Тема: «Работа с текстом». Русская народная сказка «Соломенная Масленица».
Цель: Познакомить с русским народным праздником «Широкая Масленица».
Задачи:
Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.
Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Межпредметные связи: изо, русский язык, окружающий мир
Предметные результаты
Личностные:
Положительное отношение к учёбе;
Учебно-познавательный интерес
Подготовить к преодолению трудностей
Эстетическое чувство, яркого, точного слова.
Регулятивные:
Сохранять и понимать учебную задачу;
Оценка своих достижений;
Контроль процесса и результатов деятельности, вносить коррективы.
Познавательные:
Осознавать познание информации;
Извлекать нужную информацию; структурировать её
Понимать информацию, представленную в разных формах (схема, таблица) и переводить в словесную;
Использовать словарь
Проводить анализ, синтез, аналог, сравнение, классификацию и обобщение.
Коммуникативные:
Участие в диалоге, общей беседе, выполнять нормы речевого поведения;
Учебное сотрудничество с учителем, осуществление совместной деятельности;
Ход урока
1.Организационный момент
У: Здравствуйте ребята, чтобы узнать тему нашего урока мы с вами должны разгадать ребус:
Ответ: Масленица
У: Ребята, а что вы знаете о Масленице? (ответы детей)
У: Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный. Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда, по православному обычаю, уже нельзя есть мясо. А вот молочные продукты и блины – сколько угодно. Масленицу ещё называют Сырной неделей.
Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в русский народный сарафан.
Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигали под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки.
Всю Масленицу продолжаются народные гулянья, забавы, угощения блинами – с мёдом, вареньем, сметаной...
Блины на Масленицу – обязательное угощение, ведь круглый горячий блин символизирует солнце.
Ребята, перед вами солнце, но оно без лучиков. Нам нужно с вами приклеить каждый лучик.
У: Ребята, посчитайте, сколько лучиков мы прикрепили? (Семь).
- В Масленичной неделе тоже семь дней, и каждый день имеет своё название.
Пример:
У: Давайте начнём наши праздничные гуляния с отгадывания весёлых, шуточных загадок. Вам нужно закончить предложение
***
Масленица — объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним — сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
***
И с икрой, и со сметаной —
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны —
Наши солнышки-… (блины)!
***
Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит во всю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - … (скоморох)
Основная часть
У: Масленицу называли так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами. Потому что круглые, золотистые, горячие блины являются традицией этого праздника.
У: Сейчас нам с вами нужно будет посчитать каждый блин от 1 до 10
Один- блин
Два-
Три
Четыре
Пять -
Шесть-
Семь-
Восемь-
Девять-
Десять-
У: Какая часть речи у слова «блин»? (имя существительное)
У: А с какой частью речи мы согласовали сейчас имя существительное? (с числительными).
У: Соглосуете самостоятельно по вариантам имена существительное с числительными ,слова пряник (первый вариант) и оладья (2 вариант)
У: Молодцы!
У: Ребята, кто празднует дома Масленицу? Какие у вас дома семейные традиции в этот день? (ответ детей)
У: А вы читали сказки про Масленицу? Как назывались? (ответ детей)
У: Сегодня мы познакомимся с вами со сказкой «Соломенная Масленица». .
Цель: воспитать у ребёнка чувство меры и дисциплинированности
У: Кто герой этой сказки?
Почему Масленица написано с заглавной буквы?
Почему испугались старик со старухой?
Физ.минутка
Эй ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
( поочередно ставим ногу на пятку вперед, руки на пояс)
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
(поворот, переступая налево, на 360)
Эх, раз, еще раз,
(наклоны вправо-влево)
Поклонимся мы сейчас.
(наклон вперед)
Начинаем перепляс,
(притопы ногами в полуприседе)
Постараемся для вас.
Работа с текстом
Чтение по цепочки
Работа с пословицами
Игра “Собери блин”
(На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)
Не житье, а масленица.
Без блина не маслена; без пирога не именинник.
Масленица – объедуха, деньги приберуха.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
У: Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения
3.Итоги урока
1.Что узнал про Масленицу?
Домашнее задание
Составьте и запишите синквейн на тему «Масленица».