1. Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … 4. Если хочешь отвечать – Надо … В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. - ...внимательным! - ... не перебивая! - ... понятно! - ... руку поднимать! | |
Минутка чистописания Актуализация знаний | - Ребята, откройте, пожалуйста, тетради и запишите какое сегодня число. - Сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадку: Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: - Эй! Сними меня! - кричит . - Молодцы, верно. С какой буквы начинается это слово? - Правильно. А какие правила связаны с этой буквой? -Молодцы. Давайте проведём небольшой словарный диктант: пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан, туча,, чудак, чулок, щука, чудо, чулан. - Не забывайте подчеркнуть орфограммы. - Ребята, давайте откроем учебники на странице 46 и прочитаем текст о слове. Сначала читаем про себя (затем учитель просит одного из обучающихся прочесть текст вслух, с выражением). - Ребята, согласны вы с мнением автора? - Давайте найдём предложение, в котором содержится вывод о значении слова в языке. - Молодцы, абсолютно правильно. Давайте теперь запишем это предложение себе в тетрадь. - А теперь, ребята, я предлагаю вам вспомнить, какие части речи вы знаете и как их различаете? Какую роль они выполняют в предложении? | - Чайник. - С буквы «Ч» - Сочетания ЧА и ЩА пишем только с буквой А! Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У! Пишут под диктовку слова, подчёркивают орфограммы. Работа с учебником. - Да. - «Слово - самое общее и самое точное обозначение (название) любой вещи, любого действия, любого признака». - Имя существительное - называет предмет, отвечает на вопросы «Кто?» «Что?». Имя прилагательное - называет признак предмета, отвечает на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какой?», «Какие?». Глагол - обозначает действие предмета, отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». | |
Постановка учебной цели и поиск решения проблемы. Изучение нового материала. | - Молодцы! Ребята, как же часто мы в жизни встречаемся с ситуациями, когда один человек не понимает другого. Представьте себе такую картинку: малыш говорит маме, гуляя по осеннему парку: «Дай мне листик!» - и тянется к ним. Мама дает ему ближайший, жёлтый. Сын не берет. Мама протягивает ему другой, зеленый. Опять не тот. Оказывается, малышу нужен был красный листик. - Почему мама не сразу поняла, какой листик нужен малышу? В чем проблема? - А как же малышу точнее выразить свою просьбу? - Давайте сделаем вывод: что же более конкретно называет предмет - слово или сочетание слов? - Молодцы, верно! Кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Верно. А знаете ли вы что такое словосочетание? А как найти главное и зависимое слово в словосочетании? - Значит, какова цель нашего урока? - Правильно. Ребята, для того, чтобы узнать, что такое «словосочетание», откройте учебник на странице 47. Давайте прочитаем правило! Читаем про себя. - Теперь прочитаем правило вслух (один из учеников) - Молодцы. Мы с вами выяснили, что в словосочетаниях есть главное и зависимое слова. Обратите внимание на экран. Давайте понаблюдаем над строением словосочетаний. В каждом из них есть главное и зависимое слова. Главное слово обозначают сверху крестиком - от него мы будем задавать вопрос к зависимому слову.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/16/s_5c16a5096c071/1028949_2.jpeg) - Выпишите из примеров в определении словосочетания, которое мы с вами прочитали, те словосочетания, которые подходят под данные схемы. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/16/s_5c16a5096c071/1028949_3.jpeg) - Молодцы, а теперь, давайте поставим вопросы от главного слова к зависимому и запишем вопросы над стрелками. Например, в словосочетании «фарфоровая чашка» главное слово - чашка. Значит от него задаём вопрос: чашка «какая?» - фарфоровая. Теперь следующие словосочетания самостоятельно. - Молодцы, справились с заданием! Ребята, давайте обратим внимание на упражнение №5 на странице 47. Слова или словосочетания здесь даны? Почему? С_лёные огурцы, с_лить огурцы, заниматься спортом, п_рог с курагой, прочитать в г_зете, п_ртфель из кожи, фарфоровая ч_шка, к_пать землю, к_пать лопатой. - Верно, а какие буквы необходимо вставить в слова и почему? | - Потому что малыш не уточнил, какой листик ему нужен, он просто назвал предмет. - Указать какой конкретно листик ему нужен, назвать цвет, дополнить другими словами. - Сочетание слов. - О словосочетаниях. - Нет. - Узнать, что такое словосочетание и как найти главное и зависимое слово в словосочетании. Работа с учебником. - Фарфоровая чашка, варенье из малины, читать книгу. - Варенье (какое?) из малины. - Читать (что?) книгу. - Это словосочетания. Потому что слова объеденены между собой по смыслу, есть главное и зависимое слова. - Солёные, солить - безударная гласная в корне, проверочное слово «соль», «солит». - Пирог, газета, портфель, чашка, копать - словарные слова. | |
Физминутка Пальчиковая гимнастика | - Ребята, мы с вами пописали, поработали пришло время отдохнуть. - Давайте разомнём ручки: Пальчиковая гимнастика «На прогулку» Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу) А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев) Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе) А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу) Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами) И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола) - А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь за дело. | | |
Закрепление, систематизация знаний | - Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на упражнение № 6 на 47 странице учебника. Прочитайте задание. - Поработаем в парах. Вместе с вашим соседом по парте вам необходимо определить, какие предложения можно построить из слов и словосочетаний? Вдруг, полоса, морщинок, пробежала по морю, спокойному морю. Море, почернело. Море, покрылось пятнами, пятнами ряби. - Запишите составленные предложения в тетрадь и выделите уже известные вам части речи. - Кто уже справился с заданием и готов озвучить составленные предложения? Проверочная работа. - молодцы, справились с заданием! А теперь, переворачиваем страницу учебника и смотрим на задание № 7. Прочитайте описание цветка. Кто догадался, что это за цветок? - Верно. А теперь, выпишите из предложений словосочетания: похож на (что?) … , шарики (какие?)… , дунешь на (что?)… , называется (как? чем?)… . - Молодцы, ребята. Теперь, я предлагаю вам записать описание цветка и указать стрелками связь слов во втором предложении. | Работа с учебником. Выполняют задание. Проверяют правильность выполненного задания. Работа с учебником. -Одуванчик. - Похож на солнышко, дунешь на шарик, шарики белые пушистые, называется одуванчиком. Выполняют задание. | |
Подведение итогов Рефлексия | - Что ж, ребята. Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, что узнали нового? -А теперь, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных кружочков. Красный – плохо поработал сегодня, жёлтый – могу лучше, зелёный- хорошо поработал на уроке. | - Сегодня на уроке мы говорили о словосочетаниях и узнали что такое словосочетание, как определить главное и зависимое слова. Проводят рефлексию собственной деятельности. | |
Домашнее зкадание | А для того, чтобы вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока вам необходимо будет дома выполнить одно очень интересное задание, которое находится на странице 48 нашего учебника. Упражнение № 8. Вам необходимо будет рассмотреть картинки и определить, в каких ситуациях мальчик изображён на данных картинках. Подумайте, какие слова можно использовать, чтобы назвать мальчика в зависимости от ситуации. Запишите эти слова. Продолжи запись: Сын, … - Например, ребята, в ситуации, где мальчик на приёме у доктора, можно назвать его пациентом. - Также, вам необходимо будет составить словосочетания с записанными словами. Запишите их. - Что ж, спасибо, вам, ребята, урок окончен. | Анализируют домашнее задание. | |