СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Народные движения в XVII в.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Народные движения в XVII в.»»

Тема урока: «Народные движения в XVII в.»

Цель урока: Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;

  • Определить связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс;

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных умений – умения доказывать, сравнивать, делать выводы; структурировать материал в таблицу;

  • Способствовать развитию мыслительных навыков – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Планируемые результаты:

  • предметные: знать причины и особенности народных выступлений в 17 веке, предпосылки и последствия Соляного бунта; уметь выделить причины Медного бунта; знать об основных этапах восстания Степана Разина, причинах и последствиях массовых выступлений старообрядцев; получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина

  • личностные: уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

  • метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса.

  1. Проверка домашнего задания.

Терминологический диктант (5 минут)

  1. Тяжёлая кавалерия (рейтары)

  2. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура)

  3. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (гетман)

  4. Незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана (самозванство)

  5. Свод законов Российского государства, одобренный Земским собором в 1649 году (Соборное уложение)

  6. Представитель родовитой и богатой знати в Речи Посполитой (Магнат)

  7. Представитель бедного, иногда бездворного зависимого неселения, нёсшего сокращённые феодальные повинности (бобыль)

  8. Вид кавалерии, предназначенный для действий как в конном, так и пешем строю (драгуны)

  9. Дворянское сословие в Речи Посполитой (шляхта)

  10. Был в польском плену.  В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси.  Управлял страной вместе со своим неопытным  сыном (Филарет)

  11. Русский царь из династии Романовых. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович)


Взаимопроверка домашнего задания (10 минут)

Класс делится на две команды. Поочерёдно задают друг другу вопросы, составленные ими по теме «Изменения в социальной структуре Российского общества».

  1. Изучение нового материала

В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ".

И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название.

  • Выскажите своё предположение.

  • Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.  (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)

Посмотрите на ассоциативный ряд, попробуйте определить тему урока. (НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ).

  • Ребята, посмотрите на тему урока, определите, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопрос ответить.

Цель нашего урока познакомиться с народными движениями XVII века, определить причины этих выступлений, рассмотреть их ход и итоги.

План урока

  1. Причины народных выступлений.

  2. Соляной бунт.

  3. Восстание в Пскове и Новгороде.

  4. Медный бунт.

  5. Восстание под предводительством  С. Разина.


  • Каковы, по-вашему мнению, причины народных выступлений?

Причинами народных выступлений можно считать:

1) закрепощение крестьян

2)  рост феодальных повинностей

3) усиление налогового гнёта

4) ведение почти непрерывных войн

5) попытки ограничить казачью вольность

6) усиление приказной волокиты

Работа в группах (5 минут)

Изучая материал, мы с вами будем заполнять таблицу:

Название восстания

Дата

Причины

Участники

Цели и требования

Итоги








Для дальнейшей работы мы с вами разделимся на 3 группы.

1 группа – работает с п. 2 § 20

2 группа – работает с п. 3 § 20

3 группа – с п. 4 § 20

Изучая данные пункты, заполните таблицу.

(представители групп представляют остальным результат работы)

  • Назовите главные причины поражений в этих выступлениях (делаем совместный вывод)

  • Восставшие не имели четких целей

  • Верили в «доброго» царя

  • Имели плохое вооружение

  • Разнородный состав участников, каждый шел за своей правдой

Вершиной «бунташного» века стало восстание Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества.

В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства.

Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде.

Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна бежали от крепостной неволи крестьяне, посадские люди, то есть те, кто хотел стать вольным. (существовало негласное правило «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам).

Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец.

К 60 –м годам на Дону скопилось много беглых крестьян. Земледелием правительство запрещало заниматься, а подвоз продовольствия сократился. Кроме старых «домовитых казаков, здесь было много «молодых «голутвенных» казаков.

Голод 1666 года привёл к движению казаков во главе с ВАСИЛИЕМ УСОМ. Они отправились в Москву с просьбой принять их на службу – отказ. Мирный поход перерос в восстание. Восставшие присоединились к отрядам Степана Разина

Степан Тимофеевич Разин сумел собрать отважных и непокорных людей.


О ходе восстания и его итогах вы узнаете из учебника. Работая с п. 5 § 20, заполните таблицу:

Восстание Степана Разина

Даты

События




  • Какова судьба Степана Разина?

  • В чем причины поражения восстания С.Т. Разина?

  • стихийность, низкая организованность

  •  отсутствие четких целей у восставших

  •  разнородный социальный состав

  •  разрозненность действий крестьян


  1. Итог урока. Рефлексия.

  • Почему XVII век называют «бунташным»?

  • Ребята, как вы относитесь к бунтам и восстаниям?

  • Можно ли как-то иначе добиться решения проблем, накопившихся в обществе? (Подвести учащихся к пониманию неприемлемости насилия как способа решения проблем)

  1. Домашнее задание.

§ 20










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!