Тема: Н.В. Гоголь . Романтические произведения. «Вечера на уторе близ Диканьки»
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, о романтических произведениях писателя рассмотреть сюжеты и художественно- языковые особенности повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Оборудование: учебник, портрет писателя, презентация, иллстрации, выставка книг Н.В. Гоголя, видеоролики.
На доске эпиграф:
«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился...
А. С. Пушкин.
I. Актуализация опорных знаний
-Какие произведения Н.В. Гоголя вам знакомы?
-Каких его литературных героев помните?
-Чем они привлекли ваше внимание?
II.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя:
-Н.В.Гоголь-«Самый необычный поэт и прозаик каких только рождала Россия. И эта необычность, загадочность наиболее всего интересна мне.» «Дорого русскому сердцу имя Гоголя. Никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества.» Эти слова Писарева особенно точно передают значение Гоголя как великого национального и народного русского писателя. Сегодня на уроке речь пойдет об одном из самых известных и загадочных писателей России - о Николае Васильевиче Гоголе.
(Сообщается тема и цель урока :( Слайд 1,2,3);
III. Работа над темой урока
1.Слово учителя:
(Слайд 4)
Гоголь -великий русский писатель, автор бессмертных произведений: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Мёртвые души». Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях: по –разному – то поражая читателя богатством языка и колоритность украинской темы и эпическим размахом («Тарас Бульба»), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех («Ревизор», «Мёртвые души»).
Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляет собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей. Гениальный художник, изумительный мастер слова, гоголь был и христианским писателем и учителем нравственности. На протяжении всей своей жизни гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человечески пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени,»-писал после смерти Гоголя Сергей Тимофеевич Аксаков.
Николай Васильевич Гоголь долгое время оставался «неизвестным», недоступным в полной мере, не только широкому кругу читателей, но и многочисленным исследователям его творчества, которые в силу идеологических ограничений не могли по-настоящему осмыслить ни его судьбу ,ни его произведения. И только сейчас совершается открытие этого классика русской литературы как глубоко христианского писателя. Давайте же приоткроем завесу «Гоголевской тайны».
2.Реализация индивидуального задания.
Ученик представляет презентацию о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.
(Учащиеся делают записи в тетрадях, составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Н.В. Гоголя.)
3.Объяснение учителя.
(Слайд 5)
-Литературную известность Гоголю принес сборник произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки»(1831-1832г.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Это весёлые и страшные истории, рассказанные пасечником Рудым Панько. В его уста писатель вкладывает мысль о том, что истинная поэзия создается народом. В мире «Вечеров» добро торжествует над злом, любовь над ненавистью, красивое – над безобразным.
4.Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
-Ранний Гоголь – романтик. Вспомним, что такое романтизм, каковы основные черты романтизма? ( Слайд 6)
- Что же привлекает романтиков? (Слайд 7)
- С произведениями романтизма мы уже встречались. Вспомните и назовите произведения романтизма.( Ответы учеников: ранняя лирика М.. Лермонтова, его поэмы «Мцыри», «Демон», баллады В.А. Жуковского «Светлана», «Людмила».)
Слово учителя.
-Книга Гоголя получила высокую оценку А.С. Пушкина, что повлияло на первые критические отзывы о «Вечерах».
В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» включено несколько повестей.(Слайд 8,9)
(Ученики записывают названия повестей).
5.Викторина.
- Со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки» вы познакомились ещё в среднем звене. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Вам надо узнать героев Н.В.Гоголя. (Проводится викторина).
6.Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
- А теперь наша задача - вспомнить сюжеты повестей и особенности некоторых из них, рассмотреть эти повести как романтические произведения, на их примере рассмотреть и романтизм Гоголя.
- Вы получили задание прочесть повести и подготовить ответы на вопросы.
1 ученик
– Расскажите о замысле и истории создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
– От чьего имени ведется рассказ в повестях, включенных в сборник “Вечеров…”. Почему такой прием использовал Н.В. Гоголь?
– Какая народная легенда находит отражение в повести “Вечер накануне Ивана Купала”?
2 ученик
-Прочитайте выразительно описание природы из повести «Майская ночь, или утопленница»
– С помощью каких языковых средств Гоголю удалось опоэтизировать майскую ночь?
– Легенда, рассказанная Левко своей возлюбленной Ганне, чудесным образом переплетается с реальной жизнью героев и имеет свое продолжение. Как Левко удалось получить разрешение на свадьбу с Ганной?
(Демонстрация фрагмента из фильма “Майская ночь, или Утопленница”.)
– Какая картина русского художника перекликается с эпизодом, просмотренным вами из фильма “Майская ночь, или Утопленница”? Расскажите об истории создания картины. (Картина И.Н. Крамского “Русалки”.) (Слайд 10)
3 ученик
– Одним из самых замечательных произведений является повесть “Ночь перед Рождеством”, запечатлевшая удивительное, особое состояние человеческого духа в эти праздничные дни, передающая национальный колорит.
-Как фантастическое в повести переплетается с реальным?
– Парубки и дивчины в ночь перед Рождеством колядовали. Известно ли вам происхождение слов “коляда”, “колядовать”?
– Посмотрите, как люди в старину праздновали Рождество, колядовали.
(Демонстрация фрагмента из фильма “Ночь перед Рождеством.)
– В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” есть не только веселые, брызжущие юмором истории, но более и серьезные по своему содержанию произведения, в которых затрагиваются острые социальные и политические вопросы. Одно из таких произведений – повесть “Страшная месть”.
-Какие реальные исторические события нашли отражение в повести “Страшная месть”?
– В своей повести Гоголь дает прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель включил описание Днепра в повесть “Страшная месть”?
7. Вывод
– Вернемся к началу нашего урока и вспомним основные черты романтизма.
(Слайд 6).
– Докажите, что повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – романтические произведения.
IV. Рефлексия. (Раздаточный материал)
Продолжи предложения:
-Мне больше всего удалось…..
-За что я могу себя похвалить…
- За что я могу себя похвалить своих одноклассников…
-Что на мой взгляд не удалось?. Почему?
-Что меня удивило?
9. Заключительное слово учителя.
Каким бы противоречивым ни было творчество Н.В. Гоголя, для нас он останется великим писателем, своим талантом прославившим Россию, в которую до конца своих дней был горячо и пламенно влюблен. Для меня он один из самых значимых, любимых писателей. Я хочу, чтобы и вы так же любили и понимали его творчество.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение (миниатюру).
«В чём тайна нашей любви к Гоголю? Что притягивает нас к сюжетам гоголевских произведений? (на выбор).
Прочитать повести и сборника «Миргород».