СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Знакомство с жизнью и деятельностью Державина Г.Р., его сатирическими произведениями"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему: "Знакомство с жизнью и деятельностью Державина Г.Р., его сатирическими произведениями". (Программа В.Я.Коровиной, 7 класс, ФГОС).

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Знакомство с жизнью и деятельностью Державина Г.Р., его сатирическими произведениями"»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район курская область



конспект урока на тему:



«ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА,
его САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ»

(7 класс, Коровина В.Я.)

учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.























2017 год

Цели: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в обличительном изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа; показать живость и естественность стиха.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять логические действия;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ устаревших слов.

– К каким стилям относит М. В. Ломоносов следующие жанры: поэма, ода, трагедия (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).

Чтение стихотворения М. В. Ломоносова.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Имя Г. Р. Державина не раз упоминал в своих стихах А. С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:

Хорошие стихи не так легко писать...

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас...

Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.

Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепление ее могущества, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству Державина присуща ярко выраженная сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское слово – фе́ликс – счастливый) наряду с прославлением Екатерины II мы обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.

Державин восхвалял императрицу (он верил в ее доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофий пью,

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою.

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом...

Кого же имел в виду Державин? Г. А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы.

А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов;

Или над Невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов.

А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Ор-лов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин – хозяин крепостного оркестра роговой музыки.

Что поразило читателей оды, познакомившихся с этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.

В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I. (Чтение статьи учебника, с. 90, 1-й абзац.)

2. Работа по учебнику (с. 90).

– Почему все самодержцы отказывались от его службы? На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение «Признание» (с. 90–91). (Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» – правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признавался в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, указывающими на то, что если читатель – человек, то не упрекнет поэта ни в чем, поэт уверен, что осудить его не за что.)

– Почему самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в его характере. Но не все правители хотели слышать о себе правду. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и отечественной литературой в следующих строках.)

...первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

(«Памятник».)

– Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.

Задание.

– Найдите в стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое».

Чтение стихотворения «На птичку».

– Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта мечта вылилась всего в четыре строки. (Чтение стихотворения.)

– Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно.)

Чтение учителем стихотворения «Река времен...», написанного за несколько дней до смерти.

– О чем размышляет автор в 1-й строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

– Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

– В стихотворении «Памятник» (1795) Г. Р. Державин писал:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Назовите художественные открытия поэта. (Ответы учащихся.)

Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений; прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».

Индивидуальное задание: подготовить рассказ о Пушкине-лицеисте.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!