитие хозяйства южных княжеств, близ­кое соседство с половцами?

(Киевское княжество приходило в упадок, ослабевало его влияние на другие княжества Руси. Оно теряло лидерство в русских землях.

Таким образом, мы можем отметить, что соседство с половцами приводило в упадок южные земли.)

Итак, давайте подведем итог нашей работе на уроке. И вернемся к заданному нами в начале урока вопросу:

Какое влияние оказал удельный период на Русь?

Положительные моменты:

  • у княжеств появилось больше времени для развития именно своего княжества

  • денежные средства можно было вкладывать только в своё княжество, что приводило к его расцвету

Отрицательные моменты:

  • снижение обороноспособности;

  • междоусобные войны между князьями, приведшие к ослаблению Руси

Домашнее задание п.13.таблица.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!