СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Народная кукла. Кукла - мотанка. Отделка изделия, его художественно - эстетическое завершение. Создание конкретного образа куклы - мотанки".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет учителям технологии при разработке и проведении урока по вариативному модулю                         "Изготовление народной куклы", обучающимся подскажет идеи для разработки личных творческих проектных изделий.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Народная кукла. Кукла - мотанка. Отделка изделия, его художественно - эстетическое завершение. Создание конкретного образа куклы - мотанки".»



Урок технологии №4, 6 класс (вариативный компонент «Изготовление народной куклы»)

Тема: Народная кукла. Кукла - мотанка. Воплощение в костюме куклы художественного вкуса ее творца. Отделка изделия, его художественно - эстетическое завершение. Создание конкретного образа куклы - мотанки.

Цельурока:

- научить детей применять полученные ранее знания и умения при оформлении куклы-мотанки;

- создавать конкретные образы кукол;

- подбирать материалы для отделки изделия;

- развивать творческие способности детей; - воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к народным традициям;

- научить умению переносить народные традиции в семью, свой дом.


Задачи для обучающихся:

Знать: Традиционные типы народных кукол, их назначение, материалы для их изготовления, отделки.

Уметь: Создавать конкретные образы кукол-мотанок, украшать изделия, выполнять их отделку.


Проблемная задача: Оценить свое изделие с точки зрения дизайнера.


Методы: Пояснения, демонстрация изделий-образцов (кукол - мотанок); демонстрация слайдов (разные образы кукол-мотанок); работа с карточками -заданиями, с инструкционными картами; « мозговой штурм», игра «да» или «нет», дифференцированный подход в обучении.

Оснащение урока: Таблички «Знать», «Уметь», инструкционные карты «Простые ручные швы», карточки-задания «Какой шов изображен?»; образцы декоративных простых ручных швов, образцы изделий (кукол - мотанок), электронные презентации по теме урока, иллюстрации; рабочие тетради, отделочные материалы, инструменты для работы.


Тип урока: комбинированный; урок-путешествие.


Ход урока:

1 Организационный момент:


1. Проверка присутствия обучающихся.

2. Проверка наличия спецодежды.


Приветствие, создание позитивного настроения в классе.

Добрый день, дети! Сегодня во время занятия мы с вами отправимся в интересное и захватывающее путешествие. Для этого на нашем занятии должна царить атмосфера абсолютного доверия и поддержки.

Итак, сейчас мы с вами «поездом знаний» отправляемся в путешествие по чудесной стране, которая имеет название «Творчество».

А вот и первая наша остановка - станция « Этнологическая»

Девочки! Мы живем в Украине – стране богатой народными обрядами и традициями, многовековая история которой связана с народными поверьями и

приметами.

На протяжении столетий народ Украины умело применял знания о магических силах различных предметов, которые его окружали.

Каждый украинец ценит опыт предыдущих поколений, народную мудрость,

знания о национальных оберегах, магических предметах, чудодейственная сила которых проверена столетиями.


Девочки! Какие темы мы изучали на предыдущих занятиях? (Украинская народная кукла)


II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. «Мозговой штурм» (игра - соревнование):


1. Какие национальные символы - обереги украинцев вы знаете? (украинский рушник, украинский венок, дидух, крашанки, писанки).

2. Какие традиционные типы народных узловых кукол вам знакомы? (кукла - мотанка, кукла - зернушка, кукла - десятиручка, куклы - неразлучники и др.)

3. Из каких материалов изготавливают народных кукол? (ткань, нити, пряжа, солома, кукурузные листья, сено, трава, бумага и т.д.)

4. Какие вы знаете типы украинских народных кукол в зависимости от техники ее изготовления? (узловые, шитые, папье-маше, вылепленные, вязаные и др.)

5. Какие же конструктивные особенности ляльки -мотанки ? (нет ног, лица; их не шили, а перевязывали)

6. В чем же особенность и основное назначение народной куклы? (считали ее сильным оберегом, имеющим определенную магическую силу)


Девочки! Вы показали очень хорошие знания на станции «Этнологическая».

А сейчас наш поезд приближается к станции «Технологическая».

Давайте еще раз вспомним технологию изготовления куклы-мотанки. Пользуясь электронными слайдами, ученица рассказывает основы технологии куклы -мотанки, подружки - советчицы.

Сообщения обучающихся:

- о кукле - мотанке;

- о кукле - зернушке;

- о кукле - десятиручке;

- о куклах - неразлучниках.

III. Мотивация учебной деятельности.

Девочки! На предыдущем уроке мы научились делать узловую куклу - мотанку. Куклы получились все разные, очень интересные. Уважая традиции украинского народа в данном виде народного искусства, внимательно воспринимая материал сегодняшнего занятия, вы сможете создать индивидуальные, неповторимые образы кукол, которые зависят от вашего художественного вкуса, вашего представления и понимания. И если вы воспользуетесь своими дизайнерскими способностями, будете изготавливать куклу с добрым сердцем и добрыми намерениями, то я уверена, что она действительно станет настоящим оберегом, защитницей, советчицей, то есть будет иметь хорошую магическую силу. Такие обереги вы можете подарить своим самым дорогим и близким людям.

IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

Обратить внимание детей на запись на доске темы урока. Сообщение темы, формулирование основных задач урока:

- знать традиционные типы народных кукол;

- уметь создавать конкретные образы кукол; украшать их, подбирать вид отделки, выполнять отделку изделия.


V. Изучение нового материала.

Сейчас мы еще раз поговорим о кукле - мотанке.

Любая кукла-мотанка приходит в наш мир в каком-либо образе с определенной целью. Ее изготавливали и изготавливают, вкладывая в нее различные символические значения: на счастливую долю, как куклу-советчицу, как куклу-целительницу, куклы-неразлучники и т.д. К изготовлению куклы всегда относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с раннего детства.

В зависимости от своего назначения куклы имеют различную одежду, изготавливают их из разных материалов с использованием различных технологий.

( Демонстрация слайдов приложения «Разные образы кукол - мотанок»)

Учитель сообщает о материалах, которые использованы для отделки продемонстрированных кукол.

Потом демонстрирует образцы кукол - мотанок.

- Вам нравятся эти куклы?

В каждую из них вложено определенное содержание, все они очень разные. Сегодня на занятии перед вами стоит задание - создать конкретные образы кукол-мотанок, воплотить в наряде куклы свои вкусы и замыслы.

А мы тем временем уже подъехали к станции « Дизайнерская».

Девочки! На предыдущем уроке вам было предложено домашнее задание - сделать эскиз вашей куклы - мотанки с учетом ее отделки. То есть вы уже немножко побывали в роли дизайнера. Сегодня на занятии вам будет предложена роль дизайнера. Сейчас откройте ваши тетради и еще раз рассмотрите эскизы своих кукол - мотанок.

Запишем в тетрадях тему нашего занятия.

Беседа с обучающимися:

- Какие образы кукол вам нравятся? Какие можно создать?

- Какие виды отделочных работ можно применить, чтобы завершить работу над вашей куклой?

- Какие отделочные материалы можно применить в вашей работе?

- Какие отделочные материалы вы подготовили?

( Обучающиеся записывают ответы на вопросы в рабочей тетради)

А теперь поработаем со словарем. Запишите, пожалуйста, в тетрадях значения слов: Дизайн – вид деятельности, связанный с изучением эстетических свойств предметов, художественным оформлением чего-нибудь.


Дизайнер - основной специалист в процессе художественного конструирования.

Чтобы создавать эстетические вещи, дизайнер изучает художественное наследие своего и других народов, разные ремесла.

В процессе художественного конструирования он выполняет эскизы, описывает изделия, изготавливает макеты и образцы изделий.

Следующая станция - станция « Экспертная»

Девочки, перед тем, как перейти к практической работе, вы должны определиться: какие швы на занятии можно применить при отделке изделия

Для этого необходимо повторить простые ручные швы, технологию их выполнения.

Игра- соревнование:

Кто быстрее определит вид шва (работа с карточками-заданиями «Какой шов изображен?»)

Работа с инструкционными картами «Простые ручные швы», а также с образцами простых ручных швов.

Мы отлично поработали на станции «Экспертная».

А теперь мы подъехали к станции « Безопасная».

После повторения швов обучающимся предложено повторить правила охраны труда во время работы с иглой и ножницами.

Игра - соревнование «Да или нет». Вопросы к обучающимся:

- Ножницы нужно передавать кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия. Да или нет? ( Да)

- Иголку можно брать в рот? Да или нет? ( Нет)

- При раскрое деталей лезвие ножниц должно идти по поверхности стола. Да или нет? (Да)

- Шить нужно с наперстком, чтобы не уколоть палец. Да или нет? (Да)

- Можно вкалывать в свою одежду иголку? Да или нет? (Нет)

- Нитку необходимо откусывать зубами. Да или нет? (Нет)

- Поломанные иглы нужно складывать в специальную коробочку. Да и нет? (Да)

- По окончании работы нужно проверить наличие иголок, вколоть их в игольницу. Да или нет? (Да)


И вот мы уже подъезжаем к станции « Творческая».


VI. Практическая работа

Дети начинают работу по отделке изделий, кукол - мотанок.

Физкультминутка:

Встаньте, дети, улыбнитесь,

Земле нашей поклонитесь.

За счастливый день вчерашний

Вы до солнца дотянитесь.

Веретеном покрутитесь.

Раз присядьте, два присядьте

И за парты тихо сядьте.


Текущий инструктаж. Помощь обучающимся, исправление ошибок, обходы рабочих мест, индивидуальный инструктаж. Выявление типичных ошибок, их анализ.

Учитель:

Все очень хорошо справились с заданием. У вас у всех получились оригинальные, неповторимые, совершенно разные изделия.


VII. Итоги урока:

Вот мы и подъехали к конечной станции нашего творческого пути, к

станции «Конечная»

1. Дайте определение понятиям «дизайн», « дизайнер».

2. Подберите синонимы к слову «дизайнер» (художник-конструктор, оформитель).

Учитель:

Дайте характеристику, анализ своим изделиям (алгоритм оценивания изделия).


Задание: Заверши предложение.

1. Мне очень нравится моя кукла потому, что…

2. Были правильно подобраны материалы для… (отделки куклы)

3. Выбранные цвета ниток … (хорошо сочетаются )

4. Работу я выполнила аккуратно…(не нарушая правил безопасности)

5. Мое изделие имеет хороший эстетический вид…(будет выполнять обереговую функцию)

6. Для отделки своей куклы я использовала…

Девочки! Вы все очень хорошо справились с заданием! Давайте вместе определим лучшие работы.

Почему вы считаете, что они лучшие?

Заключительное слово учителя. Рефлексия. Беседа.

Вопрос:

- Какие требования нужно выполнить, чтобы кукла стала настоящим оберегом?

Ответ:

- Изготавливая куклу, нужно вложить в нее частичку своей души, делать ее с добрыми мыслями и пожеланиями. Только тогда она будет настоящим защитником, оберегом.

Анализ качества изделий, выставление оценок.


VIII. Домашнее задание:


1.Повторить записи в тетрадях.

2.Подготовить сообщения о кукле - зернушке.

3.Подготовить материалы для изготовления куклы - зернушки.


























Приложение к уроку №4 по теме «Изготовление народной куклы»



Кукла - мотанка.


Кукла - мотанка является одним из старейших символов украинской культуры. Также, как и рушник, кукла выполняла очень важную функцию оберега, защитника. Само название «кукла - мотанка» говорит о ее технологии, конструктивных особенностях, о том, что технология ее изготовления заключается не в шитье, а в наматывании ниток или перевязывании лоскутов.

Кукла - мотанка приходит в наш мир в каком-либо образе с конкретной целью. Ее изготавливали с различными символическими значениями: на счастливую долю, осуществление сокровенных желаний, гармонию человека с природой.


К этой работе относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с детства.

Куклы - мотанки изготавливали, чтобы отвести беду или болезнь от человека и его семьи. Конструктивной особенностью было то, что куклы были без ног и лица. Это было основное требование, чтобы кукла имела обереговую силу. Вместо лица вышивали крест, либо нашивали тесьму крестом.




Назначение кукол - мотанок было очень разным:

  1. Обрядовые (свадебные, праздничные).

  2. Кукла - целительница.

  3. Кукла - защитница.

  4. Кукла - оберег.

  5. Кукла - советчица

  6. Кукла - подружка и др.

В зависимости от назначения куклы имели различную одежду (наряды), изготавливали их из разных материалов с использованием различных технологий.

















Разновидности кукол - мотанок




Свадебные куклы- мотанки







Пару кукол - молодую пару, традиционно изготавливали перед свадьбой. Кукол изготавливали из ниток, лоскутков, которые перевязывались, а не сшивались. У этих символичных кукол одна рука – общая, чтобы мужчина и женщина шли по жизни вместе и в беде, и в радости. После свадьбы их сохраняли как оберег любви и верности.




Куклы – неразлучники












Различные образы народных кукол - мотанок




Самой распространенной была кукла в украинской национальной одежде












Различные образы народных кукол-мотанок









Кукла-невеста














Кукла - мать

















Кукла - хозяюшка























Кукла - рукодельница












Кукла-труженица-красавица
















Кукла - доброжелательница








Кукла – радость жизни





















Кукла - всеумейка












Кукла - хранительница домашнего очага




Литература:

  1. Найдьон А. Українська народна лялька; К.:Стілос, 2007.

  2. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла; Детство – Прес, 2011.

  3. Пкстун Т. В. Украинские старинные обереги. Учебная книга - Богдан, 2007.

  4. Орлова Л. Куклы и люди, К.: Стилос, 2011.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!