СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Словосочетание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока для 3 класса на тему "Словосочетание"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Словосочетание"»






Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального

образования города Севастополя

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)






Технологическая карта урока русского языка

на тему «Словосочетание»

3 класс




Выполнила:

студентка группы НК-15-1

Пономаренко А. А.




Севастополь, 2018

Тема: «Словосочетание»

Класс: 3

УМК: «Планета знаний»

Цель: способствовать формированию умения различать слово и словосочетание, находить главное и зависимое слова.

Задачи:

- образовательная: создание условий для знакомства обучающихся с понятием «словосочетание», формирование умения различать слово и словосочетание, находить главное и зависимое слова.

- воспитательная: способствовать формированию познавательного интереса к русскому языку, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества в группе со сверстниками; воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.

- развивающая: способствовать расширению кругозора, развитию умения самостоятельно работать, формированию умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы, принимать участие в обсуждении поставленных проблем.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:





Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, …

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …

4. Если хочешь отвечать –

Надо …

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.










- ...внимательным!


- ... не перебивая!


- ... понятно!



- ... руку поднимать!




Минутка чистописания

Актуализация знаний

- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради и запишите какое сегодня число.

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

Закипит - исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит: -

Эй! Сними меня! - кричит .

- Молодцы, верно. С какой буквы начинается это слово?

- Правильно. А какие правила связаны с этой буквой?

-Молодцы. Давайте проведём небольшой словарный диктант: пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан, туча,, чудак, чулок, щука, чудо, чулан.

- Не забывайте подчеркнуть орфограммы.

- Ребята, давайте откроем учебники на странице 46 и прочитаем текст о слове. Сначала читаем про себя (затем учитель просит одного из обучающихся прочесть текст вслух, с выражением).

- Ребята, согласны вы с мнением автора?

- Давайте найдём предложение, в котором содержится вывод о значении слова в языке.

- Молодцы, абсолютно правильно. Давайте теперь запишем это предложение себе в тетрадь.

- А теперь, ребята, я предлагаю вам вспомнить, какие части речи вы знаете и как их различаете? Какую роль они выполняют в предложении?











- Чайник.




- С буквы «Ч»

- Сочетания ЧА и ЩА

пишем только с буквой А! Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У!

Пишут под диктовку слова, подчёркивают орфограммы.



Работа с учебником.


- Да.

- «Слово - самое общее и самое точное обозначение (название) любой вещи, любого действия, любого признака».

- Имя существительное - называет предмет, отвечает на вопросы «Кто?» «Что?».

Имя прилагательное - называет признак предмета, отвечает на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какой?», «Какие?».

Глагол - обозначает действие предмета, отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».


Постановка учебной цели и поиск решения проблемы.

Изучение нового материала.

- Молодцы! Ребята, как же часто мы в жизни встречаемся с ситуациями, когда один человек не понимает другого. Представьте себе такую картинку: малыш говорит маме, гуляя по осеннему парку: «Дай мне листик!» - и тянется к ним. Мама дает ему ближайший, жёлтый. Сын не берет. Мама протягивает ему другой, зеленый. Опять не тот. Оказывается, малышу нужен был красный листик.

- Почему мама не сразу поняла, какой листик нужен малышу? В чем проблема?

- А как же малышу точнее выразить свою просьбу?

- Давайте сделаем вывод: что же более конкретно называет предмет - слово или сочетание слов?

- Молодцы, верно! Кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Верно. А знаете ли вы что такое словосочетание? А как найти главное и зависимое слово в словосочетании?

- Значит, какова цель нашего урока?


- Правильно. Ребята, для того, чтобы узнать, что такое «словосочетание», откройте учебник на странице 47. Давайте прочитаем правило! Читаем про себя.

- Теперь прочитаем правило вслух (один из учеников)

- Молодцы. Мы с вами выяснили, что в словосочетаниях есть главное и зависимое слова. Обратите внимание на экран. Давайте понаблюдаем над строением словосочетаний. В каждом из них есть главное и зависимое слова. Главное слово обозначают сверху крестиком - от него мы будем задавать вопрос к зависимому слову.


- Выпишите из примеров в определении словосочетания, которое мы с вами прочитали, те словосочетания, которые подходят под данные схемы.

- Молодцы, а теперь, давайте поставим вопросы от главного слова к зависимому и запишем вопросы над стрелками. Например, в словосочетании «фарфоровая чашка» главное слово - чашка. Значит от него задаём вопрос: чашка «какая?» - фарфоровая. Теперь следующие словосочетания самостоятельно.


- Молодцы, справились с заданием! Ребята, давайте обратим внимание на упражнение №5 на странице 47. Слова или словосочетания здесь даны? Почему?

С_лёные огурцы, с_лить огурцы, заниматься спортом, п_рог с курагой, прочитать в г_зете, п_ртфель из кожи, фарфоровая ч_шка, к_пать землю, к_пать лопатой.

- Верно, а какие буквы необходимо вставить в слова и почему?









- Потому что малыш не уточнил, какой листик ему нужен, он просто назвал предмет.

- Указать какой конкретно листик ему нужен, назвать цвет, дополнить другими словами.


- Сочетание слов.


- О словосочетаниях.



- Нет.


- Узнать, что такое словосочетание и как найти главное и зависимое слово в словосочетании.



Работа с учебником.












- Фарфоровая чашка, варенье из малины, читать книгу.









- Варенье (какое?) из малины.

- Читать (что?) книгу.




- Это словосочетания. Потому что слова объеденены между собой по смыслу, есть главное и зависимое слова.






- Солёные, солить - безударная гласная в корне, проверочное слово «соль», «солит».

- Пирог, газета, портфель, чашка, копать - словарные слова.


Физминутка

Пальчиковая гимнастика

- Ребята, мы с вами пописали, поработали пришло время отдохнуть.

- Давайте разомнём ручки:

Пальчиковая гимнастика «На прогулку»

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

- А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.



Закрепление, систематизация знаний

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на упражнение № 6 на 47 странице учебника. Прочитайте задание.

- Поработаем в парах. Вместе с вашим соседом по парте вам необходимо определить, какие предложения можно построить из слов и словосочетаний?

Вдруг, полоса, морщинок, пробежала по морю, спокойному морю.

Море, почернело. Море, покрылось пятнами, пятнами ряби.

- Запишите составленные предложения в тетрадь и выделите уже известные вам части речи.

- Кто уже справился с заданием и готов озвучить составленные предложения?

Проверочная работа.

- молодцы, справились с заданием! А теперь, переворачиваем страницу учебника и смотрим на задание № 7. Прочитайте описание цветка. Кто догадался, что это за цветок?

- Верно. А теперь, выпишите из предложений словосочетания:

похож на (что?) … , шарики (какие?)… ,

дунешь на (что?)… , называется (как? чем?)… .

- Молодцы, ребята. Теперь, я предлагаю вам записать описание цветка и указать стрелками связь слов во втором предложении.

Работа с учебником.





Выполняют задание.








Проверяют правильность выполненного задания.





Работа с учебником.


-Одуванчик.






- Похож на солнышко, дунешь на шарик, шарики белые пушистые, называется одуванчиком.



Выполняют задание.






Подведение итогов

Рефлексия

- Что ж, ребята. Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, что узнали нового?


-А теперь, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных кружочков. Красный – плохо поработал сегодня, жёлтый – могу лучше, зелёный- хорошо поработал на уроке.




- Сегодня на уроке мы говорили о словосочетаниях и узнали что такое словосочетание, как определить главное и зависимое слова.

Проводят рефлексию собственной деятельности.


Домашнее зкадание

А для того, чтобы вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока вам необходимо будет дома выполнить одно очень интересное задание, которое находится на странице 48 нашего учебника. Упражнение № 8. Вам необходимо будет рассмотреть картинки и определить, в каких ситуациях мальчик изображён на данных картинках. Подумайте, какие слова можно использовать, чтобы назвать мальчика в зависимости от ситуации. Запишите эти слова.

Продолжи запись: Сын, …

- Например, ребята, в ситуации, где мальчик на приёме у доктора, можно назвать его пациентом.

- Также, вам необходимо будет составить словосочетания с записанными словами. Запишите их.

- Что ж, спасибо, вам, ребята, урок окончен.

Анализируют домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!