Тема: Начало Удельного периода. Княжества Южной Руси
Цель урока: объяснить закономерность феодальной раздробленности; раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса; выяснить особенности развития Южной Руси.
Задачи – достижение образовательных результатов:
Личностные:
- понимание роли социально активной личности в истории;
- воспитание патриотизма
Метапредметные:
- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты);
- формирование гражданственной и познавательной компетентности
Предметные:
-выработать умение определять и объяснять понятия;
- формулировать свою точку зрения, делать выводы;
- развить умение у учащихся анализировать исторические факты и события
Понятия: Удельное княжество, политическая раздробленность
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование урока:
- Учебник И.Л. Андреев, И.Н. Федоров;
-мультимедиа
Литература:
- Учебник И.Л. Андреев, И.Н. Федоров;
-Методическое пособие по Истории России 6 класс
План урока:
Причины распада Древней Руси
Три типа государственности в удельный период
Княжества Южной Руси
Южная Русь и Степь
Изучение нового материала
Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня на уроке вы узнаете много интересного. Послушайте, пожалуйста, отрывок из Повести временных лет. «И сказал Владимир (Мономах): «весной начнет смерд пахать на лошади, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь… и жену его, и гумно его»
-Как вы думаете, почему Владимир Мономах так уверено говорит о нашествии половцев и об их успехе в победе? Чтобы ответить на этот (Между князьями были распри, что ослабило государство.)
-В чем причины усобиц? Что заставило князей враждовать между собой? (Князья стремились закрепить за собой и своими сыновьями власть в своих землях.Верно! Именно об этом мы с вами и поговорим. Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.
Верно, тема нашего урока: «Начало удельного периода. Княжество Южной Руси».
- Предположите, о чем именно мы поговорим с вами на уроке.
Посмотрите на экран. Вы видите план урока.
1.Причины распада Древней Руси.
2.Три типа государственности в удельный период.
3.Княжества Южной Руси.
4.Южная Русь и Степь.
1. Подумайте, на какой вопрос мы должны будем ответить..? Какое влияние оказал удельный период на Русь?
Древняя Русь распалась на удельные княжества.
-Как вы понимаете значение понятия «удельные княжества?» (Удельное княжество - территория на Руси, образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств. Удел — старин.часть, доля, данная, уделенная, выделенная кому-либо)
На Руси начался период политической раздробленности.
-Как вы понимаете значение понятия «Политическая раздробленность»? (Политическая раздробленность- процесс экономического усиления и политического обособления княжеств в одном государстве.) Со временем род Рюриковичей разрастался и определить старшинство было очень трудно. Такая ситуация приводила к многочисленным усобицам. Так же князья стремились закрепить за собой и своими сыновьями власть в своих землях. Тут сразу же вставал вопрос: каким образом определять «свои» земли?)
Давайте выясним причины распада Древней Руси.
1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне?
2. Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяга в греки»?
Делаем вывод и записываем в тетрадь первую причину, которая относится к экономической.
- Дайте определение понятия «натуральное хозяйство».
- Как вы думаете, как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами?
Записываем вторую причину.
(Экономические: 1. Рост городов, развитие ремесла и торговли в отдельных землях; 2. Развитие натурального хозяйства)
Теперь давайте обратимся к политическим причинам.
-Вспомните причины княжеских усобиц. Почему Владимир Мономах, дважды имея возможность занять киевский престол после смерти отца, не делал этого? (Усиление власти князя в своих землях (вотчинах); умножение рода Рюриковичей и запутанность в порядке старшинства)
Вы молодцы! А теперь давайте перенесемся в Европу и вспомним, в каких государствах происходила феодальная раздробленность, как и на Руси?
Давайте подведем итог всему вышесказанному: Можем ли мы назвать раздробленность особенностью этой эпохи?
Молодцы!Т.О. Раздробленность –это закономерный этап исторического развития человечества.
2.Переходим ко второму пункту плана: «Три типа государственности в удельный период»
Комментированное чтение.
- Назовите общую черту присущую всем государствам?
-Какие три типа власти утвердились в удельный период?
3. Теперь давайте рассмотрим каждый тип власти отдельно. Переходим к пункту 3: «Княжества Южной Руси»
Обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах. Вы там видите таблицу. Она нам нужна чтобы было легче разобраться в общих и отличительных чертах княжеств.
Вопросы | Южная Русь | |
Княжества, входившие в Южную Русь | Киевское, Галицко-Волынское | |
Характер княжеской власти | Сильное боярство, ограничивающее власть князя | |
Организация власти | Опиралась на дружину | |
Отношения с соседями | | |
Вывод | Сохранились традиции управления Др. Руси. | |
-Покажите на карте Южную Русь?
- Какие княжества относились к Южной Руси? Давайте запишем их в нашу таблицу.
- Читаем первый абзац
-О чем нам говорит этот абзац? (О том, что князья опирались на дружину и зависели от нее и что бояре иногда вмешивались в личную жизнь князей.)
Делаем вывод и записываем в таблицу.
-Произошли какие-либо кардинальные изменения в управлении Южной Руси?( Нет. Здесь сохранились традиции управления Др.Руси.)
У вас остались 2 графы в таблицы: взаимоотношение с соседями и вывод вы их заполните дома.
Давайте посмотрим ещё раз на земли Южной Руси.
-Безопасно ли её положение? (Нет, так как границы не защищены и граничит с чужестранными государствами. )
- Кто совершал частые набеги на Русь? Верно, половцы. Об этом мы сейчас с вами и поговорим.
Переходим к нашему последнему пункту плана: Южная Русь и Степь
Вспомнить, как складывались взаимоотношения между русскими землями и половцами.
-половцы- это какой народ? (кочевой)
-А чем занимались люди в южных землях Руси?(земледелием)
-Как вы думаете, к чему приводил недостаток с/х у половцев?
(В период правления Владимира Мономаха, Русь сдерживала напор кочевников, но при его детях и внуках, в условиях раздробленности государства, набеги половцев, а также их участие в качестве приглашенной военной силы князей в борьбе друг с другом приносили много бедствий населению, особенно приграничной со Степью полосы)
Подведем итог: какое влияние оказывало на развитие хозяйства южных княжеств, близкое соседство с половцами?
(Киевское княжество приходило в упадок, ослабевало его влияние на другие княжества Руси. Оно теряло лидерство в русских землях.
Таким образом, мы можем отметить, что соседство с половцами приводило в упадок южные земли.)
Итак, давайте подведем итог нашей работе на уроке. И вернемся к заданному нами в начале урока вопросу:
Какое влияние оказал удельный период на Русь?
Положительные моменты:
у княжеств появилось больше времени для развития именно своего княжества
денежные средства можно было вкладывать только в своё княжество, что приводило к его расцвету
Отрицательные моменты:
снижение обороноспособности;
междоусобные войны между князьями, приведшие к ослаблению Руси
Домашнее задание п.13.таблица.