СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Воды суши»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить формирование представлений о гидросфере:водах суши.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Воды суши»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»












Урок на тему:

«Воды суши»

6 класс



Подготовила учитель географии:

Лопатина О.И.























г. Зерноград

2020г


Тема урока «Гидросфера: воды суши»

Цели урока: формирование представлений о водах суши – реке и ее частях и озерах.

Задачи урока:

Образовательная

- формировать у учащихся представления о водах суши — их видах, особенностях, частях;

- определять понятие «река» и «озеро»;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших водоемов Земли;

- составлять описание географического объекта — реки, озера;

Развивающие:

- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным объектам - рекам и озерам;

- учить беречь эти природные богатства.

Основные понятия, изучаемые на уроке: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Анхель, Байкал, пруд, водохранилище.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, презентация «Реки и озера», атласы, карта полушарий, физическая карта России, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Для того, чтобы перейти к изучению новой темы, мы с вами проверим на сколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Ученик за партой получает карточку с заданием «Вычертить круговорот воды в природе».

- Что такое гидросфера? (Гидросфера - это водная оболочка Земли)

- Что входит в состав гидросферы? (Гидросфера включает океаны, моря, подземные воды, воды поверхности суши).

- Какие воды составляют основную часть гидросферы? (Это воды океанов и морей).

Учитель: Справедливо ли утверждение о том, что гидросфера сплошная и непрерывная оболочка Земли? Чем обеспечивается единство гидросферы?

(Гидросфера – сплошная оболочка планеты. Единство ее вод обеспечивает круговорот воды. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое).

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение гидросферы. А какие объекты мы будем изучать и, следовательно, тему нашего урока вы узнаете, отгадав мои загадки.

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь. (Река)

Бежит, бежит - не выбежит,

Течет, течет - не вытечет (Река)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая. (Озеро)

Учитель: Правильно, ребята. Итак, как же звучит тема нашего урока? «Воды суши: реки и озера».

Откройте тетради и запишите тему урока.

Воды суши еще называют внутренними водами. К ним также относятся болота, ледники и подземные воды.

Учитель: Известные русские художники часто изображали на своих картинах реки.

Например, картина И.И. Левитана «Большая вода», картина Н.М. Ремизова «Река-Царевна», картина А.В. Васнецова «Северный край».

Много прекрасных строк посвятили рекам великие поэты.

М.Ю. Лермонтов писал о реке Тереке

Терек воет, дик и грозен,

Меж утёсистых громад,

Буре крик его подобен,

Слёзы брызгами летят.

А. С. Пушкин

Блеща средь полей широких,

Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

Река – водный поток, текущий в выработанном углублении – русле реки.

Учитель: Запишите определение в тетрадь.

Русло реки располагается на дне большого широкого углубления, которое называется речная долина. Пониженная часть речной долины, которая весной затапливается водой, называется пойма реки.

В мире огромное количество рек. В России их более 200 тысяч больших и малых.

Учитель: Где же рождается река, где ее начало? Оказывается, ребята, одна река вытекает из болота, другая из родника, третья – зарождается на склонах гор от таяния ледников, а какая-то река начинается из озера.

Исток – это место начала реки. Запишите определение в тетрадь.

Ребята, у вас на столах лежат листы со схемой реки, где показана главная река и ее части. Найдите на схеме исток главной реки и подпишите его.

Учитель: Река течет по уклону земной поверхности, ее начало всегда расположено выше, чем окончание реки. Река течет сотни и тысячи километров и где-то впадает в океан, море, озеро или в другую реку. Это место называется устье. Запишите определение в тетрадь.

Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Учитель: Ребята, посмотрите на схему, в главную реку впадают небольшие реки и несут в нее свои воды. Это притоки. Запишите определение в тетради.

Приток – река, впадающая в другую реку.

Подпишите на схеме притоки главной реки. У притоков так же есть исток и устье, это место, где они впадают в главную реку.

Учитель: притоки бывают правые и левые. Как определить где правый, а где левый?

Необходимо встать по течению реки, тогда справа будет правый берег и соответственно правый приток, а слева – левый приток. Подпишите притоки.

Учитель: посмотрите на схему, на что похож этот рисунок? (На кровеносную систему человека).

Правильно, и называется этот рисунок - речная система. Запишите определение в тетрадь.

Речная система – главная река со всеми ее притоками.

Название речной системы дается по главной реке, например, речная система Амазонки.

Предлагаю описать речную систему Дона, главной реки Ростовской области по плану.

План

1.Главная река

2.Исток реки

3.Устье реки

4.Левый приток

5.Правый приток

Река Дон наша главная река области. (Сообщение о реке).

Дон течет величавый,

Полон дум и былин!

Сколько подвигов славных

Видел он, исполин!

Учитель: Ребята, почему реку Дон называют величавым, Тихим Доном, Батюшкой Доном?

(Дон течет медленно, плавно, величаво).

Учитель: Почему у Дона течение медленное, плавное? (Река течет по равнине).

Правильно, река Дон равнинная река. Но существуют на Земле еще горные реки, они текут с высоких гор, катятся быстро, шумно.

Горная река, стекая по склону горы, иногда, падает с большого уступа. Вода с огромной высоты низвергается вниз с шумом, образуя миллиарды брызг. Кто скажет, как называется этот природный объект? (Водопад).

Водопад – крутой уступ, с которого вода падает вниз.

Учитель: Самый высокий водопад Мира Анхель находится в Южной Америке, его высота 1054 метра.

Учитель: У каждой реки существует своя территория на поверхности суши, с которой вода ручьями, речками стекает в главную реку. Эта поверхность суши называется речной бассейн.

Речной бассейн – это поверхность суши, с которой вся вода стекает в реку.

Учитель: Соседние бассейны рек разделяет водораздел.

Водораздел – это граница между соседними бассейнами рек.

Водораздел хорошо заметен, например, на Уральских горах. Западные склоны гор входят в состав речного бассейна Волги, и вся вода с этой территории стекает в притоки Волги.

Тогда как с восточного склона вода стекает в реку Обь.

Учитель: После небольшой физминутки мы продолжим наш урок.

Физминутка

Учитель: Ребята, пришло время поговорить о втором водном объекте суши - озере.

Чем озеро отличается от реки? (в озере вода не течет как в реке).

Озеро - замкнутый водоем, находящийся в естественном углублении, называемом озерной котловиной. Запишите определение в тетради.

Учитель: Почему озерная котловина называется естественным углублением (Потому, что оно создано природой).

Как называется водоем похожий на озеро, но находящийся в котловине, созданной человеком? (Пруд).

Учитель: Ребята, озера бывают большие и маленькие, глубокие и совсем мелкие, соленые и пресные. Почему одни озера имеют пресную воду, а другие соленую?

Оказывается, если в озеро только впадают реки и ни одна река из него не вытекает оно называется бессточным и вода в таком озере соленая.

Если в озеро впадают реки, но из него вытекает хотя бы одна река, такое озеро называется сточным и вода в нем будет пресная.

Учитель: Самое большое в Мире озеро – Каспийское.

На территории нашей страны находится удивительное озеро Байкал. Озеро Байкал занесено в международный список самых ценных и уникальных памятников природы.

На территории нашей Ростовской области находятся несколько небольших озер.

Самое большое из них озеро Маныч-Гудило, в котором вода соленая. В озеро впадают несколько небольших рек, поэтому в жаркий период оно мелеет. Озеро входит в состав Ростовского биосферного заповедника и летом на нем гнездится огромное количество перелетных птиц.

Учитель: Ребята, откройте контурные карты и атласы (стр.2-3). Нанесем на карты следующие

Объекты: р. Амазонка, р. Нил, р. Дон, р. Волга, озеро Каспийское, озеро Байкал, озеро Виктория.

Работаем в парах, т.е. помогаем друг другу найти объект в атласе, а затем каждый наносит на свою карту этот объект. Закрыли контурные карты и убрали их на край стола. Сдать мне их после звонка.

Заключение: Учитель: Ребята, вы внимательно меня слушали и хорошо работали на уроке. Предлагаю проверить как вы усвоили сегодняшний материал. На столах лежат тесты по изученному сегодня материалу, три минуты на выполнение задания.

Выбери верный ответ

1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении

а) облако

б) река

в) прилив

г) море

2. Устье реки

а) граница между бассейнами рек

б) место, где река берет начало

в) место, где река впадает в море, озеро и т.д.

г) озеро

3. Водопады характерны для

а) горных рек

б) равнинных рек

в) болот

4. Углубление, по которому течет река

а) родник

б) приток

в) долина

5. Место впадения реки в море, другую реку

а) водопад

б) устье

в) исток

г) водораздел

Учитель: Ребята, кто выполнил задание сдайте мне листочки.

Итог урока:

Учитель: Итак, наш урок подошел концу, надеюсь, что наше путешествие по рекам и озерам было интересны для вас.

Оценки за урок:

Домашнее задание: § 23, начертить в тетрадь и заполнить таблицу на стр. 155 учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!