СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Способствовать формированию представлений о природе Башкортостана; первоначальных умений поиска необходимой ин­формации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Биология»; создать условия для опре­деления границ знания и «незнания»

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Лишайники"»

В. Н. Иванова учитель биологии высшей категории ГБОУ УСКОШ № 120 VII вида.

В ГБОУ УСКОШ № 120 VII вида обучаются и вос­питываются дети с задержкой психического развития, у которых при потенци­ально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдают­ся слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности пси­хических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально­волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирова­ния навыков и умений учебной деятельности. В школе созданы необходимые условия для успешной реализации задач по обучению и воспитанию обучаю­щихся. Школа укомплектована высо­коквалифицированными специалиста­ми. В обучении и воспитании приме­няется комплексный подход, строго учитываются индивидуальные и воз­растные особенности, физические и умственные возможности. Обучение ведется по программам общеобразо­вательных школ, но адаптированных для школ VII вида, которые разработаны опытными учителями. Адаптированные программы составлены на основе содержания программ общеобразовательных школ, но предусматривают коррекционную направленность, отходят от лишней теоретизации; трудноусваиваемые темы отводятся на ознакомительный план; перераспределяется количество часов. Внесенные изменения не влияют на содержание программ и соответствуют требованиям ФГОС. В программы включены следующие разделы:

  1. Пояснительная записка, в которой дается характеристика общих и коррекционных целей и задач обучения данному предмету.

  2. Содержание программы по классам.

  3. Требования по знаниям и умениям обучающихся по классам.

  4. Календарно-тематические планы уроков по всем учебным дисциплинам.

Педа­гогический коллектив Уфимской кор­рекционной школы №120 VII вида в своей деятельности основывается, во-первых, на такие принципы модерни­зации школьного образования, как гу­манизация, дифференциация и лич­ностно-ориентированный подход; во-вторых, на дидактические принципы обучения, как доступность обучения, индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию; в- третьих, на основные принципы спе­циальной педагогики, как коррекцион­ная, воспитывающая и развивающая.

Рабочая модифицированная программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. В. Пасечника и программы для школ коррекционно - развивающего обучения VII вида. На основе: «Тематическое планирование уроков химии и биологии…» НИМЦ 2004 г. Программа реализуется с помощью учебников: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2012 г.; «Животные» А.И. Никишов Москва_«Просвещение»2013г. «Человек» Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев Москва, «Дрофа» 2012 г.


Урок. Лишайники

Цели

деятельности

учителя

Способствовать формированию представлений о природе Башкортостана; первоначальных умений поиска необходимой ин­формации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Биология»; создать условия для опре­деления границ знания и «незнания»

Тип урока

Комбинированный: применение и совершенствование знаний, изучение нового материала

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, расширят представления учащихся о многообразии живых организмов, формах их взаимодей­ствий, познакомятся с особенностями строения и жизнеде­ятельности лишайников как симбиотических организмов, изучат роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способно­стью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, имеют мотивацию к учебной деятельности, развивают представления о рациональном природопользовании; воспитывают разумное, бережное отношение к природе.

Коррекционные: коррекция и развитие дефицитарных психических и психофизиологических школьно – значимых функций, в том числе развитие зрительного восприятия и узнавания, наблюдательности; развитие навыков соотносительного анализа и синтеза.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

Компьютер, проектор; учебник, коллекция лишайников, ре­зультаты опыта по определению состава лишайников, презентация о ли­шайниках.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1

2

3

I. Моти­вация (само­опреде­ление) к учебной деятельности

Постановка проблемного вопроса (звучит мелодия курая) Слайд 1. Гора Большой Иремель.

Ай, Урал, ты, мой, Урал

Великан седой Урал

Головой под облака

Поднялся ты мой Урал.

Так описывал в своих стихах Уральские горы национальный герой Башкортостана, поэт - кубаир Салават Юлаев. Откуда взялось такое сравнение? – седой Урал. Посмотрим на горы поближе. Слайд 2-4 Что за растения выросли на камнях, на коре деревьев, на каменистой почве? Почему они могут жить в этих суровых условиях?

Лишайник и Скала

Александр Герзон

Скала незыблемо стояла
Над горной кручей много лет.
Ее и Солнце раскаляло,
И Ветер свой печатал след.
Дожди секли неумолимо.
И злобно рвал ее Мороз.
Все ярче были различимы
Следы тех яростных угроз.
Вдруг на Скале хитрец Лишайник
Пророс, откуда ни возьмись.
Сперва — один клочок случайный,
Потом — другие разрослись.
И вот уже Скала покрылась
Лишайником до самых пят.
Он шепчет ей, чтоб не сердилась:
— Я твой защитник, друг и брат.
Собой я скрыл твои морщины,
Укрыл от Ветра и Дождей,
И потому не без причины
Питаюсь кровью я твоей.
           * * *
Судьба Скалы, увы, горька мне:
Она, как видно, упадет;
Катясь, расколется на камни;
Лишайник в каждом — оживет.


Загадка биологии лишайников сопоставима с загад­кой мифического сфинкса. Лишайники являются уникальным творением приро­ды. Лишайник — группа организмов или самостоятельный организм со все­ми необходимыми для существования признаками?


Слушают учи­теля. Прини­мают участие в диалоге с учителем. Демонстриру­ют готовность к уроку.

Ученик читает стихотворение.

II. Акту­ализация опорных знаний

      1. фронтальная работа: «Ну-ка угадай»

Хоть меня не видит глаз,

 Заразить могу я вас.

 И холерой, и ангиной,

 Насморком и скарлатиной (бактерии)

 

 Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

 Простоквашу и творог,

 Приготовить я помог (бактерии)

 

Мама тесто замесила,

 Меня в тесто положила.

 От пузырьков углекислого газа,

 Тесто вылезло из таза (грибы, дрожжи)

 

 Что случилось с нашим хлебом?

 Хлеб таким, ведь, раньше не был.

 Стал белым, пушистым, наш хлеб друзья.

 Но есть, к сожаленью, его нельзя!

(грибы, плесень мукор)

 

Есть грибы и не в лесу:

 В тесте, в пиве и квасу.

(Дрожжевые грибки.)


На берёзе я расту,

 Не щажу её красу.

 Чахнет деревце, скрипит.

 Вот такой я паразит (гриб трутовик)


      1. ребусы


  1. Физкультминутка «Утром гномы в лес пошли»

Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)

Гномы в школу опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

Отгадывают загадки, решают ребусы.













































Выполняют упражнения.

III. Изу­чение нового мате­риала

Демонстрация презентации «Лишайники»

- Строение лишайников

Наука, изучающая лишайники, — лихенология. Рассмотрим особенности строения лишайника... Лишайник представляет собой самую высокую форму симбио­за, где из двух организмов создается новая форма организма, не похожая ни на гриб, ни на водоросль. Взаимосвязи между двумя компонентами лишайника весьма сложны. Происходит постоянный обмен веществ между этими организмами. Гриб предохраняет во­доросль от избыточного освещения и высушивания, доставляет во­ду и минеральные вещества, а водоросль обеспечивает гриб синте­зируемыми ей органическими веществами. На грибных нитях иногда появляются присоски, которые проникают внутрь водоросли.

- Симбиоз

Симбиоз - распространенное явление в природе. Понятие о симбиозе было сформулировано во второй половине прошлого столетия немецким ученым Г.-А. де Бари. Особенно симбиозом заинтересовались после работ А. С. Фаминцына по лишайникам. Им было установлено, что лишайник представляет собой сожи­тельство (симбиоз) двух организмов - гриба и водоросли.

- Виды лишайников

Форма и величина лишайников разнообразны. Размеры их мо­гут быть от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. По форме слоевища различают накипные, листоватые и кустистые лишайники.

- Размножение лишайников

Размножаются лишайники кусочками слоевища, а также осо­быми группами клеток, образующихся внутри тела лишайника. Высокое давление, возникающее в этих участках слоевища, приво­дит к их разрыву, и клетки гриба и водоросли выстреливаются из тела лишайника.

- Экстрималы

«Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни». Академик К.А. Тимерязев.


Значение лишайников. Физкультминутка для глаз.

Р

Й

Н

Е

Т

О

Н

И

А

Ш

Н

С

И

А

Л

Ы

О

Л

К

И

С

Р

Т

Ь

И

П

Т

И

Е

И


15

5

26

14

20

27

13

7

18

3

6

28

2

4

1

16

12

24

8

30

19

17

29

25

21

10

22

9

23

11








Ответ: ЛИШАЙНИКИ- ПИОНЕРЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ.


- Пионеры

Сведениями о выветривании горных пород, разрушении их органическими кислотами, вырабатываемыми клетками лишайника, образование почвы

- Индикаторы

В природе большинство лишайников растут быстро, если воз­дух чистый и нет агрессивной среды. Поэтому лишайники являют­ся хорошими индикаторами чистоты воздуха. Так как лишайники не могут выделять в среду поглощенные элементы, они очень чувствительны к токсическим веществам. Наиболее резко лишайники реагируют на сернистый газ, который быстро разрушает хлорофилл водорослей. Лишайники используются для контроля качества среды обитания. Ребята о чем говорит тот факт что, на деревьях растущих на пришкольном участке встречается очень мало лишайника?

- Ягель

Основное растение тундры и корм северных оленей. Растет очень медленно - 1-3 мм в год. Сейчас особо остро стоит вопрос об охране этих лишайников. Необходимо упорядоченное передвижение транспорта, регулируемый выпас оленей.

- Медицина

Из лишайников получают краску и химический краситель лак­мус. Ныне устаревший мужской одеколон «Шипр» также изготав­ливался с использованием лишайников. Особо любим был мужчи­нами из-за хорошо выраженного ранозаживляющего эффекта.

В Норвегии в неурожайные 1807-1814 гг. высушенный лишай­ник мололи и ели. Для нейтрализации лишайниковых кислот и смягчения горького вкуса слоевища лишайника выщелачивали в свежей древесной золе. Лишайник цетрарию в Скандинавии до­бавляли в муку для приготовления корабельных сухарей, чтобы улучшить их сохранность, что связано с антибиотическим действи­ем лишайников.

- Значение лишайников.


- Красная книга


Динамическая пауза.

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.




Смотрят презентацию, слушают пояснения учителя.

































Рассматривают портрет академика К.А. Тимерязева.






Читают глазами буквы и цифры в двух таблицах и восстанавливают утверждение.

















Думают, дискутируют, отвечают на поставленный вопрос






























Зарисовывают схему в тетрадь.

















Учащиеся выполняют упражнения.





IV. Прак­тическая деятель­ность



  1. Работа с учебником: заполнить таблицу в тетради.


Форма слоевища

Внешний вид

Место обитания

Накипные

Слоевище в виде тонкой корочки, неотделимо от субстрата (лецидея).

Камни, скалы.

Листовые

Чешуйки или пластинки, прикрепляющиеся к субстрату пучками грибных нитей (пармелия).

Стены домов, стволы деревьев.

Кустистые

Кустики, растущие вверх (ягель) или вниз, свисая с ветвей деревьев (бородач-уснея).

Деревья, почва.


  1. Демонстрация коллекции лишайников. Задание:


  • выделите из коллекции кустис­тые, листоватые и накипные лишайники?

  • почему накипные лишайники в коллекции вместе с субстратом?



Учащиеся выполняют работу в тетради.



















Учащиеся выполняют задание.


V. Итоги урока. Реф­лексия

Подведем предварительные итоги тому, что мы узнали сегодня на уроке. В начале урока был поставлен вопрос: Лишайник — группа организмов или самостоятельный организм со все­ми необходимыми для существования признаками? Вставить пропущенные слова (карточки)

  1. Лишайники образованы и .

  2. обеспечивает подачу воды и минеральных веществ , а создает органические вещества.

  3. Лишайники – это организмы.

  4. Лишайники бывают , , .

5.Наука изучающая лишайники .

(гриб, водоросль, симбиоз, листоватые, накипные, кустистые, лихенология)

  1. Все ли слова вы вставили правильно?

  2. Какой вопрос вызвал у вас затруднение? Почему?

  3. Какие приемы работы помогли вам понять содержание темы, какие понравились, а какие нет?

  4. Как вы находили необходимую информацию?


Учитель выставляет оценки за урок и аргументирует их.

Учащиеся отвечают на вопрос и

вставляют пропущенные слова в карточки.

Подводят итоги урока.

Записывают в тетрадь.




Учащиеся фиксируют собственный уровень умений, анализируют новые приемы работы.

VI. До­машнее задание

Учебник, параграф 13, заполнить кроссворд



1. Часть тела лишайников, нити которой поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли.

2. Название лишайников, плотно прирастающих к твердым телам, например камням.

3.  Тело лишайника.

4.  Лишайник золотисто – желтого цвета, часто встречающийся на коре осин.

5. Совместное взаимовыгодное существование организмов, например одноклеточных водорослей и грибницы.

6. Часть тела лишайника, зеленые клетки которого выполняют функцию фотосинтеза и снабжают водоросль органическими веществами.

7.  Группа лишайников, тело которого образовано пластинками различной окраски

8. Вещества, выделяемые лишайниками и разрушающие горные породы.

9.  Ветвистые розовые, серые или белые лишайники

10.  «Олений мох»



1. грибница

2. накипные

3. слоевище

4. ксантория

5. симбиоз

6. водоросль

7. листоватые

8. кислоты

9. кустистые

10 ягель



Ресурсный материал


Познавательные задачи.

1. Толпы народа брели по пустыне, рассказывает древняя библейская легенда, по колено утопая в сыпучем песке. Много дней прошло с тех пор, как покинули они Египет, а кругом по-прежнему была пустыня, и есть было нечего. Однажды утром, когда солнце опять стало накалять пе­сок, неожиданно поднялся ветер. И все заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна! Манна! С неба падает манна!»

Как вы думаете, какое отношение эта легенда имеет к нашему уроку?

Ответ найти в параграфе 13, раздел Значение лишайников

2. Оленеводы, проживающие на севере Финляндии и Скандинавии, пострадали от последствий Чернобыль­ской аварии. Объясните, каким образом это могло произойти?

3. Прокомментируйте следующий факт: в Антарктиде обитает более 350 видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений.

  1. Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТУ Сфера, 2002. – 160 с.

  2. Илларионов Э. Ф. Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003 – 320 с.

  3. Лифанова Т. М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания. М.: 1993 г. – 139 с.

  4. Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника/ Авт.-сост. Н. И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005 – 271 с.

  5. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методические пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с.

  6. Горленко Н. М. Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии / . М. Горленко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 75 с.

  7. Большаков А. П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7 – 9 классы. Биология. География/ А. П. Большаков. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя