СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Петр I. Россия на рубеже веков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: Выяснить характерные черты и особенно­сти формирования личности Петра.

 

ЗАДАЧИ:

- образовательная

- исследовать детские годы и юношество Петра, Азовские походы, Великое посольство.

- выяснить причины и значение Азовских походов в 1695г и 1696 г., определить цели Великого посольства в Европу.

- охарактеризовать положительные и отрицательные черты характера Петра, определить особенности формирования личности Петра;

- воспитательная

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать чувство коллективизм, культуру общения при работе в группе;

- вызвать стремление учеников воспитывать в себе такие же черты характера как у Петра – трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, ответственность.

- воспитывать негативное отношение к мщению, на примере стрелецких бунтов.

- развивающая

- развивать письменную и устную речь, мышление, умение высказывать свое мнение;

- продолжить формирование у  учащихся  оценочных умений, умений выделять причинно-следственные связи;

- развивать умения анализировать и обобщать исторические явления;

- продолжить развитее умений работать с текстом учебника, дополнительной литературой;

- отрабатывать навыки работы в группе

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Петр I. Россия на рубеже веков»

ТЕМА УРОКА: Петр I . Россия на рубеже веков.



ЦЕЛЬ: Выяснить характерные черты и особенно­сти формирования личности Петра.


ЗАДАЧИ:

- образовательная

- исследовать детские годы и юношество Петра, Азовские походы, Великое посольство.

- выяснить причины и значение Азовских походов в 1695г и 1696 г., определить цели Великого посольства в Европу.

- охарактеризовать положительные и отрицательные черты характера Петра, определить особенности формирования личности Петра;

- воспитательная

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать чувство коллективизм, культуру общения при работе в группе;

- вызвать стремление учеников воспитывать в себе такие же черты характера как у Петра – трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, ответственность.

- воспитывать негативное отношение к мщению, на примере стрелецких бунтов.

- развивающая

- развивать письменную и устную речь, мышление, умение высказывать свое мнение;

- продолжить формирование у учащихся оценочных умений, умений выделять причинно-следственные связи;

- развивать умения анализировать и обобщать исторические явления;

- продолжить развитее умений работать с текстом учебника, дополнительной литературой;

- отрабатывать навыки работы в группе


ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА: традиционная

МЕТОДЫ:

  • наглядности

  • словесный

  • эвристическая беседа

  • объяснительно – иллюстративный


ПРИЕМЫ: живое слово, самостоятельная работа, анализ текста, работа с новыми терминами и понятиями, датами

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: 

  • конспект урока

  • учебник

  • мультимедийный проектор

  • ноутбук

  • презентация

  • тесты

  • карточка-задание


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент


  1. Актуализация опорных знаний учащихся



Сегодня на уроке мы начнем изучение легендарной эпохи расцвета Российского государства. Познакомимся с первым императором России и проследим его путь становление на престоле.

Но сначала повторим изученный материал, пройденный на предыдущих уроках.



  • Фронтальный опрос

Я вам буду задавать вопросы, на которые вы должны будете ответить «да» или «нет». Независимо от того как вы ответите на вопрос, необходимо будет обосновать свой ответ. Итак, начнем…

  1. Иван Грозный жил в XV веке? (нет, в XVI в.)

  2. Соляной и Медный бунт произошли во время правления Алексея Михайловича? (да, 1648 г., 1662 г.)

  3. Первый царь из Романовых был Алексей Михайлович? (нет, Михаил Федорович)

  4. Присоединение Казани и Астрахани относится к правлению Александра Невского? (нет, к правлению Ивана Грозного)

  5. Первый Земский собор был созван в 1549 г.? (да, правление Ивана Грозного)

  6. Восстание Степана Разина относится к правлению Дмитрия Донского? (нет, 1670-1671 гг.)

  7. Церковную реформу XVII в. Произвел патриарх Никон? (да)

  8. Центром патриотического подъема 1612 г. против польских интервентов являлся город Владимир? (нет, г. Н. Новгород)

  9. Ливонская война произошла во время правления Ивана Грозного? (да, 1558-1583 гг.)

  10. Соборное уложение Алексея Михайловича было составлено в 1649 году? (да)



  • Самостоятельная работа класса с тестом

1. Церковный раскол связан с тем, что:

А) Русская Православная Церковь стала национальной

Б) Русская Православная Церковь перестала существовать

В) был введен особый налог с Церкви

Г) необходимо было изменить обряды и богослужебные книги

2. После Соляного бунта в Москве 1648 г. Алексей Михайлович приказал:

А) сократить срок сыска беглых крестьян

Б) назначить новых сборщиков налогов

В) отстранить от власти Б.И. Морозова

Г) назначить новых сборщиков приказов

3. Земский Собор избрал Михаила Романова на царство в…

А) 1612 г. Б) 1613 г. В) 1614 г. Г) 1615 г.

4. Он был патриархом в период правления Алексея Михайловича…

А) Никон Б) Иов В) Филарет Г) Адриан

5. Первый Земский Собор был впервые созван в период правления…

А) Дмитрия Донского Б) Ивана Грозного В) Бориса Годунова Г) Лжедмитрия I

6. Где и когда было сформировано второе народное ополчение во время Смутного времени?

А) в Н. Новгороде 1612 г. Б) в Рязани 1613 г.

В) в Казани 1614 г. Г) в Москве 1615 г.

7. Укажите годы восстания Степана Разина

А) 1770-1771 гг. Б) 1670-1671 гг. В) 1380-1381 Г) 1480-1481 гг.

параллельно

  • Самостоятельная работа учащегося у доски, индивидуально, по карточке

Задание: Соедини стрелками имена и события, которые взаимосвязаны между собой. Докажи свой выбор! (на доске)

Алексей Михайлович Куликовская битва


Иван Грозный Церковный раскол


Дмитрий Пожарский Ледовое побоище


Дмитрий Донской Опричнина


Александр Невский Крещение Руси


Ермак Тимофеевич Второе ополчение

Владимир Красное Солнышко Освоение Сибири

  1. Переход к изучению новой темы

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.

Наступала эпоха Петра Великого… (Слайд 1)

Наш урок сегодня посвящается крупному политическому деятелю России – Петру Великому!

В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. (Слайд 2)

Николай Михайлович Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А Сергей Федорович Платонов писал о Петре – «Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром».

Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

(Слайд3) Любой человек, прожив жизнь, оставляет после себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о нем и сохранится память, его будут оценивать по поступкам, делам, творениям.

Таким образом, (Слайд 4) тема нашего урока сегодня «Петр I. Россия на рубеже веков». Цель урока заключается в том, чтобы понять, что повлияло на формирование личности Петра, какие события в его жизни можно назвать настоящими “уроками жизни”, чтобы представить причины его реформ в будущем.


(Слайд 5) План урока:

  1. Россия в начале XVII в.

  2. Детство Петра

  3. Двоецарствие. Регентство царевны Софьи

  4. Начало царствования Петра

  5. Азовские походы 1695-1696 гг.

  6. Великое посольство 1697-1698 гг.


4. Изучение новой темы

Рассказ учителя с опорой на презентацию:


На протяжении 17 века Россия значительно продвинулась в своем развитии, но все же значительно отставала от передовых стран Европы. (Слайд 6)

     В Нидерландах, Англии прошли буржуазные революции. Промышленность, торговля, мореплавание были на подъеме. Многие страны Европы активно захватывали колонии и обогащались за счет них. Даже такие «средние» страны как Швеция имели преимущества перед Россией: торговый флот в 800 кораблей, не считая военных, удобные выходы к морям, что позволяло ей активно торговать с другими странами. Балтийское море в те времена называли «Шведским озером».

      У России не было ни торгового, ни военного флота; выходов к морям (кроме Белого). По уровню развития промышленности, в том числе выплавке железа, страна уступала многократно, да и богатейшие природные ресурсы были практически не разведаны. Золото, серебро и даже медь для чеканки монет приходилось закупать за границей. Оружие для войска также закупали в других государствах, а сама армия представляла собой плохо оснащенное и необученное дворянское ополчение.

      Государственное устройство в России к концу 17 века также имело серьезные недостатки: многочисленные приказы работали не согласованно. В чиновничьих  кругах царили волокита, казнокрадство, путаница. Все это еще больше разоряло государство.

     Не лучше обстояло дело в области образования, культуры и науки. Россия также отставала от передовых стран Западной Европы.

     Поэтому дальнейшее развитие страны было бы очень затруднительным без активной государственной политики во всех областях жизни. России были необходимы реформы, чтобы самой не оказаться кем-нибудь завоеванной и превращенной в колонию. России нужно было все это исправить. Для этого нужен был такой правитель, который бы не побоялся пойти на эти реформы: сильный, смелый, дальновидный, решительный. И именно в это время, на рубеже 17-18 веков, такой царь появился.

Сегодня мы не будем говорить о реформах Петра. Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, но суть реформ, их идея зарождалась в детстве Петра и в начале его правления.

(Слайд 7) Пётр Алексеевич – будущий царь Пётр I. Родился в Кремле в 1672 году. Он стал 14-ым ребёнком в семье Алексея Михайловича Романова. Алексей Михайлович был женат два раза. Первая его супруга, Мария Милославская, умерла, подарив ему детей, среди которых были и наследники мужского пола. Алексей Михайлович женится во второй раз на Наталье Николаевне Нарышкиной. После того как родился Пётр радости царской чаты не было предела. Пётр родился здоровым, крепким, активным и супруги тут же принялись баловать его. Комната мгновенно оказалась наполнена лошадками, солдатиками, пищалями, пушками и конечно же хитрыми музыкальными шкатулками. Пётр рос беззаботным, весёлым ребёнком. Всё изменилось, когда Петру исполнилось 3 года – умирает его отец, Алексей Михайлович. (Слайд 8) Под утро 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание Тишайший. (Слайд 9) К власти приходит следующий царь – Фёдор Алексеевич, старший ребёнок в семье Романовых.

Следует сказать, что Фёдор был по своему добр к Петру. Дело в том, что он мало того был его братом по отцу, да ещё и крестным. Фёдор как мог баловал своего крестника, более того, даже занялся его образованием. (Слайд 10) Когда Петру исполнилось 5 лет, к нему пригласили учителя, дьяка Никиту Зотова. Когда Петру исполнилось 10 лет, было решено продолжить образование. По идеи он должен был начать изучать риторику, философию и прочие премудрости потребные для будущего правителя. Но случилось нечто с одной стороны предвиденное и ожидаемое, с другой стороны весьма и весьма не приятное для Петра. Умирает Фёдор Алексеевич. Следует сказать, что он был человеком весьма болезненным, ходил с трудом, опирался на палку, страдал цингой, не мог снять головного убора без помощи посторонних людей. Фёдор Алексеевич умирает, а (Слайд 11) Пётр остается на попечении своей мамы, Натальи Нарышкиной. Обстановка была сложная. С 1682 год за власть будут бороться, явно и открыто два клана – Милославские, родственники первой супруги Алексея Михайловича и Нарышкины, родственники второй супруги.

(Слайд 12) Новым царём должен был стать Иван, старший брат Петра. Был он очень болезненным и как тогда говорили «скорбным головой», поэтому окружение покойного царя Фёдора Алексеевича решило, что царём должен стать Пётр. С подобным положением вещей Милославские мириться не хотели. (Слайд 13) Были подняты стрельцы, начался Стрелецкий бунт, (Слайд 14) в ходе которого царица, Наталья Нарышкина должна была оправдываться и предъявлять стрельцам живого и здорового Ивана и Петра, потому что пронёсся слух, что «де Нарышкины Ивана отравили», а до этого расправились и с Фёдором, т.е. его смерть тоже была не случайна. Не взирая на то, что оба и Иван, и Пётр были предъявлены стрельцам, это никоем образом не помогло унять стихию. Последовали жертвы, многие Нарышкины были убиты в ходе этого бунта и после событий 1682 года, (Слайд 15) испуганная Наталья Нарышкина вместе с маленьким Петром, который был вынужден соответственно прервать своё образование, переселяются в село Преображенское.

(Слайд 16) На престоле оказались два царя: 10- летний Пётр и 16-летний Иван, но до 1689 г. правила их сестра Софья, (Слайд 17) сама мечтающая стать царицей. Но по законам того времени женщина не могла стать правительницей в России.

(Слайд 18) В России установился период, получивший название – «двоецарие» и в Оружейной палате в Москве стоит трон, на котором во время торжественных приёмов восседали 2 царя – Иван V и Пётр I. Позади трона стояли бояре или сама Софья и подсказывали, как следует себя вести и что следует говорить.

(Слайд 19) Вот таким вот образом дело продолжалось до тех самых пор, пока Пётр находился в Преображенском. Жизнь Петра в селе Преображенском была совсем не характерной для жизни царского отпрыска. Чем же он там занимался? С ранних лет Петр проявлял привязанность к ремеслам. В Преображенском ему доставляли инструменты каменщика и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым, Петр в совершенстве владел многими ремесел, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и приемников…

(Слайд 20) Имея интерес к военному делу, он набрал себе «потешные отряды» из боярских детей. Все попали в эти отряды, кто только окружал из сверстников Петра. Таким образом, будущая русская гвардия Семёновский и Преображенский полк имели своё начало в маленьком селе Преображенском. И поначалу представляли собой странные такие отряды подростков. Тренировки армейские тоже выглядели весьма своеобразно и походили больше на игру.

(Слайд 21) Большую роль для самообразования Петра имело то, что неподалеку от Преображенского находилась Немецкая слобода. Его иностранными учителями впоследствии станут купцы, военные, которые будут обучать его тому, что умеют сами. (Слайд 22) Голландец Тимермам будет учить арифметики и премудростям обращения с астролябией, (Слайд 23) шотландец Гордон и швейцарец Лефорт военному делу.

(Слайд 24) Пётр рос и развивался, но пришёл тревожный для него 1689 год, когда до Преображенского дошли слухи, что планируется переворот. Как всегда за этим переворотом стояла царева Софья. Именно она, пойдя уже привычным путём, подняла против Петра стрельцов. (Слайд 25) Пётр был вынужден быстро бежать из села Преображенского под защиту укрепленных стен Троице-Сергеевой лавры. Замысел Софьи поднять стрельцов против Петра и мачехи не увенчался успехом, Софья была помещена в Новодевичий монастырь. А Пётр получается, стал править вместе со своим братом Иваном и мамой.

Продолжаться это будет до 1694 года, когда Пётр останется без мамы, а спустя два года уйдёт из жизни и брат Иван. Настанет единоличное правление. (Слайд 26) 24-летнему Петру пора уже было подумать о государственных делах, а они были таковы: России были необходимы незамерзающие моря, через порты которых могла быть осуществлена связь со странами Западной Европы; Россия должна была развивать свою торговлю, развивать свою культуру. И именно об этом как раз и задумался Пётр.

Перед Петром имелись два пути: бороться за выход в Балтийское море, а это означала конфликт с сильной и воинственной Швецией либо за выход в Чёрное море, а это враждебная Турция и Крым. Было выбрано Южное направление.

(Слайд 27) В 1695 и 1696 году состоялись Азовские походы. Если первый поход 1695 года, не взирая на численное превосходство русского войска, был совершенно неудачен, крепость Азов, прикрывавшая выход из Дона в Азовское море не поддалась русским. Основная причина – отсутствие флота. При подготовки второго похода Пётр учёл все ошибки. В Воронеже на вервях были построены корабли, которые блокировали турецкий форт с моря. (Слайд 28) Таким образом Азов был взят.

(Слайд 29) Для продолжения войны с Турцией следовало подумать о том, чтобы запастись союзниками. Эту цель как раз преследовало посольство 1697 года, так называемое Великое посольство в составе 250 человек. В нём принимал участие и сам Пётр, инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Посольство отправилось в путь и посетило почти все прогрессивные западноевропейские страны. (Слайд 30) Помимо явной цели – складывание антитурецкой коалиции, посольство имело и цели неявные – пригласить на русскую службу иностранных мастеров, ученых, военных; закупка военного снаряжения, корабельного оборудования, книг; изучение военных технологий Европы; знакомство с новинками техники и производства.

В ходе посольства Пётр понимает, что антитурецкая коалиция не может сложиться. Постольку поскольку турецкий султан заключил договор с Австрией, заключил договор с Венецианской республикой, Англия и Голландия тоже были не помощники в борьбе с Турцией.

Деятельность Великого посольства пришлось прервать досрочно. Дело в том, что до Петра дошли слухи, что на западных границах России, ни без помощи, заточённой в монастыре Софьи, вновь вспыхнуло стрелецкое восстание. Пока Петр срочно бросает свои дела и возвращается в Россию, стрелецкое восстание уже было подавлено. Но тем ни менее посольство оказалось насильственным образом прервано. По дороге, узнав о подавлении восстания, Пётр позволил себе задержаться при дворе Польского и Саксонского правителя Августа II. Итогом этой задержки стало то, что вместо антитурецкой коалиции сложилась антишведская. Август II с радостью присоединился к Петру с тем только условием, что политика России будет развиваться именно в северном направлении и будет направлена именно против Швеции. Впоследствии к этому союзу примкнёт ещё и Дания. Вот он, готовый Северный союз. Тот самый, который будет противостоять Швеции, в Северной войне.

(Слайд 31) Итак, Великое посольство не привело к созданию антитурецкого союза, но зато утвердило Петра во мнении начать борьбу против Швеции за выход к Балтийскому морю. Собственно все эти деяния внешнеполитические требовали, прежде всего реформирование внутри страны. Этим Пётр и займётся в самое ближайшее время.

5. Работа с новыми терминами и датами

Ребята, какие новые термины и даты встретились вам при объяснении нового материала? Давайте запишем их в тетрадь! (Слайд 32)

Регентство – это временное осуществление полномочий главы государства коллегиально или единолично при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.

Великое посольство – дипломатическая миссия России в Западную Европу.

1682-1725 гг. – годы правления Петра I.

1695-1796 гг. – Азовские походы.

1696-1697 гг. – Великое посольство.

6. Закрепление нового материала

(Слайд 33) А сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать с текстом, который вы видите на экране. В тексте, как вы видите, имеются пропуски. Их необходимо заполнить. Я читаю предложение, вы поднимаете руку и говорите какое слово или дата пропущено. Итак, начнем…

Наш урок, ребята, подходит к концу. Достаньте дневники и запишите домашнее задание.

7. Домашнее задание (Слайд 34)


- параграф №13, читать, пересказывать

- термины, даты учить


Урок закончен. До свидания! Спасибо за урок. (Слайд 35)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!