МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 12
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики
Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии.
Метопы и ионический фриз Парфенона
(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: урок-исследование.
Цели:
Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и
классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в
Олимпии, Парфенона.
- Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное
историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.
- Выражать собственные суждения о произведениях классики.
Оборудование: ПК, проектор, учебник, тетрадь.
Ход урока.
Организационный момент. Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. Ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».
Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы
не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные
греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую
душу.
И. Винкельман.
Изучение нового материала.
Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах. (Приложение 1). Выполняют задание 1.
Учитель расставляет акценты:
Особенность греческого рельефа – не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.
Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.
Архаика
Метопа храма Афины в Селинунте (6 в.до н.э.)
Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры.
На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.
Ранняя классика
Храм Зевса в Олимпии (начало 5 века до н.э.)
Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т.к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.
Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.
Поздняя классика
Метопы Парфенона (? Ок.431 г. до н.э.)
Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия.
Закрепление нового материала. Выполнение задания 2. Проводят мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2.
Что нового привнес Фидий в рельеф? Какую идею выражал ионический фриз Парфенона? Как в облике Парфенона сочетаются строгие формы классики с декоративной красочностью архаики? |
Контроль задания.
Работа в рабочей тетради: задание № 7.
Исследовательское задание: проанализировать рельеф Фидия «Водоносы» (учебник, с.30 – 31).
Рефлексия. Итоги урока.
Домашнее 12. Вопросы 1 задание. Выучить урок - 2.
Литература.
1. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск, 1999.
2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.
3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.
4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.
5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.
Приложение 1
Рельеф – вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины. Металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах). Виды рельефа:
Барельеф (низкий рельеф) – вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.
Горельеф (высокий рельеф) – вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
Контррельеф (против и «рельеф») – вид углубленного рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или анкрё) – вид углубленного рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.
Задание 1 «Виды рельефа»
Определите вид рельефа:
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1.
2.
3.
4.
Задание 2. «Фидий» Прочтите текст. Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона. Запишите найденную информацию в тетрадь. Фидий (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.)– древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Фидий – один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол.5 в. до н.э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «Синтезирующее все то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно». Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной: Статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес Древнего мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом. «Афина Промахос» - гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок.460 до н.э. в память побед над персами. Ее высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась. «Афина Парфенос». 438 г. до н.э. была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т.н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями. Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством. Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на 4 части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос. Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва кентавров с лапифами, на западе – амазономахия, на севере – вероятно, сцены из Троянской войны, на востоке – гигантомахия. Сохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Цицерон писал о Фидии так: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух – этот небесный гость, по выражению Платона». Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок.432-431 г. до н.э.). его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Прафенос. Но художник опрпвдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя.по иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Плутарх пишет: «Так как он был другом перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений…При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни». В честь Фидия назван кратер на Меркурии. |



«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,
картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868
Перикл - афинский стратег (ок.494 г. до н.э. – 429 г.до н.э.)
Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Перечень иллюстраций
Бегущие нереиды. Рельеф. 6 в.до н.э. Метопа храма Афины в устье реки Селе. Археологический музей. Пестум.
Зевс и Гера. Рельеф. 5 в. до н.э. Метопа храма Геры в Селинунте. Археологический музей. Палермо.
Фидий. Грек, борющийся с кентавром. Рельеф. 447-438 гг.до н.э. Метопа Парфенона. Британский музей. Лондон.
Похищение Европы. Рельеф. 6 в. до н.э. Метопа храма Афины в Селинунте. Археологический музей. Палермо.
Записи учащихся в тетради.
Тема. Эволюция греческого рельефа.
Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы
не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные
греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую
душу.
И. Винкельман.
Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.
Вопросы для сравнения. | Рельеф периода архаики. | Рельеф периода классики. |
Особенности изображения фигуры. | Фигуры приземистые, с толстыми ногами и коротким туловищем. Вблизи тяжеловесны. | Рельеф передает все особенности человеческого тела: резко обозначенные мышцы. Напрягшиеся икры, |
Соблюдение пропорций человеческого тела. | Пропорции не соблюдались, головы очень большие. | Соблюдение основных пропорций человеческого тела. |
Особенности композиции. | По краям храма располагались динамичные композиции, к центру более безжизненные и застывшие. | В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры. |
Особенность рельефа | Чередование светлых и затемненных участков рельефа. | Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. |
Раздаточный материал к уроку.
Работа с документом.
« Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)
Вопросы к документу.
В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?
Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.
8