Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о природе Башкортостана; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Биология»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | Комбинированный: применение и совершенствование знаний, изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, расширят представления учащихся о многообразии живых организмов, формах их взаимодействий, познакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, изучат роль лишайников в природе и жизни человека. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, имеют мотивацию к учебной деятельности, развивают представления о рациональном природопользовании; воспитывают разумное, бережное отношение к природе. Коррекционные: коррекция и развитие дефицитарных психических и психофизиологических школьно – значимых функций, в том числе развитие зрительного восприятия и узнавания, наблюдательности; развитие навыков соотносительного анализа и синтеза. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Оборудование | Компьютер, проектор; учебник, коллекция лишайников, результаты опыта по определению состава лишайников, презентация о лишайниках. |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Постановка проблемного вопроса (звучит мелодия курая) Слайд 1. Гора Большой Иремель. Ай, Урал, ты, мой, Урал Великан седой Урал Головой под облака Поднялся ты мой Урал. Так описывал в своих стихах Уральские горы национальный герой Башкортостана, поэт - кубаир Салават Юлаев. Откуда взялось такое сравнение? – седой Урал. Посмотрим на горы поближе. Слайд 2-4 Что за растения выросли на камнях, на коре деревьев, на каменистой почве? Почему они могут жить в этих суровых условиях? Лишайник и Скала Александр Герзон Скала незыблемо стояла Над горной кручей много лет. Ее и Солнце раскаляло, И Ветер свой печатал след. Дожди секли неумолимо. И злобно рвал ее Мороз. Все ярче были различимы Следы тех яростных угроз. Вдруг на Скале хитрец Лишайник Пророс, откуда ни возьмись. Сперва — один клочок случайный, Потом — другие разрослись. И вот уже Скала покрылась Лишайником до самых пят. Он шепчет ей, чтоб не сердилась: — Я твой защитник, друг и брат. Собой я скрыл твои морщины, Укрыл от Ветра и Дождей, И потому не без причины Питаюсь кровью я твоей. * * * Судьба Скалы, увы, горька мне: Она, как видно, упадет; Катясь, расколется на камни; Лишайник в каждом — оживет. Загадка биологии лишайников сопоставима с загадкой мифического сфинкса. Лишайники являются уникальным творением природы. Лишайник — группа организмов или самостоятельный организм со всеми необходимыми для существования признаками? | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Ученик читает стихотворение. |
II. Актуализация опорных знаний | фронтальная работа: «Ну-ка угадай» Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной (бактерии) Без меня не сваришь сыра, И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог, Приготовить я помог (бактерии) Мама тесто замесила, Меня в тесто положила. От пузырьков углекислого газа, Тесто вылезло из таза (грибы, дрожжи) Что случилось с нашим хлебом? Хлеб таким, ведь, раньше не был. Стал белым, пушистым, наш хлеб друзья. Но есть, к сожаленью, его нельзя! (грибы, плесень мукор) Есть грибы и не в лесу: В тесте, в пиве и квасу. (Дрожжевые грибки.) На берёзе я расту, Не щажу её красу. Чахнет деревце, скрипит. Вот такой я паразит (гриб трутовик) ребусы       Физкультминутка «Утром гномы в лес пошли» Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте) По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону) И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу) Гномы в школу опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону) Побежали, заспешили (бег на месте) И грибы все уронили! (присесть) | Отгадывают загадки, решают ребусы. Выполняют упражнения. |
III. Изучение нового материала | Демонстрация презентации «Лишайники» - Строение лишайников Наука, изучающая лишайники, — лихенология. Рассмотрим особенности строения лишайника... Лишайник представляет собой самую высокую форму симбиоза, где из двух организмов создается новая форма организма, не похожая ни на гриб, ни на водоросль. Взаимосвязи между двумя компонентами лишайника весьма сложны. Происходит постоянный обмен веществ между этими организмами. Гриб предохраняет водоросль от избыточного освещения и высушивания, доставляет воду и минеральные вещества, а водоросль обеспечивает гриб синтезируемыми ей органическими веществами. На грибных нитях иногда появляются присоски, которые проникают внутрь водоросли. - Симбиоз Симбиоз - распространенное явление в природе. Понятие о симбиозе было сформулировано во второй половине прошлого столетия немецким ученым Г.-А. де Бари. Особенно симбиозом заинтересовались после работ А. С. Фаминцына по лишайникам. Им было установлено, что лишайник представляет собой сожительство (симбиоз) двух организмов - гриба и водоросли. - Виды лишайников Форма и величина лишайников разнообразны. Размеры их могут быть от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. По форме слоевища различают накипные, листоватые и кустистые лишайники. - Размножение лишайников Размножаются лишайники кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, образующихся внутри тела лишайника. Высокое давление, возникающее в этих участках слоевища, приводит к их разрыву, и клетки гриба и водоросли выстреливаются из тела лишайника. - Экстрималы «Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни». Академик К.А. Тимерязев. Значение лишайников. Физкультминутка для глаз. Р | Й | Н | Е | Т | О | Н | И | А | Ш | Н | С | И | А | Л | Ы | О | Л | К | И | С | Р | Т | Ь | И | П | Т | И | Е | И | 15 | 5 | 26 | 14 | 20 | 27 | 13 | 7 | 18 | 3 | 6 | 28 | 2 | 4 | 1 | 16 | 12 | 24 | 8 | 30 | 19 | 17 | 29 | 25 | 21 | 10 | 22 | 9 | 23 | 11 | Ответ: ЛИШАЙНИКИ- ПИОНЕРЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ. - Пионеры Сведениями о выветривании горных пород, разрушении их органическими кислотами, вырабатываемыми клетками лишайника, образование почвы - Индикаторы В природе большинство лишайников растут быстро, если воздух чистый и нет агрессивной среды. Поэтому лишайники являются хорошими индикаторами чистоты воздуха. Так как лишайники не могут выделять в среду поглощенные элементы, они очень чувствительны к токсическим веществам. Наиболее резко лишайники реагируют на сернистый газ, который быстро разрушает хлорофилл водорослей. Лишайники используются для контроля качества среды обитания. Ребята о чем говорит тот факт что, на деревьях растущих на пришкольном участке встречается очень мало лишайника? - Ягель Основное растение тундры и корм северных оленей. Растет очень медленно - 1-3 мм в год. Сейчас особо остро стоит вопрос об охране этих лишайников. Необходимо упорядоченное передвижение транспорта, регулируемый выпас оленей. - Медицина Из лишайников получают краску и химический краситель лакмус. Ныне устаревший мужской одеколон «Шипр» также изготавливался с использованием лишайников. Особо любим был мужчинами из-за хорошо выраженного ранозаживляющего эффекта. В Норвегии в неурожайные 1807-1814 гг. высушенный лишайник мололи и ели. Для нейтрализации лишайниковых кислот и смягчения горького вкуса слоевища лишайника выщелачивали в свежей древесной золе. Лишайник цетрарию в Скандинавии добавляли в муку для приготовления корабельных сухарей, чтобы улучшить их сохранность, что связано с антибиотическим действием лишайников. - Значение лишайников. - Красная книга  Динамическая пауза. Потрудились – отдохнем Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. | Смотрят презентацию, слушают пояснения учителя. Рассматривают портрет академика К.А. Тимерязева. Читают глазами буквы и цифры в двух таблицах и восстанавливают утверждение. Думают, дискутируют, отвечают на поставленный вопрос Зарисовывают схему в тетрадь. Учащиеся выполняют упражнения. |
IV. Практическая деятельность | Работа с учебником: заполнить таблицу в тетради. Форма слоевища | Внешний вид | Место обитания | Накипные | Слоевище в виде тонкой корочки, неотделимо от субстрата (лецидея). | Камни, скалы. | Листовые | Чешуйки или пластинки, прикрепляющиеся к субстрату пучками грибных нитей (пармелия). | Стены домов, стволы деревьев. | Кустистые | Кустики, растущие вверх (ягель) или вниз, свисая с ветвей деревьев (бородач-уснея). | Деревья, почва. | Демонстрация коллекции лишайников. Задание: выделите из коллекции кустистые, листоватые и накипные лишайники? почему накипные лишайники в коллекции вместе с субстратом? | Учащиеся выполняют работу в тетради. Учащиеся выполняют задание. |
V. Итоги урока. Рефлексия | Подведем предварительные итоги тому, что мы узнали сегодня на уроке. В начале урока был поставлен вопрос: Лишайник — группа организмов или самостоятельный организм со всеми необходимыми для существования признаками? Вставить пропущенные слова (карточки) Лишайники образованы и . обеспечивает подачу воды и минеральных веществ , а создает органические вещества. Лишайники – это организмы. Лишайники бывают , , . 5.Наука изучающая лишайники . (гриб, водоросль, симбиоз, листоватые, накипные, кустистые, лихенология) Все ли слова вы вставили правильно? Какой вопрос вызвал у вас затруднение? Почему? Какие приемы работы помогли вам понять содержание темы, какие понравились, а какие нет? Как вы находили необходимую информацию? Учитель выставляет оценки за урок и аргументирует их. | Учащиеся отвечают на вопрос и вставляют пропущенные слова в карточки. Подводят итоги урока. Записывают в тетрадь. Учащиеся фиксируют собственный уровень умений, анализируют новые приемы работы. |
VI. Домашнее задание | Учебник, параграф 13, заполнить кроссворд  1. Часть тела лишайников, нити которой поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. 2. Название лишайников, плотно прирастающих к твердым телам, например камням. 3. Тело лишайника. 4. Лишайник золотисто – желтого цвета, часто встречающийся на коре осин. 5. Совместное взаимовыгодное существование организмов, например одноклеточных водорослей и грибницы. 6. Часть тела лишайника, зеленые клетки которого выполняют функцию фотосинтеза и снабжают водоросль органическими веществами. 7. Группа лишайников, тело которого образовано пластинками различной окраски 8. Вещества, выделяемые лишайниками и разрушающие горные породы. 9. Ветвистые розовые, серые или белые лишайники 10. «Олений мох»  1. грибница 2. накипные 3. слоевище 4. ксантория 5. симбиоз 6. водоросль 7. листоватые 8. кислоты 9. кустистые 10 ягель | |