СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "В.П. Астафьев "Васюткино озеро". Данный урок был проведен в 5 классе в текущем учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "В.П. Астафьев "Васюткино озеро"»

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 5 (общеобразовательный)

Программно-методическое обеспечение: Программа курса «Литература» 5-9 классы. Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, Москва, «Русское слово», 2014 год.

Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово», 2015г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема: В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Цели

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Чтение и идейно-художественный анализ рассказа, обучение навыкам выразительного чтения; формирование у обучающихся  деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.

Задачи

Образовательные:

Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и

аналитическому комментированию художественного текста, работу над

характеристикой литературного героя.

Развивающие:

Развивать речевые умения: пересказ художественного

текста, выразительное чтение отрывков, подготовка сообщений.

Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Развивать навыки  групповой работы. Развивать умение составлять план

фрагмента текста.

Воспитательные:

Помочь обучающимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное.

УУД: Личностные УУД: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести  учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.

Уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Личностные: Освоение  новых видов  деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные:

Личностные: способность к саморазвитию мотивации к познанию, учебе; объяснение самому себе своих наиболее заметных достижений, смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределение в жизненных ценностях (на словах);

Регулятивные: обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с учителем; работа по составленному плану, в диалоге с учителем совершенствование критериев оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки;

Познавательные: сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников, анализ, классификация и обобщение фактов и явлений.

Коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи, отстаивание своей точки зрения, аргументируя ее.

Основные понятия Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Межпредметные связи: география, русский язык, ОБЖ.

Ресурсы:

Основные учебник

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология деятельностного метода.


Ход урока


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами должны плодотворно поработать. Добро пожаловать в чудесный мир литературы. Выберите смайлик, соответствующий вашему сегодняшнему настроению.

Самоопределение.

2.

Мотивация к учебной деятельности

В русской литературе много произведений о детях, о детстве.

Какие произведения о детях вы уже читали? Хотелось бы вам познакомиться с вашим ровесником из произведения? Почему?

Вы уже успели самостоятельно познакомиться с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Я знаю, что рассказ вам понравился. Хотелось бы вам пройти Васюткиным путём, почувствовать его состояние? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?


Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.


Ответы на вопросы учителя


3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

А вы задумывались, почему в честь 13 летнего ребёнка было названо лесное озеро? Благодаря чему Васютка победил тайгу, страх? Тогда, каковы цели и задачи урока?


Ответы обучающихся

(Продолжить узнавать характер Васютки–проникнуть в чувства героя. Пройти Васюткиным путём, почувствовать его состояние с помощью глаголов. Ответить на вопросы: как мальчик будет действовать в экстремальной ситуации, изменили ли его приключения, как озеро стало Васюткиным?)


4

Выявление места и причины затруднения

Ребята, давайте проанализируем ответы ваших товарищей.


На доске у нас изображен круг, условно, это характер нашего героя Васютки. Я думаю, что в конце урока мы выясним, какие черты героя формируют его характер. Будьте внимательны.

Анализ ответов товарищей

5

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

1. Организация работы в группах

Ребята, как же Васютка ведет себя в тайге. Изменился ли он после сложных испытаний? Каким стал? Что ему помогло оказаться дома? Мы пройдём Васюткиными тропами. Как мы будем работать? Будем анализировать текст, работая в группах.


Задания для 1 группы


1. Прочитайте внимательно эпизод 2 части текста со слов: «Солнце пошло на закат...» до слов «...и вскоре забылся беспокойным сном».

2. Озаглавьте эпизод.

3. Найдите ключевые слова.

4. Подготовьте сжатый пересказ, оставляя только главную информацию эпизода.

5. Отметьте в тексте слова-глаголы, которые раскрывают состояние Васютки в сложных ситуациях.

6.Работая в группе, помогайте друг другу. Будьте активны, отвечая на вопросы.

7.Делайте выводы.


Задания для 2 группы

1.Прочитайте эпизод со слов «Проснулся Васютка поздно...» до слов «...и снова забылся тяжёлым сном».

2.Обсудите и дайте название эпизоду .

3.Отметьте в тексте слова (глаголы), которые передают, что

чувствовал Васютка утром на берегу озера.

4.Меняется ли настроение Васютки? Докажите.

5.Перескажите сжато и выразительно эпизод, передавая состояние мальчика.

6.Работая в группе, помогайте друг другу. Будьте активны, отвечая на вопросы.

7.Делайте выводы.


 Задания для 1 группы


1.Прочитайте эпизод со слов «На рассвете Васютка, стуча зубами от

холода...» до слов «Вот стучит, стучит...».

2.Обсудите и дайте название эпизоду .

3.Отметьте в тексте слова (глаголы), которые передают, что чувствовал Васютка утром на берегу озера.

4.Меняется ли настроение Васютки? Докажите.

5.Перескажите сжато и выразительно эпизод, передавая состояние мальчика.

6.Работая в группе, помогайте друг другу. Будьте активны, отвечая на вопросы.

7.Делайте выводы.


Задания для 2 группы

1.Прочитайте по ролям эпизод со слов «...И вот Васютка дома!» до слов «...открыли постоянный промысел».

2.Обсудите и дайте название эпизоду.

3.Отметьте в тексте слова и выражения, которые передают, что чувствовал Васютка, находясь снова дома.

4.Найдите в тексте вашего эпизода, как отнеслись к приключениям Васютки мама, отец, дедушка (выпишите в тетрадь слова и выражения мамы, отца, дедушки по схеме: мама............................отец...............

дедушка.......................)

5.Прочитайте выразительно по ролям эпизод, передавая состояние каждого из персонажей.

6.Работая в группе, помогайте друг другу. Будьте активны, отвечая на вопросы.

7.Делайте выводы.



 


На данном этапе обучающиеся работают в группах; в коммуникативной форме обдумывают алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.



6

Реализация построенного проекта

Выступление групп. Выводы

 


На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.



7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А теперь давайте подумаем, какие черты характера сформировались у героя. Напишите на полосках бумаги и прикрепите к кругу, к которому мы обращались в начале урока.

На данном этапе учащиеся самостоятельно отмечают черты характера героя.



8

Самостоятельная работа с взаимопроверкой и проверкой по эталону

Тестовое задание.

1. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) повесть;

в) сказка-быль.

2. В основе произведения лежит :

а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;

б) изображение природы Сибири;

в) повествование о приключениях героя.

3. Васютка бродил по лесу:

а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;

б) выполняя поручение отца;

в) ради удовольствия.

4. В предложении: “Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия” — автор использует:

а) сравнение;

б) антитезу;

в) метафору.

5. Птица, которая “увела” Васютку в тайгу:

а) тетерев;

б) глухарь;

в) кедровка.

6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:

а) горько плакал;

б) запаниковал;

в) решил не сдаваться.

7. В предложении: “Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворилась в них” — используется:

а) метонимия;

б) ирония;

в) метафора.

8. Открытие, которое сделал Васютка, увидел у перешейка подбитую птицу:

а) в озере есть водоворот;

б) озеро проточное;

в) ветер принесёт непогоду.

9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:

а) речка;

б) болото;

в) озеро.

10. В предложении : “Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья” — автор прибегает к:

а) антитезе;

б) сравнению;

в) аллегории.

11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

а) его заметили с бота;

б) его не заметили с бота;

в) он был очень рад рыбакам.

12. Родные Васютки:

а) были уверены в том, что он сам найдётся;

б) потеряли надежду найти его;

в) продолжали искать и надеяться.

13. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:

а) богатейшей флоре и фауне;

б) тёплой осенней погоде;

в) умениям и навыкам таёжного жителя.

14. Найдя озеро, Васютка:

а) стал известным на всю страну;

б) зазнался;

в) принёс пользу стране.

15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.

а) “С тайгой надо дружить!”;

б) “Тайга хлипких не любит!”;

в) “В тайге одному делать нечего!”.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют взаимопроверку, затем сравнивая с эталоном.


9

Включение в систему знаний и повторение

Творческое задание: написать небольшой рассказ (5-6 предложений) на тему «Что бы я сказал Васютке при встрече». Выполняется индивидуально с дальнейшим обсуждением.

Ребята, давайте, опираясь на результаты нашей работы над рассказом, на черты характера Васютки, которые мы отметили в ходе работы над рассказом, составим характеристику нашего героя:

Васютка не по годам очень смышлёный мальчик. Общаясь с взрослыми рыбаками и охотниками, он запоминал всё, что важно для того, чтобы выжить в тайге. Он проявил такие черты, как смекалка, наблюдательность, знание законов тайги, умение вести себя в дикой природе. Васютка не только наблюдает, он ещё и размышляет, опираясь на свои знания, полученные и от взрослых охотников и рыбаков, а также и на знания, полученные в школе.

Написание рассказа. Составление характеристики героя.


10

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Что полезного узнали на уроке?

Что было для вас  самым  интересным на уроке?

Что запомнилось?

Какой урок вынесли для себя?

А  что было самым трудным?

Чему вы научились у Васютки?

Считаете ли вы, что трудности можно преодолеть?

Что для этого нужно?

Какие еще примеры из литературы и жизни вы можете привести, когда человек, оставшись наедине с природой, сумел выжить?

На листах перед вами «Лестница успеха». Нарисуйте, пожалуйста, себя на этой лестнице в начале урока и в конце урока (на какой ступеньке лестницы были вы, по вашему мнению, в начале урока, на какой – в конце урока).

Я желаю вам, чтобы как можно меньше на вашем пути встречалось трудностей, но, а если они встретятся, сумейте их достойно преодолеть!

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.


В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Обучающиеся заполняют «Лестницу успеха»

11

Домашнее задание

1. Творческая работа: Написать письмо Васютке.

2. Составить памятки: «Советы идущему в лес».  

«Если ты заблудился в лесу».


Выполняют задание по выбору




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!