Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Методы исследования белковой структуры"»
Сынып/ Класс: 10 Пән/ Предмет: биология Мұғалім/Учитель: Зайкова Н.Б.
Дата:_____________ Сабақ/ Урок 7
Тақырып/Тема: Методы исследования структуры белков
Форма проведения: карта «Устный урок 1» Технология БиС.
Методическое руководство для учителя «Стандарт содержания»
Мақсат/Цель: раскрыть особенности структур молекул белка
Міндеттер/Задача: усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, выполнение регламента технологической карты.
Сабақты қорытындылау/Планируемый результат:
Учащиеся знают:
-методы исследования белковой молекулы
-структуры и связи в молекулах белка
понимают:
-структура определяет свойства белка
-структура белка это хрупкая организация
применяют:
-имеющиеся знания
Учащийся сможет:
-определить структуру белка и привести пример
-объяснить многообразие белков
Сабақ барысы/Ход урока
Этапы урока | время | название | деятельность |
1 | 1 мин | Орг. момент. | Мотивация учащихся. |
2 | 8 мин | Актуализация субъектного опыта учащихся | Перекрёстный опрос по теме предыдущего урока. |
3 | 8 мин | Организация восприятия | Учитель объясняет и выносит опорные слова, дается время для запоминания, взаимопроверка и заносит результаты в МПМ. |
4 | 8 мин | Организация осмысления | Учащиеся должны прочитать текст в учебнике по нормативному времени. |
5 | 8 мин | Первичная проверка понимания | Перекрёстный опрос. |
6 | 10 мин | Организация первичного закрепления | Критический опрос. |
7 | 2 мин | Рефлексия | Анализ ошибок, рекомендации и выставление оценок в журнал |
8 | 1 мин | Домашнее задание | Задается всем учащимся |
Приложение
Опрос по теме предыдущего урока.
Белки – азотсодержащие органические соединения
Белки – это микромолекулы
Так как состоят из разных аминокислот, то белки являются гетерополимерами
Мономером молекулы белка является аминокислота.
В состав аминокислот входит NH2 – карбоксильная группа, COOH– аминогруппа и R – радикал.
В состав белков входят 30 аминокислот.
Синтезируются в организме незаменимые аминокислоты
Специфичная последовательность чередования аминокислот в белке определяется генетически
Аминогруппа одной аминокислоты способна вступать в реакцию с карбоксильной группой другой аминокислоты посредством пептидной связи.
Если соединяется более 10 аминокислот, то получается дипептид
Фосфопротеиды состоят только из аминокислот
К хромопротеидам относится гемоглобин
Альбумины, глобулины, гистоны – это простые белки
Ответ: + 1,3,4,8,9,12,13
Опорные слова по изучаемой теме
Структура белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная, связи: пептидная, водородная, дисульфидная, гидрофобная
Перекрёстный опрос.
Какой вклад в изучение белковой молекулы внес Э.Фишер?
Что образуется при соединении 2х пептид? (дипептид)
Шведский химик, который изобрел центрифугу? (Т.Сведберг)
Во сколько раз сила ускорения центрифуги превышала силу земного притяжения? (250.тыс)
Какая кислота стояла под шестым номером в ряду аминокислот? (глютаминовая кислота)
В каком году и за что Л.Полинг был удостоен Нобелевской премии? (1954)
Какая структура белка определена порядком чередования аминокислот в цепи? (первичная)
К чему ведет замена одного аминокислотного звена другим в белковой молекуле?
Что называют первичной структурой полипептидной цепи?
Что представляют собой белки в живой клетке? (спираль)
Что собой представляет вторичная структура белка?
Какую структуру имеет гемоглобин? (четвертичную)
Чем обусловлена прочность и устойчивость пептидных молекул?
Почему болезнь назвали « серповидно – клеточная анемия»?
Что общего в строении у белков альбумины, глобулины, ферменты, антитела? (глобулы)
К чему может привести замена одной аминокислоты в молекуле белка на другую аминокислоту?
Объясните, какая структура определяет все другие структуры белковой молекулы.
Что характерно для каждого уровня организации белковой молекулы?
Объясните, почему пересаженные от одного организма ткани или органы подвергаются отторжению?
Назовите наиболее и наименее прочную в химическом отношении структуру белковой молекулы.
Известно, что чем выше уровень организации белка, тем слабее поддерживающие его связи. Подтвердите это положение конкретными данными.
Какими связями поддерживается первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка?
Какой вклад в изучение белковой молекулы внес Т. Сведберг?
Что собой представляет третичная структура белка?
Какую структуру имеет белок инсулин?
Как структура влияет на биологические свойства белков?
-
Критический опрос.
Задание 1
Найдите ошибки в предложениях, вставьте правильные слова.
Л.Полинг доказал, что белки состоят из аминокислот. (Э.Фишер).
Болезнь «серповидно- клеточной анемии» заключается в том, что в молекуле миоглобина, одна аминокислота заменяется другой. (гемоглобин)
Э.Фишер доказал, что аминокислоты, входящие в состав белковой молекулы связаны между собой ковалентными связями (пептидными).
При соединении двух пептидов образуется трипептид. (дипептид)
У людей, страдающих болезнью «серповидно- клеточной анемии» эритроциты имеют форму шара (серпа).
Прочность пептидных молекул обусловлены тем, что входящие в их состав атомы кислорода и углерода, связаны между собой водородными связями. (азотом)
Гормон инсулин состоит из трёх полипептидных цепей (двух).
Белок – это 3-х структурное органическое вещество (4-х структурное ).
Чередование остатков аминокислот полипептидной цепи называется третичной структурой белка (первичной).
В третичной структуре белка полипептидная цепь, сворачиваясь, принимает форму спирали (шара).
Замена 1-го аминокислотного звена другим в белковой молекуле не изменяет её свойств (изменяет).
Гемоглобин состоит из 2-х белковых молекул и обеспечивает кислородом ткани.
В живой клетке белки представляют собой вытянутую нить (спираль с одинаковым расстоянием между витками).
Вторичная структура белка называют глобулой (представлена в виде спирали).
-
Үйге тапсырма беру/ Задание на дом
Прочитать стр. 30 – 38
-
Сабақты қорытындылау/Рефлексия урока
Фактический результат урока в оценках:
Класс | Количество учащихся | оценка | % от общего количества |
5 | 4 | 3 |
А | -
| -
| -
| -
| -
|
Б | -
| -
| -
| -
| -
|
В | -
| -
| -
| -
| -
|
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-