Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 5 (общеобразовательный)
Программно-методическое обеспечение: Программа курса «Литература» 5-9 классы. Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, Москва, «Русское слово», 2014 год.
Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово», 2015г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тема: В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
Цели
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Чтение и идейно-художественный анализ рассказа, обучение навыкам выразительного чтения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.
Задачи
Образовательные:
Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и
аналитическому комментированию художественного текста, работу над
характеристикой литературного героя.
Развивающие:
Развивать речевые умения: пересказ художественного
текста, выразительное чтение отрывков, подготовка сообщений.
Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Развивать навыки групповой работы. Развивать умение составлять план
фрагмента текста.
Воспитательные:
Помочь обучающимся задуматься, как человеку выйти из трудной
ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное.
УУД: Личностные УУД: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.
Уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.
Личностные: Освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные:
Личностные: способность к саморазвитию мотивации к познанию, учебе; объяснение самому себе своих наиболее заметных достижений, смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределение в жизненных ценностях (на словах);
Регулятивные: обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с учителем; работа по составленному плану, в диалоге с учителем совершенствование критериев оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки;
Познавательные: сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников, анализ, классификация и обобщение фактов и явлений.
Коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи, отстаивание своей точки зрения, аргументируя ее.
Основные понятия Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Межпредметные связи: география, русский язык, ОБЖ.
Ресурсы:
Основные учебник
Формы урока
фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология деятельностного метода.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организация начала урока | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами должны плодотворно поработать. Добро пожаловать в чудесный мир литературы. Выберите смайлик, соответствующий вашему сегодняшнему настроению. | Самоопределение. |
2. | Мотивация к учебной деятельности | В русской литературе много произведений о детях, о детстве. Какие произведения о детях вы уже читали? Хотелось бы вам познакомиться с вашим ровесником из произведения? Почему? Вы уже успели самостоятельно познакомиться с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Я знаю, что рассказ вам понравился. Хотелось бы вам пройти Васюткиным путём, почувствовать его состояние? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. Ответы на вопросы учителя |
3 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | А вы задумывались, почему в честь 13 летнего ребёнка было названо лесное озеро? Благодаря чему Васютка победил тайгу, страх? Тогда, каковы цели и задачи урока? | Ответы обучающихся (Продолжить узнавать характер Васютки–проникнуть в чувства героя. Пройти Васюткиным путём, почувствовать его состояние с помощью глаголов. Ответить на вопросы: как мальчик будет действовать в экстремальной ситуации, изменили ли его приключения, как озеро стало Васюткиным?) |
4 | Выявление места и причины затруднения | Ребята, давайте проанализируем ответы ваших товарищей. На доске у нас изображен круг, условно, это характер нашего героя Васютки. Я думаю, что в конце урока мы выясним, какие черты героя формируют его характер. Будьте внимательны. | Анализ ответов товарищей |
5 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | 1. Организация работы в группах Ребята, как же Васютка ведет себя в тайге. Изменился ли он после сложных испытаний? Каким стал? Что ему помогло оказаться дома? Мы пройдём Васюткиными тропами. Как мы будем работать? Будем анализировать текст, работая в группах. Задания для 1 группы 1. Прочитайте внимательно эпизод 2 части текста со слов: «Солнце пошло на закат...» до слов «...и вскоре забылся беспокойным сном». 2. Озаглавьте эпизод. 3. Найдите ключевые слова. 4. Подготовьте сжатый пересказ, оставляя только главную информацию эпизода. 5. Отметьте в тексте слова-глаголы, которые раскрывают состояние Васютки в сложных ситуациях. 6.Работая в группе, помогайте друг другу. Будьте активны, отвечая на вопросы. 7.Делайте выводы. Задания для 2 группы 1.Прочитайте эпизод со слов «Проснулся Васютка поздно...» до слов «...и снова забылся тяжёлым сном». 2.Обсудите и дайте название эпизоду . 3.Отметьте в тексте слова (глаголы), которые передают, что чувствовал Васютка утром на берегу озера. 4.Меняется ли настроение Васютки? Докажите. 5.Перескажите сжато и выразительно эпизод, передавая состояние мальчика. 6.Работая в группе, помогайте друг другу. Будьте активны, отвечая на вопросы. 7.Делайте выводы. Задания для 1 группы 1.Прочитайте эпизод со слов «На рассвете Васютка, стуча зубами от холода...» до слов «Вот стучит, стучит...». 2.Обсудите и дайте название эпизоду . 3.Отметьте в тексте слова (глаголы), которые передают, что чувствовал Васютка утром на берегу озера. 4.Меняется ли настроение Васютки? Докажите. 5.Перескажите сжато и выразительно эпизод, передавая состояние мальчика. 6.Работая в группе, помогайте друг другу. Будьте активны, отвечая на вопросы. 7.Делайте выводы. Задания для 2 группы 1.Прочитайте по ролям эпизод со слов «...И вот Васютка дома!» до слов «...открыли постоянный промысел». 2.Обсудите и дайте название эпизоду. 3.Отметьте в тексте слова и выражения, которые передают, что чувствовал Васютка, находясь снова дома. 4.Найдите в тексте вашего эпизода, как отнеслись к приключениям Васютки мама, отец, дедушка (выпишите в тетрадь слова и выражения мамы, отца, дедушки по схеме: мама............................отец............... дедушка.......................) 5.Прочитайте выразительно по ролям эпизод, передавая состояние каждого из персонажей. 6.Работая в группе, помогайте друг другу. Будьте активны, отвечая на вопросы. 7.Делайте выводы. | На данном этапе обучающиеся работают в группах; в коммуникативной форме обдумывают алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. |
6 | Реализация построенного проекта | Выступление групп. Выводы | На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | А теперь давайте подумаем, какие черты характера сформировались у героя. Напишите на полосках бумаги и прикрепите к кругу, к которому мы обращались в начале урока. | На данном этапе учащиеся самостоятельно отмечают черты характера героя. |
8 | Самостоятельная работа с взаимопроверкой и проверкой по эталону | Тестовое задание. 1. Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль. 2. В основе произведения лежит : а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя. 3. Васютка бродил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия. 4. В предложении: “Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия” — автор использует: а) сравнение; б) антитезу; в) метафору. 5. Птица, которая “увела” Васютку в тайгу: а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка. 6. Когда Васютка понял, что заблудился, он: а) горько плакал; б) запаниковал; в) решил не сдаваться. 7. В предложении: “Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворилась в них” — используется: а) метонимия; б) ирония; в) метафора. 8. Открытие, которое сделал Васютка, увидел у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду. 9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: а) речка; б) болото; в) озеро. 10. В предложении : “Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья” — автор прибегает к: а) антитезе; б) сравнению; в) аллегории. 11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что: а) его заметили с бота; б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам. 12. Родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его; в) продолжали искать и надеяться. 13. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: а) богатейшей флоре и фауне; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя. 14. Найдя озеро, Васютка: а) стал известным на всю страну; б) зазнался; в) принёс пользу стране. 15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге. а) “С тайгой надо дружить!”; б) “Тайга хлипких не любит!”; в) “В тайге одному делать нечего!”. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют взаимопроверку, затем сравнивая с эталоном. |
9 | Включение в систему знаний и повторение | Творческое задание: написать небольшой рассказ (5-6 предложений) на тему «Что бы я сказал Васютке при встрече». Выполняется индивидуально с дальнейшим обсуждением. Ребята, давайте, опираясь на результаты нашей работы над рассказом, на черты характера Васютки, которые мы отметили в ходе работы над рассказом, составим характеристику нашего героя: Васютка не по годам очень смышлёный мальчик. Общаясь с взрослыми рыбаками и охотниками, он запоминал всё, что важно для того, чтобы выжить в тайге. Он проявил такие черты, как смекалка, наблюдательность, знание законов тайги, умение вести себя в дикой природе. Васютка не только наблюдает, он ещё и размышляет, опираясь на свои знания, полученные и от взрослых охотников и рыбаков, а также и на знания, полученные в школе. | Написание рассказа. Составление характеристики героя. |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Что полезного узнали на уроке? Что было для вас самым интересным на уроке? Что запомнилось? Какой урок вынесли для себя? А что было самым трудным? Чему вы научились у Васютки? Считаете ли вы, что трудности можно преодолеть? Что для этого нужно? Какие еще примеры из литературы и жизни вы можете привести, когда человек, оставшись наедине с природой, сумел выжить? На листах перед вами «Лестница успеха». Нарисуйте, пожалуйста, себя на этой лестнице в начале урока и в конце урока (на какой ступеньке лестницы были вы, по вашему мнению, в начале урока, на какой – в конце урока). Я желаю вам, чтобы как можно меньше на вашем пути встречалось трудностей, но, а если они встретятся, сумейте их достойно преодолеть! | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Обучающиеся заполняют «Лестницу успеха» |
11 | Домашнее задание | 1. Творческая работа: Написать письмо Васютке. 2. Составить памятки: «Советы идущему в лес». «Если ты заблудился в лесу». | Выполняют задание по выбору |
7