СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему : "Владимир Святославич. Крещение Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему : "Владимир Святославич. Крещение Руси"»

Гусев Артём Николаевич
Икшинская СОШ



Владимир Святославич. Крещение Руси

Предмет: история России.

Класс: 6

Базовый учебник : Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.
С древнейших времён до конца XVI века.-М.:Просвещение,2012

Цель: сформировать представление о причинах и последствиях принятия христианства на Руси

Тип урока: формирование новых знаний

Предметные УУД:

  • Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав.

  • Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства


Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания, формирование умения работать в группах


Личностные УУД:

  • Давать оценку исторической личности, уметь оценивать исторические явления, проявлять доброжелательность, эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей

Актуализация.

Какие темы мы изучали на предыдущих уроках?

Во что верили древние славяне?

Давайте вспомним, с какими князьями мы знакомились на предыдущих уроках. Учитель читает отрывок из летописи, задача учеников определить о ком идет речь.


  • «Сказал [он] матери своей и боярам своим: « Не любо мне сидеть в Киеве , хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы» СВЯТОСЛАВ.

  • «Да будет Киев матерью городам русским» ОЛЕГ

  • Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости" ОЛЬГА

  • Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань» ИГОРЬ

  • И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Он же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. ОЛЕГ









Изучение нового материала



План изучение нового материала:

1.Начало правления князя Владимира

2.Почему языческая реформа 980 года потерпела крах?

2.Причины принятия христианства. Крещение Руси

3.Русская православная церковь

4.Значение принятия христианства на Руси



1.Начало правления князя Владимира

Документ

В год 6488 (980)... И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.

В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и взял их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам.

В год 6496 (988)… И когда пришел (князь) в Киев, повелел опрокинуть идолы -одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будьто богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре"

«Повесть временных лет»



Ученики пытаются сформулировать исходное противоречие.

Ответ: Всего за 8 лет князь Владимир полностью поменял свое мировоззрение, из язычника, приносящего в кровавые человеческие жертвы, он стал христианином

Ученики пытаются сформулировать учебную задачу урока.

Ответ: Почему Русь приняла христианство?

1.Начало правления князя Владимира

В результате двухлетней войны Владимир возвратил в состав Киевской державы вятичей. В 984 разгромил ополчение радимичей. Покорил Полоцкое княжество. Возглавил поход в Волжскую Булгарию. В период правления Владимира произошло первое столкновение с Польшей. В 981 году Владимир отвоевал города Червень и Перемышль.

Отметьте на контурной карте походы Владимира Святославича.

2. Почему языческая реформа 980 года потерпела крах?

Ученикам предлагается прочитать отрывок из монографииБ.А.Рыбакова «Язычество Древней Руси» и ответить на вопрос: «Чем была полезна языческая реформа 980 г.?»

Документ

«Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала несколько целей. Она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии. Она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов. Реформа значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона».

Б.А.Рыбаков. Язычество Древней Руси

Однако, попытка приспособить язычество к потребностям государства не получилось. Почему так случилось, мы узнаем с помощью учебника (стр.38).Учащиеся приводят доводы почему языческая реформа Владимира не была воспринята восточнославянскими племенами.



3.Причины принятия христианства. Крещение Руси.

Учащиеся делятся на две группы. Группа №1 читает отрывок из «Повести временных лет»: В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?". Они же ответили: "Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том", и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть". Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой", и обратились к Владимиру: "Так говорит тебе папа: "Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево". Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?". И ответили они: "Пост по силе: "если кто пьет или ест, то все это во славу Божию", - как сказал учитель наш Павел". Сказал же Владимир немцам: "Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого". Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?".

Отвечают на вопрос: Почему Владимир отказался от магометанства, иудаизма и католичества?

Группа №2 читает отрывок из «Повести временных лет»:

И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, – сам крещусь!». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: „Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: „Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: „Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: „Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: „Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: „Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: „Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же». И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: „Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: „Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: „Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Василеве, а другие и по-иному скажут.

Отвечают на вопрос: При каких обстоятельствах Владимир принял христианство?

Группа №1 и №2 в ищут в атласах город Корсунь. И обозначают на контурной карте поход Владимира на Корсунь и обозначают место его крещения «крестом»

Учитель читает:

После своего крещения в Корсуни князь Владимир пришел в Киев. «И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. „Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: „Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: „Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: „Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы»

Учащиеся отвечают на вопросы: Где и кем были крещены киевляне? Что Владимир повелел сделать с языческими идолами? Почему киевляне приняли крещение?



4.Русская православная церковь

После принятия христианства на Руси стала формироваться церковная организация. Чтобы понять из кого она состояла обратимся к учебнику (стр. 41). Прочитайте подпараграф «Русская православная церковь» и составьте схему «Управление Православной церковью»

Митрополит

Константинопольский Патриарх

Епископы

Белое духовенство, служившее в городских и сельских церквях

Черное духовенство, жившее в монастырях

Примерная схема:

















5.Значение принятия христианства на Руси

Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Обратимся к учебнику( стр.41)
Что изменило христианство в нравах наших предков?
Какие новые явления принесло христианство на Русь? Каково их значение?





Закрепление изученного материала

  • учащиеся заполняют таблицу «Значение принятия христианства»



Значение принятия христианства

Политическое

Экономическое

Культурное






  • учащиеся отвечают на учебную задачу: «Почему Русь приняла христианство?»

Домашнее задание

  • прочитать §5,ответить на вопросы на странице 42

  • выучить термины

  • найти информацию, о том, когда страны Европы приняли христианство

Итоги урока

  • учитель выставляет оценки