СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Душа открыта для добра"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать классные руководители и учителя русского языка и литературы.

 Речь идет о людях, которые готовы помочь окружающим...

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Душа открыта для добра"»

Тема 3 урока «Душа открыта для добра»


Познавательная цель урока: расширить позитивные представления о жизни.

Воспитательная цель урока: воспитать у учащихся чувства доброты, чувств нравственно здоровой личности.

Развивающая цель урока: развивать интерес к изучаемой теме, углубить положительные эмоции.

Оборудование, оформление урока: Терминологический словарь-справочник к «Диагностической тестовой карте» по ФДЧО, плакаты:

1. «Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» И. Песталоцци.

2. «Человек должен быть хозяином своей воли». А.Сухомлинский.

3. «Общество стремится воспитать и поддержать в человеке добрые начинания и искоренить стремление к злу и разрушению». Ат-Тирмизи


Ход урока:


I. Организационная часть


II. Проверка домашнего задания. (Читаются сообщения нескольких учеников, остальные работы сдаются учителю).


Учитель. Дорогие, ребята, мы с вами сегодня поговорим о личности, у которой душа открыта для доброты. Цель нашего занятия, ребята, состоит в том, чтобы донести до общества, что каждый из нас в состоянии создать свой душевный комфорт. Основным из таких средств человека на этом пути является любовь к людям, которая вернется к нему той же силой.

Каждый человек может спокойно жить и работать, если он будет проявлять любовь не только к детям, близким, но и ко всем окружающим людям. А это может возвратиться к человеку взаимной любовью, теплотой, добром. Если любить окружающих нас людей, то они ответят взаимностью. Эта любовь вносит взаимопонимание между людьми, являющееся основным закон жизни человеческой.

Сообщение ученицы. В. А Сухомлинский подчёркивал, что детей, молодёжь следует учить делать добро. Он писал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое подтверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

Претворение в жизнь идей добра немыслимо без волевой активности личности».

Добро, говоря словами В.А Сухомлинского, – это мысль, помноженная на волю. Идея добра должна стать убеждением личности, органической потребностью духовности, сущности души! Как же вы понимаете значение слов: «Подлинно человеческое подтверждается в душе человека одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова»?

Учащиеся отвечают. 1. Эти слова сказаны о личности, которая в детстве прошла школу воспитания добрых чувств, развития моральной чистоты, благородства, непримиримости к злу. 2. Чтобы быть счастливым, уважаемым людьми, надо жить полноценной жизнью, приносить добро, радость, счастье другим людям. 3. Достижение идей добра органически связано с выполнением долга по отношению к другим. 4. Величие духа рождает потребность в другом человеке, привязанность к нему, преданность, теплоту, самые добрые человеческие взаимоотношения.

III. Заполнение кроссворда


Учитель. Давайте теперь решим кроссворд. Его нужно заполнить словами из Терминологического словаря-справочника к «Диагностической тестовой карте» по формированию добрых человеческих отношений между учащимися многонациональной сельской школы.

Итак, давайте отгадывать.

По горизонтали:

  1. Это качество рассуждений, в котором отсутствует предвзятость в оценке, в суждениях, предметах и явлениях действительности.

Учащиеся отвечают. Истинность.

  1. Это качество личности, характеризирующее её с точки зрения широты ума, опирающегося на большой объем знаний по данному вопросу и хорошую память, проявляющаяся в готовности к восприятию в любой момент.

Учащиеся отвечают. Эрудированность.

  1. Это качество личности, которой присуще упорство в достижении цели.

Учащиеся отвечают. Настойчивость.

  1. Это слово означает способность познать себя.

Учащиеся отвечают. Самопознание.

  1. А это слово означает способность личности производить общественные значимые преобразования на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры.

Учащиеся отвечают. Активность.

По вертикали:

  1. Это качество, присущее человеку, не знающему уныния; ему присущи радость, бодрость, оптимизм.

Учащиеся отвечают. Жизнерадостность.

  1. (…спасет мир) Какое слово пропущено в предложении?

Учащиеся отвечают. Доброта.

  1. Это моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе…

Учащиеся отвечают. Смелость.

(Кроссворд демонстрируется на интерактивной доске).

Учитель. К доброму человеку, ребята, окружающие люди относятся с уважением. У него верные надежные друзья, которые никогда его не подведут. Эти мысли подтверждают и герои из эссе А. Курбановой «Мир не без добрых людей».

IV. Чтение и анализ эссе А. Курбановой «Мир не без добрых людей».


Мир не без добрых людей


Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей,

добро и зло соседствуют в ней.


Оноре де Бальзак


Аида вышла на балкон и глубоко вдохнула воздух, насыщенный запахом раскрывшихся роз и увядающих соцветий сиреней. По её телу разлилась приятная освежающая прохлада.

Солнца, припекавшего с утра, не было видно за тёмными тучами. Дул лёгкий ветерок. Девушка, просидевшая четыре часа за книгами, почувствовала потребность в движении: хотелось пробежаться, попрыгать, подтянуться на турнике и даже таскать тяжести. «Пожалуй, я выберу последний вариант: побегу на базар, наберу сумки с продуктами и начну готовить салаты. Завтра экзамен. Но завтра и день моего рождения. После экзамена подруги точно зайдут ко мне. Хочу я справлять именины или нет, они у меня и спрашивать не будут. Придут и поздравят. Так что надо быть к этому готовой», – девушка направилась на рынок.

Пока Аида шла, стал накрапывать дождик. Через мгновение он стал усиливаться, зачастил, вдруг хлынул, как из ведра. Покупатели, оказавшиеся на рынке, поспешили под навес. Аида тоже побежала под огромный зонт, установленный перед кафе. Под зонтом продавалось мороженое. Аида протиснулась между молодыми, ярко накрашенными девушками, стоящими под зонтом. Ей, уставшей от умственного труда, этот июньский дождь был даже приятен, но не хотела, чтобы мокрая одежда липла к телу. Она купила себе мороженое и положила кошелёк в карман сумки. Под зонтом, где в тесноте стояли люди, девушка не могла есть мороженое. Отодвигаясь от жмущихся почему-то к ней разукрашенных девушек, она перевела дыхание и улыбнулась всем стоящим под зонтом.

Дождь, как быстро начался, так быстро и прошёл. Люди, не успевшие спрятаться от дождя и промокшие до нитки, но довольные свежестью, шутя, разбрелись по рядам рынка. Аида, поев мороженое, тоже последовала за ними. Наполнила переносную корзину продуктами: и направилась к кассе. Кассирша стала подсчитывать цены на продукты. Вдруг Аида обомлела: её заплечная сумка была разрезана в том месте, где находился кошелёк. Девушка порылась в сумке, но нашла только записную книжку. Она виновато взглянула на кассиршу:

– Извините, пожалуйста, я не могу заплатить за продукты.

– Почему?

– У меня украден кошелёк… – чуть не плача, тихо ответила Аида.

– Как же это так? В нашем отделе такого раньше не случалось, – сочувственно посмотрела на неё кассирша.

– Кража могла случиться на улице, под зонтом, где я покупала мороженое. Там, молодые девушки отчего-то прижимались ко мне. Я думала им, промокшим, прохладно и стараются согреться, беря меня под руки.

– Вам не повезло, – опять сочувственно взглянула на неё кассирша, – придётся расставить продукты по своим местам.

– Не придётся, – улыбнулся парень, стоявший в очереди за Аидой. – Я заплачу за неё.

– Не надо! – смутилась Аида.

– А я считаю – надо, – опять улыбнулся парень.

– Я не смогу вам вернуть эти деньги, – стала упираться девушка.

– И не надо, – вновь улыбнулся парень. Считайте, что у вас никто деньги не украл.

– Спасибо, – сквозь слёзы проговорила студентка, – воспринимая всё, что происходит вокруг, как во сне.

Пока незадачливая покупательница приходила в себя, парень заплатил за неё и за себя и ушёл. Кассирша вручила недоумевающей студентке сдачу: пятирублёвую монету и проговорила:

– Девушка, возьмите свою сумку с продуктами и уступите дорогу покупателям.

– Да-да, – прошептала Аида, роняя монету. Она гуртом покатилась по полу и скрылась за торговым рядом. Студентка, отойдя в сторону, никак не могла понять: сон это, что произошло с ней за полчаса, или явь. Вдруг к ней подошёл ребёнок лет пяти.

– Девушка, вы уронили монету. Вот она. Возьмите, пожалуйста.

– Не расстраивайтесь, – следом за мальчиком к Аиде подошла и миловидная женщина. – Мир не без добрых людей. Всё же будьте осмотрительны.

– Да-да. Мир не без добрых людей, – проговорила студентка, вытирая непрошеные слёзы.

_____________

Мой юный друг, как ты знаешь, сутки состоят из дня и ночи, погода – из солнечных и пасмурных дней, а жизнь – из грустных и счастливых моментов. Встретившись с неудачей, не считай жизнь – вместилищем зла, ухватившись за удачу, не думай, что бытие – вечное блаженство. Научись принимать подарки судьбы, как весеннее тепло, но не забывай, что весною могут грянуть грозы.

Немецкий философ Фридрих Ницше, размышляя о том, что всё течёт и всё меняется, писал: «На свете гораздо больше счастья, чем видят затуманенные печалью глаза человека, если не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни». Так что принимай жизнь такой, какая она есть, то безмятежно светлой, как солнечный день, то загадочно тёмной, как безлунная ночь.


V. Подведение итога урока


Учитель. Наш урок подходит к концу. Скажите, о чём мы узнали на этом уроке?

Учащиеся отвечают. 1. Узнали о том, жизнь состоит из грустных и счастливых моментов, как сутки состоят из дней и ночей, как погода – из солнечных и пасмурных дней. 2. Узнали о том, что, встретившись с неудачей, нельзя считать жизнь – вместилищем зла, а ухватившись за удачу, думать, что жизнь – вечное блаженство. 3. Узнали о том, что нужно научиться принимать подарки судьбы, как весеннее тепло, но не забывать, что весною могут грянуть грозы. 4. Узнали о том, что нужно принимать жизнь такой, какая она есть, то безмятежно светлой, как солнечный день, то загадочно тёмной, как безлунная ночь.

Учитель. О каких людях мы узнали на этом уроке?

Учащиеся отвечают. О людях благородных, таких, как молодой парень из эссе, который не поскупился и заплатил за покупки Аиды.

Учитель. Почему тема этого урока называется так: «Душа открыта для добра»? К кому относятся эти слова?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня проявили хорошую активность.


VI. Домашнее задание. Написать сочинение «Мои добрые дела».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!