МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район курская область
конспект урока на тему:
«ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА,
его САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ»
(7 класс, Коровина В.Я.)
учитель русского языка и литературы
Курбатова Г.Н.

2017 год
Цели: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в обличительном изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа; показать живость и естественность стиха.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять логические действия;
регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
Чтение и анализ устаревших слов.
– К каким стилям относит М. В. Ломоносов следующие жанры: поэма, ода, трагедия (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).
Чтение стихотворения М. В. Ломоносова.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– Имя Г. Р. Державина не раз упоминал в своих стихах А. С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:
Хорошие стихи не так легко писать...
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас...
Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.
Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепление ее могущества, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству Державина присуща ярко выраженная сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское слово – фе́ликс – счастливый) наряду с прославлением Екатерины II мы обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.
Державин восхвалял императрицу (он верил в ее доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофий пью,
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою.
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом...
Кого же имел в виду Державин? Г. А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы.
А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:
Или музыкой и певцами,
Органом и волынкой вдруг,
Или кулачными бойцами
И пляской веселю мой дух;
Или о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов;
Или над Невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.
А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Ор-лов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин – хозяин крепостного оркестра роговой музыки.
Что поразило читателей оды, познакомившихся с этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.
В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I. (Чтение статьи учебника, с. 90, 1-й абзац.)
2. Работа по учебнику (с. 90).
– Почему все самодержцы отказывались от его службы? На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение «Признание» (с. 90–91). (Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» – правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признавался в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, указывающими на то, что если читатель – человек, то не упрекнет поэта ни в чем, поэт уверен, что осудить его не за что.)
– Почему самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в его характере. Но не все правители хотели слышать о себе правду. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и отечественной литературой в следующих строках.)
...первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
(«Памятник».)
– Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.
Задание.
– Найдите в стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое».
Чтение стихотворения «На птичку».
– Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта мечта вылилась всего в четыре строки. (Чтение стихотворения.)
– Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно.)
Чтение учителем стихотворения «Река времен...», написанного за несколько дней до смерти.
– О чем размышляет автор в 1-й строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)
– Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)
– В стихотворении «Памятник» (1795) Г. Р. Державин писал:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род Вселенна будет чтить.
Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Назовите художественные открытия поэта. (Ответы учащихся.)
Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений; прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».
Индивидуальное задание: подготовить рассказ о Пушкине-лицеисте.