СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П.Астафьев. "Васюткино озеро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку (урокам) по рассказу Асафьева. Биография писателя. Автобиографичность. Словарная работа. Викторина (штурмовой опрос). Рассуждаем. Вывод. Тема и идея. Творческое задание на дом.

Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев. "Васюткино озеро"»

Виктор Петрович  Астафьев

Виктор Петрович Астафьев

"Землю люблю свою

и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте.

И жизнь предоставляла мне постоянную возможность

быть на природе и с природой».

Биография писателя.  Виктор Петрович Астафьев. Родился 1 сентября 1924 года  в селе Овсянка   в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылициной .  Через несколько лет после рождения сына  отца  Вити посадили в тюрьму с обычной в то время формулировкой « за вредительство ».  В 1931 г. во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Виктору тогда было семь лет.  После смерти матери Виктор жил у деда с бабушкой  — Ильи Евграфовича и Екатерины Петровны Потылицыных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания.

Биография писателя.

  • Виктор Петрович Астафьев. Родился 1 сентября 1924 года  в селе Овсянка   в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылициной .
  • Через несколько лет после рождения сына  отца  Вити посадили в тюрьму с обычной в то время формулировкой « за вредительство ».
  • В 1931 г. во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Виктору тогда было семь лет.
  • После смерти матери Виктор жил у деда с бабушкой  — Ильи Евграфовича и Екатерины Петровны Потылицыных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания.
Биография писателя.  Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз.  Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в  Игарку . Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем .  После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице . Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в  детский дом .

Биография писателя.

  • Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз.
  • Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в  Игарку . Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем .
  • После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице . Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в  детский дом .
Биография писателя.  В 1942 году ушёл добровольцем на фронт . Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии , после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Был награждён орденом Красной звезды , медалями « За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Биография писателя.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт . Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске.

Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии , после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды , медалями « За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Биография писателя.  На фронте рядовой Астафьев получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной , ставшей его женой.  В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий» . Через два года у них родится дочь, которая через полгода умрёт – время было очень голодное. В 1948-ом году Бог подарит им ещё одного ребёнка – девочку Ирину и сына Андрея .

Биография писателя.

  • На фронте рядовой Астафьев получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной , ставшей его женой.
  • В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий» .
  • Через два года у них родится дочь, которая через полгода умрёт – время было очень голодное. В 1948-ом году Бог подарит им ещё одного ребёнка – девочку Ирину и сына Андрея .
Биография писателя.    С 1951 года Виктор Петрович Астафьев начинает много писать. С тех пор известный русский писатель Астафьев Виктор Петрович напишет и выпустит огромное количество произведений, рассказов и романов. Он будет принят в Союз Писателей , его литературные достижения будут постоянно отмечать различными наградами.  29 ноября 2001 г. года Виктор Петрович Астафьев умирает на 78-ом году жизни.

Биография писателя.

  •   С 1951 года Виктор Петрович Астафьев начинает много писать. С тех пор известный русский писатель Астафьев Виктор Петрович напишет и выпустит огромное количество произведений, рассказов и романов. Он будет принят в Союз Писателей , его литературные достижения будут постоянно отмечать различными наградами.
  • 29 ноября 2001 г. года Виктор Петрович Астафьев умирает на 78-ом году жизни.
Рассказу  «Васюткино озеро»

Рассказу «Васюткино озеро»

История создания рассказа «Васюткино озеро» В. П. Астафьев хотел рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»

История создания рассказа

«Васюткино озеро»

В. П. Астафьев хотел рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»

История из жизни писателя.

Произведение «Васюткино озеро» выросло оно из небольшого школьного сочинения, в котором тогда ещё ученик Астафьев рассказал о приключении, которое с ним произошло.

Будучи семилетним ребёнком, он часто выходил с отцом на рыбную ловлю для артели. Да и вообще очень многое знал о тайге, о её характере, хитростях и повадках от дедушки и бабушки, отца.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в  Игарку. "Диких заработков", на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу, в лице ребенка, с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат . "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев.       Учитель школы-интерната сибирский поэт  Игнатий Дмитриевич Рождественский  замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ  "Васюткино озеро".

«Васюткино озеро» из ученической работы переросло в интереснейший рассказ о том, как в самых непредвиденных ситуациях следует сохранять присутствие духа.

Астафьев «Васюткино озеро» с тем и написал: поведать людям о первозданной красоте родных мест, о доброте и мудрости природы, строгой справедливости её к людям.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ?» Автобиографичность  – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ?»

Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Викторина по рассказу.  Правила: отвечай на вопрос – зарабатывай балл! 1. Почему стала плохо ловиться рыба?    2. На какой реке происходили события? 3. Чем снабжал Васютка рыбаков? 4. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? 5. Что такое затесь ? 6. Какую птицу первой увидел мальчик? 7. Стрелял ли в нее Васютка? Сколько раз, если да ? 8. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? 9. Когда Васютка понял, что заблудился? 10. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря? 11. Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух? 12. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде? 13. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? 14. Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать? 15 . Как Васютка выбрался к реке? 16. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

Викторина по рассказу. Правила: отвечай на вопрос – зарабатывай балл!

1. Почему стала плохо ловиться рыба?   

2. На какой реке происходили события?

3. Чем снабжал Васютка рыбаков?

4. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

5. Что такое затесь ?

6. Какую птицу первой увидел мальчик?

7. Стрелял ли в нее Васютка? Сколько раз, если да ?

8. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

9. Когда Васютка понял, что заблудился?

10. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

11. Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?

12. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

13. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

14. Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?

15 . Как Васютка выбрался к реке?

16. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

Композиция рассказа Экспозиция (введение) 1.Рассуждение об озерах и их названиях. 2.Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Когда начались главные события?  - Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. Что происходит дальше? 1.Страх и отчаяние Васютки. 2.Решительные действия по своему спасению. 3.Просвет в пути. Кульминация. Как все разрешилось? - Появление бота и возвращение героя. Развязка. Чем все закончилось в итоге? 1.Васютка дома. 2.Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Итог «открытия». « Пятнышко на карте – « Васюткино о з .».

Композиция рассказа

Экспозиция (введение)

1.Рассуждение об озерах и их названиях.

2.Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.

Завязка. Когда начались главные события?

- Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.

Развитие действия. Что происходит дальше?

1.Страх и отчаяние Васютки.

2.Решительные действия по своему спасению.

3.Просвет в пути.

Кульминация. Как все разрешилось?

- Появление бота и возвращение героя.

Развязка. Чем все закончилось в итоге?

1.Васютка дома.

2.Путь к озеру и его освоение.

Эпилог. Итог «открытия».

« Пятнышко на карте – « Васюткино о з .».

«Глухарина проклятый…»

«Глухарина проклятый…»

На берегу озера. Василий – от греч. «базилеус» - царь; этимологически означает: царь, царский, царственный.

На берегу озера.

Василий – от греч. «базилеус» - царь; этимологически означает: царь, царский, царственный.

Порассуждаем! Что помогло Васютке спастись? Какие черты характера проявил Васютка в трудной ситуации?  Какими знаниями владел Васютка? Откуда берет он эти знания? Может ли подобное случиться с вами? Что будете делать вы, если заблудитесь в тайге?

Порассуждаем!

  • Что помогло Васютке спастись?
  • Какие черты характера проявил Васютка в трудной ситуации? 
  • Какими знаниями владел Васютка?
  • Откуда берет он эти знания?
  • Может ли подобное случиться с вами?
  • Что будете делать вы, если заблудитесь в тайге?
Что сообщают газеты? Десятилетний ребенок, которого в течение недели разыскивали в тайге в Вяземском районе Хабаровского края , выжил в лесу, питаясь ягодами и дождевой водой, а спал, укрывшись листьями. Школьник Степан довольно хорошо знает тайгу, часто бегал туда за грибами и ягодами, кроме того, его отец – охотник, специально учил ребенка приемам выживания. «30 сентября пропавшего мальчика обнаружили примерно в 12 километрах от поселка Шумный . Степан самостоятельно смог выйти на дорогу, ведущую в родной поселок, где и был обнаружен сотрудниками полиции, возвращающимися с поисковых мероприятий. Состояние ребенка оценивается как удовлетворительное, в помощи медиков он не нуждается», — рассказали в пресс-службе МВД по региону.  01.10.2013.

Что сообщают газеты?

Десятилетний ребенок, которого в течение недели разыскивали в тайге в Вяземском районе Хабаровского края , выжил в лесу, питаясь ягодами и дождевой водой, а спал, укрывшись листьями.

Школьник Степан довольно хорошо знает тайгу, часто бегал туда за грибами и ягодами, кроме того, его отец – охотник, специально учил ребенка приемам выживания.

«30 сентября пропавшего мальчика обнаружили примерно в 12 километрах от поселка Шумный .

Степан самостоятельно смог выйти на дорогу, ведущую в родной поселок, где и был обнаружен сотрудниками полиции, возвращающимися с поисковых мероприятий. Состояние ребенка оценивается как удовлетворительное, в помощи медиков он не нуждается», — рассказали в пресс-службе МВД по региону. 01.10.2013.

Памятка для тех, кто идет в лес.  Продумай тщательно маршрут.  Не забудь взять компас.  Возьми спички для костра.  Возьми теплые вещи.  Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды. Предупреди близких о твоем путешествии.

Памятка для тех, кто идет в лес.

  • Продумай тщательно маршрут.
  • Не забудь взять компас.
  • Возьми спички для костра.
  • Возьми теплые вещи.
  • Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды.
  • Предупреди близких о твоем путешествии.
Памятка для тех, кто заблудился.  Не паникуй!  Остановись, прекрати бесполезное движение.  Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону.  В ожидании помощи осмотри место, где находишься.  Собери хворост для костра.  Разведи огонь, приготовь пищу.  Приготовь место для ночлега.

Памятка для тех, кто заблудился.

  • Не паникуй!
  • Остановись, прекрати бесполезное движение.
  • Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону.
  • В ожидании помощи осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост для костра.
  • Разведи огонь, приготовь пищу.
  • Приготовь место для ночлега.
ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ. Уроки мужества, уроки доброты  Ты в сердце сохранишь навеки,  И озеро, как символ чистоты,  Тебе откроется пусть на изломе лета.  Увидишь в струях чистого ручья  Природы первозданной отраженье,  И собственная грешная душа  Почувствует истоки очищенья.  Вольется в сердце неба синева,  И звезд на небе тихое мерцание,  И щебет птиц, и росная трава – Васюткиного озера сияние!

ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ.

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сияние!

ВЫВОД:  Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья . Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек . Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

ВЫВОД: Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять.

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья . Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек . Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Идейная основа рассказа по словам самого автора. Свою писательскую задачу видел Астафьев в следующем: дать понять читателям, что вокруг них «есть мир прекрасный» и сами они тоже «в этом мире есть».  Ведь все мы приходим во взрослую жизнь из детства. И Виктор Петрович считает: хорошо, чтобы и в нашей судьбе были такие вот «озёра» - путеводные звёзды , помогающие нам понять себя, очиститься, осознать простые, но бесконечно важные житейские истины .

Идейная основа рассказа по словам самого автора.

  • Свою писательскую задачу видел Астафьев в следующем: дать понять читателям, что вокруг них «есть мир прекрасный» и сами они тоже «в этом мире есть».
  • Ведь все мы приходим во взрослую жизнь из детства. И Виктор Петрович считает: хорошо, чтобы и в нашей судьбе были такие вот «озёра» - путеводные звёзды , помогающие нам понять себя, очиститься, осознать простые, но бесконечно важные житейские истины .
Домашнее задание  (по выбору учащихся). 1. Написать ответ на вопрос: «Чему я научился у Васютки?» 2. Подобрать и записать законы природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.

Домашнее задание (по выбору учащихся).

  • 1. Написать ответ на вопрос: «Чему я научился у Васютки?»
  • 2. Подобрать и записать законы природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!