СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Вышивка в технике « Изонить»

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Тема: Вышивка в технике « Изонить» ИТБ. Практическая работа: Заполнение угла и окружности по форме сердечка

  1. Цель занятия: Познакомить  учащихся  с  новым  видом  декоративно – прикладного искусства – изонитью, познакомить уч-ся с технологией выполнения нитяной графики
  2. Задачи:

Учебная:  научиться заполнять угол и окружность.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, внимательность, самостоятельность, терпение, усидчивость.

Развивающая: Развивать творческие способности,  художественный вкус, фантазию, творческую смекалку.

Оборудование:

Технические средства обучения:  компьютер Pentium 4, проектор, презентация  Microsoft Office Power Point 2007 «Технология вышивки в технике изонить», СD - диск.

Наглядные пособия: образцы готовых работ

Инструменты и приспособления: тетрадь, игла, ножницы, циркуль, линейка, карандаш, ластик.

Материалы: картон, нитки: цветные швейные, мулине или ирис.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Подготовка рабочих мест

 2. Постановка темы и учебной цели

        Сегодня на уроке мы познакомимся с   очень интересным и увлекательным видом декоративно – прикладного искусства – вышивкой в техники « изонить»  Откройте тетради и запишите тему урока: Вышивка в технике « Изонить» 

  Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано»

 3.Новый материал

Скажите мне, пожалуйста, чем и как можно рисовать?

Ученики: Карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами.

Учитель: Все это правильно. Оказывается, можно выполнить рисунок даже нитью и иголкой. Если художник для работы в руки берет кисть и красками создает шедевры на холсте, то мы с вами научимся создавать шедевры на картоне при помощи иглы и цветных ниток. Изонить (то есть изображение нитью), нитяная графика, ниточный дизайн – так называется этот вид деятельности.   

     В море РУКОДЕЛИЯ разбросаны множество удивительных, очень красивых островов. остров «Макраме», остров «Вязания», остров «Шитья», «КВИЛЛИГ» Остров «Вышивки»! На каждом из них проживают мастера, изделия которых издревле славятся на весь мир. Вышитые полотенца, вязаные салфетки, плетеные панно — все поражает своей красотой

Многое влечет нас к рукоделию, но, наверное, сильнее всего – это жажда творчества. Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная  своими руками, вбирает в себя добрую энергию её создателя, излучает тепло наших рук, несет положительную энергетику.

     Народные ремесла– это произведения искусства, сделанные руками человека.

   Художественное  творчество – неотъемлемая часть жизни человека.

Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями.

Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо - все станови­лось предметом творчества. «От добрых рук ничего не уходит», - говорит  пословица. Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гре­бешки, из овечьей шерсти - платки, из льна - полотна и кружева. Все де­лалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусст­ва.

Технологии декоративно-прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать...

Вот такой род технологий, как художественная обработка материа­лов, тесно связан с понятием - творчество. Творчество может быть худо­жественным, техническим, научным.

Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить свое собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью.

Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную  связь с жизнью человека,  с повседневным бытом.

Термин Изонить в России ввел академик Геннадий Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой технологией во время своих командировок в США, впервые ниточный дизайн, как вид искусства,  появился в Англии в XVI веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Любители вышивания ее упростили. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном или бархатной бумагой, которая имеет насыщенный цветовой фон и фактуру под бархат. Можно применять ещё и наждачную бумагу. Она имеет очень благородную цветовую гамму, обладает достаточной плотностью, а нити не стягивают её при натяжении. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды.

       В Америке ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками)

Самым известным автором западного направления является Эрика Фортгенс . Она имеет свою торговую марку и выпускает весь спектр материалов и инструментов для вышивки на бумаге.      Очень распространен данный способ оформления открыток в Нидерландах.

Изонить может быть:- предметной – состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, птица, корабль);

 - сюжетной – отображающей совокупность действий, событий; 

- декоративной или графической – включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы

      Изонить в интерьере.

     Красиво выглядит изонить  в интерьере. Единственное условие – требуется пространство. Можно оформить часть офисной стены. Красиво и оригинально будет смотреться холле, террасе.

Объемная нитяная графика, часто также называемая String Art, применяется в оформлении ресторанных, танцевальных и концертных залов или декораций в театре (вместо гвоздиков используются крючки или конструкции, а вместо нитей используются провода, канаты, ленты, полоски тканей).слайд27

String Art – еще одно название. Такой термин применяется, если вместо дырочек в картоне, для натяжения нитей используется неровности на краях картона.

Изонить на дисках

      У каждого из нас накопилось огромное количество компакт дисков, и мы ищем куда бы их применить.

Такими дисками можно украшать новогоднюю ёлку, стены в своих комнатах, дарить друзьям и родственникам как сувенир. Диск имеет зеркальную поверхность и дополнительно можно украсить бисером, бусами, декоративными цветами.

. Этот способ создания художественных работ прост и доступен. В нём сохраняется реалистическая основа самого изображения. Что  даёт возможность широко использовать изонить не только в оформительских целях, но и в создании картин, орнаментов. По существу, это вышивание, которое не требует дорогостоящих материалов, привлекает простотой исполнения и оригинальностью. прежде чем перейти к Техника выполнения изонити, отгадаем кроссворд, ответив на вопросы которого, мы  узнаем название рукоделия; ( на доске)

Кроссворд (вопросы):

1.Творить, значит…..

2.Чтобы создавать что-то новое нужны….

3.Чтобы чему-то научиться нужно….

4.Почти бумага, но толще и плотнее….

5.Инструмент для прокалывания отверстий

6.То, чем выполняют стежки

7. За ней ниточка…

Основные приёмы и инструменты

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: - заполнение угла; - заполнение окружности. Для работы необходимо иметь следующие инструменты: - карандаш - остро заточенный,  циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности,  шаблоны ; иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками: чем меньше расстояние между точками и изящнее работа, тем тоньше игла); булавка с головкой на конце для прокалывания точек; подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания). Так как бумага в отличие от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги.; ножницы; транспортир;

Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица.

 Нитки Они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Шелковые нити хороши при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком. Совсем непривлекательны картины из простых х/б белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона. Наиболее оптимальным является использование ириса

Важную роль в композиции узора играет цвет ниток. Для облегчения выбора ниток нужного цвета можно сделать заготовку. На небольшой картон наклейте вплотную друг к другу узкие (3-4 см) полоски картона разного цвета, который можно использовать для фона. Затем поперек всех поло-сок на лицевой стороне трафарета натяните все виды цветных ниток, которыми располагаете (как струны на гитаре) и закрепите их на изнанке. Расстояние между рядами ниток около 1 см. Теперь всегда можно установить, какой цвет фона лучше подчеркнет отдельные элементы узора.

О цвете

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков в природе можно разделить на две группы: тёплые (к ним относятся все тона жёлтого, оранжевого и красного) и холодные (к ним относятся все оттенки голубого, фиолетового и зелёного). Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании тёплых и холодных тонов.( слайд 35)

Тёплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперёд, а холодные – как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Пользуясь этим свойством цветов, можно усилить рельефность деталей изонити, сделать узор более чётким, передать объёмность форм. Фон для нитяной графики следует брать отступающий, а для рисунка изонити предпочтительно использовать выступающие тона.

Существуют ещё такие понятия, как лёгкость и тяжесть цвета. Тяжёлыми цветами чаще всего бывают тёмные, насыщенные, тёплые; лёгкими – светлые, холодные, воспринимающиеся как воздушные.

Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка была тяжелее верхней. В изонити должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета – цветовая гармония. Общее равновесие цвета достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчиняется общему (среднему) тону. В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета, как - красный – с жёлтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; - зелёный – с жёлтым и темно-жёлтым, лимонным, кремовым, оранжевым и коричневым; - фиолетовый – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым; - коричневый – со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.

Однако следует помнить, что узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий; белый – гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый – очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый – спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет: тёплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого несколько мягче. Восприятие чёрного цвета обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, давление, частоту дыхания. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.

Есть доказательства, что цвета могут влиять на темперамент человека. Под действием холодных сине-зелёных оттенков холерик может стать почти флегматиком, а флегматика можно «разогреть» теплым красным цветом.

Принимая во внимание сказанное, есть основание считать, что сделанная картина может каким-либо образом влиять на настроение тех, кто проявит к ней интерес.

Рисунок.Предлагается несколько вариантов изготовления рисунка: 1) Используют готовый шаблон разных геометрических фигур, с нанесенной разметкой по краям (количество отметок по всем сторонам многогранников должно быть одинаковое). Для изготовления шаблонов используют плотный картон. На изнаночной стороне цветного картона в нужном месте кладут шаблон, обводят его, переносят разметку, нумеруют нужные стороны и так повторяют столько раз, сколько нужно, чтобы была готова композиция.

2) Используют различные трафареты геометрических фигур: многогранников, кругов, овалов, фигурные лекала (для спиралей, дуг, завитков) и трафареты произвольных фигур. На изнаночной стороне через трафарет в нужном месте переносятся фигуры и их комбинации, размечаются точки, соблюдая правило: на обеих сторонах углов должно быть одинаковое количество точек.

 3) Рисунок изготавливается на отдельном листе. Под него подкладывают универсальный шаблон.  Необходимые точки переносим на рисунок (бумага для копии нужна потоньше, чтобы через нее просвечивал шаблон, а шаблон должен быть достаточно ярким, чтобы им было удобно пользоваться). Рисунок с точками с помощью скрепок закрепляем на лицевой стороне цветного картона и по точкам прокалываем рисунок и картон одновременно. Рисунок оставляем перед собой для контроля, а по картону начинаем вышивать.

Техника изонити - заполнение угла

Рассмотрим технику  заполнения угла:

  1. Чертим угол.  Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (вершины).
  2. Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.
  3. Делаем проколы во всех точках кроме 27.
  4. С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26
  5. Далее нить проводится из точки 26 в точку 25

И далее 25 -> 2,         2 -> 3,         3 -> 24   и так далее.                                                       Обратите внимание, что в точке 27 отверстие не делается.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла.

Техника изонити – заполнение окружности

Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра.

Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно экспериментировать.  Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.

  1. Вначале окружность нужно поделить на четное количество равных частей;
  2. Затем выбираем любую хорду окружности Хорда – это расстояние между двумя точками окружности. 
  3. . Например, 9-24;
  4. Далее с изнанки игла с нитью вставляется в точку 9 и проводится в точку 24;
  5. Далее из 24 в 1;
  6. 1 -> 10;
  7. 10 ->11.

И далее аналогично. Обращаем внимание, что хорда должна сделать 2 круга.

          Комментарии во время практической работы:

  1. Рисунок  наносится на изнанку или накалывается на лицо через шаблон.
  2. Необходимо  запомнить число  отверстий  между двумя  концами хорды и что на  лицевой стороне нити идут то вперёд, то назад, пересекаясь, а на изнаночной стороне стежки следуют один за другим по кругу.
  3. Начать вышивку можно с любой точки.
  4. Во время работы каждый раз нужно смотреть, как ложится нить на лицевой стороне.
  5. На изнаночной стороне не должно быть пересечения нитей. Верхняя нить на лицевой стороне всегда последняя. Самая первая нить – самая нижняя.
  6. Последнюю  нить  среди  пересекающихся  нитей  найти легко – она  всегда  самая  верхняя.  Поднимите нить  на кончик иглы и  просчитайте отверстия, которые она соединяет.  Это покажет вам, откуда надо продолжить работу.    
  7. Если  нить закончилась:  нужно  иголкой  поддеть  предыдущий  стежок, продеть  нитку  несколько раз в образовавшуюся петлю и затянуть.

 6.  Анализ и оценка выполненных работ

        Покажите свои работы друг другу.

          Что получилось? Что не получилось?

          Учитель обобщает типичные ошибки учащихся. Выставка работ.

                  На картоне нитью шили.

                  Нить пересекалась.

                  Ну а что же получилось?

                  Все мы догадались.

7.  Закрепление нового материала

  • С каким видом декоративно – прикладного искусства Вы познакомились сегодня на уроке?
  • Где и когда возникло художественное натяжение нити (изонить)? Как выполнялась работа?
  • Назовите основные приёмы заполнения окружности?
  • Как располагаются (протягиваются) нити на лицевой и изнаночной стороне?
  • Как нужно пронумеровать полученные точки по контуру окружности?
  • От чего зависит величина круга?
  • С каким новым словом познакомились на уроке?
  • Что такое изонить?
  • Какую фигуру Вы научились заполнять?
  • Где можно применить изонить?
  • Какой материал используется для художественного натяжения нити?

8.  Подведение итога урока

         Чему научились Вы сегодня на уроке?

        Мы научились заполнять окружность в технике изонити.

          Изонить – это техника  напоминающая вышивание.

        Она заключается  в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей  на картоне.

          Можно вышивать  крестом,  гладью, но  интересно попробовать что – то  новое, например: изонить. Картон, нитки и игла – вот всё что для этого нужно.  Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря  ним  наш дом становится непохожим на дру гие, наполняется уютом и теплом. Декоративные  панно,  сувениры,  закладки,  карандашницы и   различные композиции – всё это можно выполнить в технике изонити.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.