1. Реализация домашнего задания. Актуализация знаний. | Установление контакта с детьми. Приветствие. - На прошлом уроке мы начали изучать большой раздел науки о языке. Что это за раздел? На доске запись: Синтаксис изучает… Пунктуация изучает… - А как связана с этими разделами культура речи? - На прошлом уроке мы узнали, что на Руси до 15 века писали без знаков препинания и даже без пробелов между словами. Покажите ваши листочки с записями подобного типа. Дома вы должны были на минутку представить себя летописцем. (Обучающиеся должны были записать пословицу, афоризм без пробелов и знаков препинания). - Обменяйтесь с соседом листочками, расшифруйте «древнее» послание. - Сложно ли было читать без пробелов и знаков препинания? | Проявляют готовность работать. Отвечают на вопрос. Два ученика дописывают записи на доске. (Синтаксис изучает словосочетание, предложение, текст. Пунктуация изучает систему знаков препинания, правила их постановки). Отвечают на вопрос. (Правильно построенное высказывание поможет точно выразить свои мысли, чувства…) Записывают пословицы, помогают друг другу при затруднениях. Отвечают на вопрос, делают вывод. | Групповая, индивидуальная, работа в паре | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в парах, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2. Формулировка темы и постановка цели урока, работа с опорой на изученное | Подводит обучающихся к цели урока, задавая вопросы, используя запись на доске. - Пунктуационные правила мы будем изучать на следующих уроках, а сегодня наш разговор о синтаксисе. - Попытайтесь определить тему урока. Слайд№1 - Как бы вы сформулировали цели нашего урока? - А что вы уже знаете о словосочетании? - Хорошо. Для наглядности отмечу это в этом цветке. Параллельно ответам ребят начинает реализовывать стратегию «кластер», заполняя два «лепестка» (главное слово, зависимое слово). Слайд №2 | Выдвигают гипотезы, формулируют тему урока («Словосочетание»), цели урока (Вспомнить изученное о словосочетании и узнать о нем что-то новое) Отвечают на вопрос (Сочетание слов, в котором одно слово главное, а другое зависимое…) | Групповая |
3. Осмысление. Работа по теме урока, углубление знаний | - Давайте проведем небольшое исследование и ответим на вопросы: 1. Как, при помощи чего соединяются слова в словосочетании? 2. Какие слова могут соединяться в словосочетание? 3. Каких ошибок нужно избегать при составлении словосочетаний? Формирует группы, помогает при необходимости. Демонстрирует слайды №3,4,5, Заполняет по ходу работы еще два «лепестка» кластера: грамматическая связь (выводы 1 группы), смысловая связь (выводы 2 группы). Демонстрирует слайд №6 – определение словосочетания. Предлагает обучающимся сверить выводы с теорией учебника на с.61. - Совпадают ли сведения учебника с нашими выводами? - Разделим последний пример теоретического материала на два словосочетания. Рядом с примерами обучающихся записывает схемы словосочетаний, объясняет: - В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, все словосочетания делятся на два вида: глагольные и именные. Заполняет последние «лепестки» кластера: именные, глагольные. Демонстрирует слайд №7, объясняет задание: с выделенными словами составить словосочетания, добавив зависимые слова, определить вид словосочетаний. | Объединяются в 3 группы, работают, представляют результаты исследований. 1 группа (Соединить слова в словосочетания нам помогли окончания и предлоги). 2 группа (Слова должны быть связаны по смыслу, обозначать сходные явления действительности). 3 группа (Со словосочетаниями нельзя путать грамматическую основу предложения и слово с предлогом; главное и зависимое слово в словосочетании должны быть выражены самостоятельными частями речи, предлог- только помощник). Работают с теоретическим материалом учебника, отвечают на вопрос. Два ученика на доске записывают словосочетания: помогать другу, своему другу; определяют главное слово, записывая вопрос. Определяют вид словосочетаний. Работают со словами, представленными на слайде, придумывая зависимые слова, конструируют словосочетания, определяют их вид. | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления. Коммуникативные: работают в группе, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Самостоятельная работа | - А сейчас мы с вами мысленно перенесемся на экзамен в 9 класс. Тихо. Все стараются. Вот одна девочка приступила к заданию, которое поразительно напоминает задание нашего упражнения №134. Обращает внимание обучающихся на образец к упражнению, поясняет, предупреждая шибки в замене (главное слово не изменяем, изменяем только зависимое на однокоренное прилагательное или существительное). - К какому виду относятся все эти словосочетания? Задает проблемный вопрос: - Для чего нужно уметь делать такую замену? - Да, как сказал писатель К.Г. Паустовский, «с русским языком можно творить чудеса»! | Включаются в игру, выполняют упражнение на синтаксическую синонимию, заменяя словосочетания сущ.+ сущ. словосочетаниями прил.+сущ. и наоборот. Отвечают на вопрос (именные, главное слово –имя существительное) Пытаются ответить на вопрос ( умение пользоваться разными конструкциями обогащает нашу речь…) | Индивидуальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Обобщение полученных сведений, самооценка | - Что мы узнали по теме урока? - Чтобы объективно оценить свои знания, выполните тест, проверьте и поставьте себе оценку. Объясняет домашнее задание – упр.136 (работа с текстом К.Г.Паустовского), для тех, кто набрал мало баллов, упр.137-устно. | Отвечают, используя записи кластера. Выполняют тест, самопроверку и самооценивание. Воспринимают поставленные задачи. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания. |