СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Плоды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по данной теме интересный и занимательный. Для лучшего запоминания и усвоения составлена презентация.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПЛОДЫ 6 класс ФГОС»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ


Разработчик: Нефедьева Елена Васильевна, МБОУ Олонская СОШ, учитель биологии.

Стаж работы: 28 лет

Квалификационная категория: первая

УМК:

- Авторская программа: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программа основного общего образования. Биологии. 5-9 классы. /сборник Рабочие программы. Биология. 5 – 9 классы: учебно – методическое пособие/сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – с. 259 - 273;

- Учебник: Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. - М.: Дрофа 2014;

- В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / Серия: Вертикаль — М. : Дрофа, 2016.

Тема урока: «Плоды»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний


Цель урока

Создание условий

- для изучения строения плодов, их разнообразия и классификации;

- для развития умения пользоваться технологической картой при выполнении лабораторной работы, оформления её результатов и умения на основе технологической карты делать вывод о биологическом значении плодов;

- для развития учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.


Планируемые результаты

Предметные: в процессе групповой работы уметь распознавать плоды на основе их классификации, называть основные части плода.

Метапредметные: в процессе групповой работы уметь пользоваться технологической картой при выполнении лабораторной работы, оформлять её результаты, делать выводы о биологическом значении плодов;

Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Основные понятия, используемые на уроке

Цветок, завязь пестика, плод, околоплодник, семена, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды.

Организация пространства

Межпредметные связи

География, ОБЖ (основы медицинских знаний).

Ресурсы

Корзина с муляжами овощей, фруктов, таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды», мультимедийная презентация, учебник, листы самооценки.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Проблемные вопросы, самостоятельная работа с источниками информации, выполнение лабораторной работы.

Методы обучения

Словесный (беседы, диалоги), наглядный (работа с рисунками, схемами, коллекциями), практический (поиск информации, работа с таблицами), дедуктивный (анализ, применение знаний, обобщение).

Технологии работы с информацией

Самостоятельная работа с текстом учебника, использование информации с мультимедийной презентации.

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организационный этап урока.

Цель этапа: настроить учащихся на учебную работу.


- Здравствуйте ребята! Садитесь.

А сейчас давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.

1. Для организации работы на уроке давайте уточним, какое качество необходимо вам как «Я – ученик», чтобы достичь желаемого результата на уроке.

ИТОГ: Да, действительно, у каждого из вас есть возможность на этом уроке не только изучать биологию, но и работать над собой, развивать в себе те качества, которые, на ваш взгляд, вам необходимы. Это может быть Вашей целью на сегодняшнем уроке.


2. В течение урока оценивать свою работу мы будем на листах самооценки. Познакомьтесь с ним (приложение 1).

Лист, включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки для каждой работы.

Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы?

Не забывайте, после каждого задания оценивать свою работу.


Включение в деловой ритм.






Фронтальная работа:

Высказывания учащихся о качествах, необходимых каждому для достижения поставленных целей.









Самостоятельная работа:

Знакомство с листом самооценки.

2 минуты













Оценивание осуществляется по 2-х балльной шкале за выполненные задания по следующим критериям (на доске):

- самостоятельно справился с заданием - 2 балла,

- обращался за помощью для выполнения задание – 1 балл,

- не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.


II. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.

Цель этапа: актуализация имеющихся знаний для определения темы урока..


Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.










- Какую тему повторяли, выполняя это задание?

- Поднимите руку те, у кого остались вопросы по теме «Строение цветка».

Итак, я вижу, что тема «Строение цветка» вами усвоена неплохо, можем продолжать изучение.


Индивидуальная работа, взаимопроверка и самооценка.

По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске.

Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут «МОЛОДЕЦ!», если допустили ошибки, то исправляют и пишут: «Повтори строение цветка».










2 минуты


















III. Целеполагание

Цель этапа: формирование познавательных мотивов учебной деятельности, определение учебной цели.


Создание проблемной ситуации:

- Чудо природы, тайна цветка давно интересовала человека, и она нам открылась на прошедших уроках. Сегодня мы откроем еще одну тайну: что же происходит, когда цветки отцветут, и образуется очередное чудо, имя которому? – плод.

Сформулируйте тему урока»

ИТАК, тема урока: «Плоды»

(Запись темы урока на доске)

Я сегодня собиралась

Торопилась, сомневалась.

Всё ль в корзинку положила?

Посмотрите ка, друзья,

Какие плоды принесла вам я

(демонстрирует корзину с плодами)

- А что вы уже знаете о плодах растений?






- Работая в парах, обсудите: «Что еще вы не знаете и хотели бы знать о плодах?»


- Постарайтесь сформулировать цель урока исходя из темы урока.

Предлагаю свой вариант


Итак, наша ЦЕЛЬ: изучить строение плодов, их классификацию и роль в жизни человека. (запись цели на доске)


( оцените свою работу на этапе постановки цели и отметьте баллом на полях в тетради)

Обсуждение темы урока.

Высказывание учащихся (ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука),




формулирование темы урока.

Запись темы урока в рабочей тетради.







Ответы учащихся:

- плоды появляются после цветения растений. Они используются людьми и животными в пищу, для размножения растений.


Работа в парах

- узнать о строении плодов, о их видах


(анализируют, формулируют и записывают цель в тетради)







Оценивают свою работу по карточке «Самооценка»

3 минуты








Демонстрация слайда № 1 «Цветок и плод»

Демонстрация слайда №2 «Плоды»








Слайд №3


















III.Планирование предстоящей деятельности

Цель этапа: умение планировать свою деятельность


- Что нам необходимо, чтобы достичь цели урока?

- Работая в парах, обсудите, какие пункты могут быть в плане достижения поставленной цели.

ЗАДАЧИ (план урока):

- что такое плод?;

- строение плода;

- классификация плодов по признакам;

- виды плодов на примере разнообразных растений;

- практически распознавать и распределять плоды по группам

( учитель на доске фиксирует пункты плана)

( оцените свое умение планировать свою деятельность и отметьте баллом на полях в тетради)


Ответы:

Составить план работы.

Работа в парах.

Обсуждают, высказывают своё мнение в паре. Варианты ответов ребят (устно).



Самооценка

3 минуты


















IV. Реализация намеченного

Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, обобщать изученное.



  1. Основным понятием урока является понятие «плод».

Работая в парах, попробуйте сформулировать самостоятельно, что называют плодом растения?

- Какая пара представит свое понимание?



- Давайте проверим правильность с помощью учебника.

- Какой вывод сделаем?



Первые итоги: выполнили мы первую задачу, которую поставили в начале урока?

Работа в парах с учебником стр. 67 и своё объяснение понятия «плод»


Высказывание одной пары (ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука)


Фронтальная работа.

(уч-ся обращаются к учебнику и зачитывают понятие)

Плод – это орган размножения цветкового растения.


Ответы уч-ся: частично выполнили

(уч-ся с помощью сигнальных знаков выражают своё согласие)






3 минут














Цель этапа: развитие умения осуществлять поиск информации из учебного текста

- Какой следующий этап работы?










Учитель предлагает учащимся нарисовать любой плод известного им растения и дать ему название.

Учитель предлагает продемонстрировать свои рисунки.

- У всех цветковых растений есть плоды, но они не всегда похожи друг на друга. Однако строение плодов схожее.

Самостоятельная работа: «Прочитайте текст с. 67, раздел «Строение плода» и ответьте: из каких частей состоит плод? Попробуйте дорисовать свой рисунок.









Итог данного этапа:

- Что мы выясняли, выполняя это задание?

- Как вы считаете, справились ли мы с данной задачей. Почему?

- Какие новые понятия мы изучили на данном этапе?

- Оцените свою работу (лист самооценки)

Фронтальная работа.

(ответы учащихся на основе работы с планом урока)

- Строение плода



Дети рисуют и дают название своему нарисованному плоду.









Учебник стр. 67 (чтение, строение плода)

  1. Дети высказывают свои мнения и показывают рисунки с изображениями плодов


Итог:

Ответы уч-ся.

Мы справились с задачей, так как сейчас знаем, из каких частей состоит плод: семя и околоплодник.











Самооценка











3 минуты














Слайд № 4








Слайд № 5












Цель этапа: развитие умения сравнивать имеющийся учебный материал, обобщать изученное.
































Динамическая пауза

- Переходим к третьему этапу урока.

- О чём пойдёт речь?

- Плоды растений разнообразны и делятся на группы: 1) по сложности, 2) по количеству семян, 3) по количеству воды.

Работать будем в парах.

Задание парам:

  1. Работаем с текстом с. 67-68 раздел «Классификация плодов»

  2. Прочитав текст, составьте классификации плодов.

Итог работы:

Классификация плодов

Классификация плодов

(по числу пестиков)



Простой сложный соплодие

Классификация плодов

( по количеству семян)


Односемянные многосемянные


Классификация плодов

( по количеству воды в околоплоднике)


Сочные Сухие

Вывод: мы составили три вида классификации плодов по различным признакам.

- Выполнили мы третий пункт нашего плана?

Оцените свою работу в листе самооценки.

Устали? Давайте чуть-чуть с вами отдохнем.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё прыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись








Работа в парах (стр. уч. 67-68)

Учащиеся записывают в тетради свои варианты классификации плодов по разным признакам.

По итогам работы ребятам предлагается представить свою классификацию или классификации, если их несколько.

Высказывание одной пары (ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука)


















Итог: самооценка на полях тетради


Дети выполняют упражнения





















5 минуты



Слайды презентации

№№ 6,7,8,9








Цель этап: развитие умения пользоваться инструкцией для выполнения практической работы


4.Следующий этап работы.

Изучение видов плодов на примере разнообразных растений

Выполним лабораторную работу № 51 «Классификация плодов» в рабочей тетради или в учебнике на стр. 72

Самостоятельная работа. Организует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы.

Работаем с текстом учебника, краткую информацию записываем в таблицу.

Виды

Пло-дов

Характеристика

вида плодов

Примеры

плодов

Сочный или сухой

Односемянной или многосемянной







ребята выполняют лабораторную работу в рабочих тетрадях.





10 минут

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Проверим, что у нас получилось.



Итог:

- что на данном этапе нам удалось изучить?


Выступление учащихся, другие учащиеся параллельно заполняют таблицу в тетради.

Ответы уч-ся:

- Виды плодов и примеры растений, относящихся к данным видам.


4 минуты













  1. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.








Обобщим полученные знания в виде схемы Задание:

- Закончите схему

Типы плодов




Типы плодов


Ягодовидые

Костянковидные

Ореховидные

Коробочковидные


Итог: оцените свою работу на этапе обобщения знаний на полях самооценки.

Самостоятельная работа в тетради.

Составление итоговой схемы.










Фронтальная работа

(проверка самостоятельной работы)





Учащиеся оценивают себя по ранее предложенным критериям

2 минуты

Слайд № 10













Демонстрация

Слайдов презентации «Типы плодов» № 11, 12, 13,14



  1. Итог урока

-Вспомните цель, стоявшую перед вами.

- Смогли ли мы достичь её? Почему?




- Оцените свою работу на уроке, подсчитав общий балл на полях тетради в графе самооценка.


- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кто не доволен?

- Вспомните качества «Я – ученик», скажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.


Фронтальная и самостоятельная работа

уч-ся.




Индивидуальная проверка:

оценивают свою работу на уроке.

Перевод баллов в отметку:

5 баллов – отметка «3»

6-9 баллов - отметка «4»

12 -10 баллов – отметка «5»

Личные мнения учащихся.

2 минуты

  1. Домашнее

задание

Цель: организовать закрепление изученного материала на уроке, самообразование

Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить домашнее задание.

  1. Работа с учебником §13 стр.67-73, ответ на вопросы после параграфа.

  2. Для любознательных стр. учебника 73-74 в разделе «Подумайте» и «Задание»


Спасибо всем за урок.

Думаю, что наша совместная работа была полезной и интересной.


Слайд № 15







1 минута



Слайд № 16



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Самооценка на разных этапах урока

(отметку ставим на полях в тетради)


Критерии оценки:

Самостоятельно справился с заданием - 2 балла,

Обращался за помощью для выполнения задания – 1 балл,

не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.


№ этапа

Этапы работы на уроке

Самооценка

1.

Выполнение теста: «Строение цветка»

Критерии оценки:

1-2 правильных ответа - 0 балл

3-4 правильных ответа - 1 балла;

5-6 правильных ответов -2 балла

Отметка на полях тетради

2.

Определение темы и цели урока.

Отметка на полях тетради

3.

Составление плана урока

Отметка на полях тетради

4.

Составление рисунка «Строение плода»

Отметка на полях тетради

5

Составление схемы «Классификация плодов»

Отметка на полях тетради

6.

Составление классификации «Типы плодов» (схема обобщения)

отметка на полях тетради


ОБЩИЙ БАЛЛ



Перевод баллов в отметку: 5 балла – отметка «3»

6-9 баллов - отметка «4»

12-10 баллов – отметка «5»















13



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку ПЛОДЫ (2)»

Тема урока: «ПЛОДЫ»

Тема урока: «ПЛОДЫ»

«Взаимосвязь цветка и плода» вишня горох

«Взаимосвязь цветка и плода»

вишня

горох

Строение плода . семя околоплодник

Строение плода

.

семя

околоплодник

Вывод:   Плод- орган размножения цветковых растений   Содержит семена и околоплодник.    Образуется  из цветка

Вывод:

Плод- орган размножения

цветковых растений

Содержит семена и

околоплодник.

Образуется

из цветка

Классификация плодов (по количеству семян)     Многосемянные Односемянные

Классификация плодов

(по количеству семян)

Многосемянные

Односемянные

ТИПЫ ПЛОДОВ Ягодовидные Костянковидные Ореховидные Коробочковидные

ТИПЫ ПЛОДОВ

Ягодовидные

Костянковидные

Ореховидные

Коробочковидные

Ореховидные плоды    фундук Орех лещина   дуб Желудь подсолнечник   одуванчик Семянка астра   пшеница Зерновка кукуруза рис ясень   клен Крылатка вяз   земляника Многоорешек шиповник лютик

Ореховидные плоды

фундук

Орех

лещина

дуб

Желудь

подсолнечник

одуванчик

Семянка

астра

пшеница

Зерновка

кукуруза

рис

ясень

клен

Крылатка

вяз

земляника

Многоорешек

шиповник

лютик

Коробочковидные плоды    хлопчатник Коробочка дурман белена мак   капуста Стручок редька редис   ярутка Стручочек рыжик хрен   фасоль Боб акация люпин горох

Коробочковидные плоды

хлопчатник

Коробочка

дурман

белена

мак

капуста

Стручок

редька

редис

ярутка

Стручочек

рыжик

хрен

фасоль

Боб

акация

люпин

горох

Домашнее задание: Работа с учебником §13 стр.67-73, ответ на вопросы после параграфа.  Для любознательных стр. учебника 73-74 в разделе «Подумайте» и «Задание»   ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Домашнее задание:

  • Работа с учебником §13 стр.67-73, ответ на вопросы после параграфа.
  • Для любознательных стр. учебника 73-74 в разделе «Подумайте» и «Задание»

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!

СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!