СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Заповеди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует развитию у обучающихся представлений о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Заповеди"»

Урок по модулю «Основы православной культуры».

(Курс «Основы религиозных культур и светской этики»).


Прокопьева Светлана Григорьевна,

учитель МБОУ «Икковская ООШ»

Чебоксарского района Чувашской Республики


Пояснительная записка


Урок способствует развитию у обучающихся представлений о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества. Тесная связь урока с уроками музыки, чтения создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать материал урока, формирует у обучающихся осознанное духовно- нравственное поведение.


Тема: Заповеди.


Цели: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному духовно- нравственному поведению.


Задачи:

Познакомитьобучающихся с заповедями.

Продолжить работу по развитию представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества, по развитию способностей к общению на основе взаимного уважения и диалога.


Планируемые результаты

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, слушать собеседника, излагать мнение и аргументировать свою точку зрения, умения договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные:знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: нравственность, долг, милосердие; знакомство с основами религиозной морали; осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни.


Форма: урок.

Межпредметные связи:музыка, чтение.

Ресурсы: Слайдовая презентация.

Интернет:

1. https://songhouse.me

2.http://modernlib.net

3. http://www.stihi.ru

4. allforchildren.ru






Ход урока

1. Организация деятельности обучающихся.

-Всем - Доброго дня!

Я рада видеть каждого из вас.
Нам будет здесь уютно и тепло -
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит. (Слайд 1)

2. Обсуждение темы урока с обучающимися.

- Начинаем наш урок. Ребята, попробуем определить, о чем же будем говорить на уроке? Для этого послушаем музыку.(Слайд 2)

- Что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Эта - песня.Эта музыка – песня-заповедь, первая заповедь).

3.Работа с понятиемзаповеди.

- А как вы понимаете слово заповедь?(Заповеди - нравственные нормы поведения человека, законы по которым жили все поколения наших предков.Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что эти 10 заповедей даны людям от Бога через пророка Моисея).

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (О заповедях).

- Правильно, мы сегодня с вами поговорим обо всех заповедях, попытаемся понять их смысл. Тема нашего урока: «Заповеди».

- А вы знаете заповеди?

- Первая заповедь:(Слайд 3)Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

- Как вы ее понимаете? ( В этой заповеди открывается доверие и любовь Бога к людям).

4.- Какая вторая заповедь? Кто назовет ее?

- Вторая заповедь гласит: (Слайд 4)Не сотвори себе кумира.

- Как вы думаете,что запрещает Бог этой заповедью?( Эта заповедь о верности Богу. Мы не должны ничего и никого в своей жизни ставить выше Бога.Запрещает поклоняться каким - либо вещественным изображениям придуманного божества).

- У вас может возникнуть вопрос: А как же икона?

- Иконам не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед иконами, то мы кланяемся не дереву и краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих перед собой.

В наше время кумирами могут стать телевизор, компьютер, певцы, спортсмены и т.д., если ради них человек забывает о его обязанностях в жизни. Может стать слава, если человек сильно к ней стремится.

5.- Кто назовет третью заповедь?

- Третья заповедь:(Слайд 5)Не произнеси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

- Как вы понимаете эту заповедь?

- Этой заповедью Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не нужно, между делом, без сердечного внимания. (В шутках, в пустых разговорах). Взаимоотношения Бога и человека строятся на любви. Поэтому неуважительное упоминание Бога является разрывом этих взаимоотношений.

6. - Какая четвертая заповедь?

Четвертая заповедь: (Слайд 6) Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

- Что Бог повелевает этой заповедью? Повелевает нам шесть дней недели работать, заниматься своими делами, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви богу, подавать милостыню и творить другие добрые дела,читать дома душеполезные книги.

7.Проверка результатов выполнения домашнего задания.

- А сейчас будем читать произведение Ивана Федоровича Панькина «Легенда о Матерях». (Приложение 1.)

- Определим главную мысль произведения? (Женщина-мать заслуживает уважения и почета).

- Для человека мать – крыло.Тяжело лететь одним крылом. Второе крыло – отец. Пока они есть - мы летаем. Дай Бог всем летать как можно дольше на двух крыльях.

-Как вы понимаете эти слова?

-Родители дали каждому из нас жизнь. Родители помогают ребенку, пока он растет и нуждается в их помощи и заботе. А потом дети помогают престарелым родителям. Оказывают реальную поддержку, в том числе душевное внимание и участие, т.е. почитание.

- Это и есть пятая заповедь-самая известная. Кто назовет ее краткое содержание?(Слайд 7)Почитайотца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

8.- Главная мысль стихотворения«Шел по лесу грустный ежик»(Автор Наталья Туровая) есть шестая заповедь.Прочитаем стихотворениеи подумаем, как гласит шестая заповедь.


Чтение стихотворения «Шел по лесу грустный ежик». (Приложение 2.)



- Шестая заповедь тоже всем хорошо известна, состоит всего из двух слов:(Слайд 8).Не убивай.

-Что Бог запрещает этой заповедью? Запрещает лишать жизни человека. Запрещается содействие убийству человека каким-либо образом: приказанием, советом, помощью. Запрещается все, что беспокоит и сокращает жизнь ближнего: гнев, ненависть, ссоры. Эта заповедь еще о тех, кто не заботится о своем здоровье, имеет опасные для жизни привычки.

9. - Кто назовет седьмую заповедь? Послушаем Седьмую заповедь в исполнении Светланы Маловой. (Слайд 9).

- Седьмая заповедь:Не прелюбодействуй. Не переступай через любовь, не предавай. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

10. - Восьмая заповедь гласит: Не кради.(Слайд 10).

- Как вы ее понимаете? (Нельзя брать чужое незаконным путем).

- Каким нужно быть, чтобы соблюдать эту заповедь?( Нужно самому любить трудиться, быть милосердным, бескорыстным).

Звучит песня –Восьмая заповедь в исполнении Светланы Маловой.

11. - Заповедь девятая:(Слайд 11). Не лжесвидетельствуй.

-Что запрещается этой заповедью? ( Запрещается ложное свидетельство и всякая ложь. Нужно говорить всегда правду).

- А сейчас будем читать стихотворение «Врать или не врать-вот в чем вопрос».

( Автор С.Олексяк)(Приложение 3.)

-Какие появились у вас мысли?(Бывают ситуации, когда ложь оказывается более уместной).

12.Звучит песня –Десятая заповедь в исполнении Светланы Маловой.

-Эта песня есть десятая заповедь.Кто назовет эту заповедь?

- Десятая заповедь:(Слайд 12).Не пожелай ничего чужого. (Не завидуй).

-Как вы ее понимаете? (Этой заповедью запрещается иметь даже плохие мысли по отношению к ближним.Изза желания иметь вещи или занимать положение другого человека рождается зависть. Зависть отравляет жизнь. Православный человек не может никому завидовать:он знает, что Бог каждому дал свой талант и каждый человек для Бога неповторимый, единственный.)

13. Работа в группах. (Ответы на вопросы).(Слайд 13).

- Какие заповеди даны людям?

- Вспомните названия художественных и музыкальных произведений, где главная мысль - эти заповеди. Кто авторы этих произведений? Назовите среди них наших чувашских авторов.

- Выделите из десяти заповедей те, которые говорят о должном отношении человека к богу, и те, которые говорят о должном отношении к другим людям.

- Что вы расскажете членам семьи о сегодняшнем уроке?

14. Итог урока.

-Каждому православному христианину нужно знать заповеди и по ним сверять каждый день своей жизни. Если в течение дня мы ничего особенного противного заповедям не сделали, то должны благодарить за это Бога. Если же согрешили, должны принести Господу искреннее раскаяние и остерегаться впредь, грешить.

Подведем итог урока:Мне очень понравилась ваша работа. Вы молодцы и умницы! Спасибо за отличную работу!(Слайд 14).









Приложение 1



Легенда о матерях

Панькин Иван Федорович

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

- Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери - не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

























Приложение 2


Шел по лесу грустный ежик.

Наталья Туровая



Шёл по лесу грустный ёжик:
Глазки, нос, две пары ножек,
Шубка странная на нём –
Иглы острые кругом…

Жизнь его была не сладкой –
Иглы не ложились гладко,
А торчали, как шипы –
Остры, грубы и страшны…

Волк с хорьком его дразнили,
Вместо ёлки нарядили
Фантиками от конфет,
Потерявших вид и цвет…

Плакал горькими слезами
Ёжик с острыми шипами …
-Вот у зайца шубка – пух,
В мягких пёрышках петух…

Даже белка, волк, лисица
В мягких шубках, а не в спицах…
Не хочу колючим быть -
Надо иглы затупить!

Но иголки не сдавались -
Не тупились, не ломались...
Как он будет дальше жить?
Кто захочет с ним дружить?

Ведь колючий он ужасно,
А дружить с таким опасно…
И не важно, что душа
Всех добрее у ежа…

Он направился к посёлку,
(Вспомнил модницу Болонку)
Понял – ножницы нужны –
Срезать острые шипы!

Только встретил по дороге
Чудо-девочку… В тревоге
Сердце замерло в груди –
Как её мне обойти? –

Он боялся, что уколет –
От колючек столько боли….
Но она взяла ежа,
Стала гладить не спеша…

-Ну, не бойся, мой хороший!
До чего же ты пригожий,
Славный маленький малыш!
Так потешно ты сопишь!

Ёжик сжался от испуга -
Ведь поранит чудо-друга,
Но заметил, что шипы
Стали мягки и нежны –

Под рукой легли покорно,
Как живые – нежно, ровно!
Все обиды ёж забыл,
А малышку полюбил.

...Добротой, теплом и лаской,
Нежным словом, мудрой сказкой
Можно сделать из «ежей»
Самых преданных друзей!































Приложение 3

Врать или не врать – вот в чём вопрос 

 С.Олексяк

Между нами говоря,
Может быть и даже зря
Я касаюсь этой темы,
Но извечная проблема –
Значит, врать, или не врать!
Тут уж нужно выбирать.
Невозможно, не измучив,
Дать ответ на каждый случай –
Мы всего на двух из них
Остановим этот стих.

Если как-то на допросе
Враг тебя злорадно спросит,
Мол, расскажешь, или нет
Самый главный рассекрет
Про страну свою родную –
Смело ври напропалую!
Перед этим не забудь
Пальцы крестиком загнуть,
А затем, как бы случайно,
Ты открой такую тайну,
Чтобы лютый жадный враг
От твоих серьёзных врак
Облизнулся, расхрабрился
И… слюною подавился.
Вред врагу ты нанесёшь
И страну свою спасёшь!

Иль такой знакомый случай:
Толстый, словно дуб могучий,
На тебя бредёт мужик
Развальяжно напрямик!
Ты внутри себя хохочешь
И уже промолвить хочешь…
Чу! Прошу тебя понять –
Дядю толстым называть
Можешь, но, как можно, тише,
Чтобы дядя не услышал!
Вслух же лучше и соврать!
Например, вот так сказать:
"Здравствуй, самый стройный дядя!
Мне, на вас сегодня глядя,
Захотелось похудеть!"
Да, в глаза ему глядеть
Не пытайся, ведь иначе,
Завершится неудачей
Твой обман, и, ясно всем,
Он обидится совсем
И подумает, при этом,
Мальчик, видимо, "с приветом"!

Так что надо вам сказать,
Иногда полезно врать.
Остальное надо крикнуть:
Но не вздумайте привыкнуть!
Ибо мненье таково:
В целом свете ничего
Нет дурней дурной привычки!

Вот на этой-то страничке
И закончим разбирать –
Врать нам, или же не врать!