8
11 класс
Урок обобщающего повторения
по теме: «Политика»
Разработчик: Бекетова Н.Ф.
Цель: Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепить полученный уровень знаний, умений и диагностировать их уровень.
Задачи:
актуализация знаний учащихся по проблеме становления политического режима в современной России, воспитывать сознательное отношение к участию гражданина в политической жизни общества, политическую культуру;
развивать политическое мышление, устную речь, умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; работать с документами, тестами;
совершенствовать общеучебные умения и навыки старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции.
Оборудование урока:
учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс М.: Просвещение,2011г., профильный уровень
ЕГЭ Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
информационные ресурсы сайтов Интернет (видеосюжет РИА Новости. Шествие и митинг "За честные выборы" на Болотной. Хронология событий 4 февраля 2012г. http://ria.ru/tv_politics/20120204/556376398.html)
мультимедиа проектор, экран, компьютер
раздаточные материалы (карточки);
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).
Общеучебные
- поиск и выделение информации;
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Форма урока: Урок-практикум. Работа ученического коллектива построена на фронтальной работе, в группах и индивидуально.
Продолжительность занятия – 40 мин.
Ход урока
1. Это слово греческого происхождения и изначально означало искусство управления государством, государственная деятельность. В наше время этим словом называют деятельностью связанную с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Эта деятельность, связанная с определением задач и функций государства.
2.Важнейший элемент общественной организации. Позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач.
3.Добровальная политическая организация, объединяющая группу единомышленников выражающих интересы определенных социальных сил; ставит своей целью завоевание власти для реализации этих интересов и потребностей.
4.Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному правителю, который наследует власть.
5. Форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.
6.Средство и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство.
7. Устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Выражается в совокупности их – гражданина и государства- взаимных прав и обязанностей.
8.Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, основные права и свободы человека и гражданина.
9. Парламент Российской Федерации.
Проверь себя.
Политика
Политическая власть
3.Политическая партия
4.Монархия
5.Республика
6.Политический режим
7.Гражданство
8.Конституция
9.Федеральное собрание
Какому разделу программы будет посвящен наш урок?
Целью урока сегодня является, систематизация и закрепление полученных знаний, и совершенствование умений и навыков, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ по теме: «Политическая сфера современного общества»
1.Лингвистический конструктор. (5 минут)
Из приведённых слов и словосочетаний составьте определения обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и прочее.
Для 1 группы (государство)
Политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны
Политико-территориальная, страны, публичной, делать, организация власти, целях осуществления функций, специальным, аппаратом, способная, веления, для населения, всей суверенная, располагающая, свои, обязательными.
Для 2 группы (политические идеологии)
систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих интересы различных социальных групп по поводу власти, её завоевания, защиты и использования, на основе которых складываются политические отношения и функционируют политические институты.
Систематизированная, отношения, политические, институты, защиты, идейных, выражающих, интересы, социальных групп, воззрений, поводу, власти, её, завоевания, , и, использования, основе, политические, которых, складываются, и функционируют, совокупность, различных.
Для 3 группы (политическая система)
Сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемые через политическую власть
Сложная, совокупность, форм взаимодействий, политических, социально-политических общностей, различных, взаимоотношений, между, ними, политическую, власть разветвлённая, институтов, реализуемые
Прочитайте рассуждения немецкого ученого- политолога М.Вебера (1864-1920) и ответьте на вопрос к нему.
«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни- государством.
Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает»
Вопрос: Что такое политика:
А) в широком смысле слова?
Б) в узком смысле слова?
Выделите эти два значения в тексте.
3. «Я не занимаюсь политикой. –
А знаете, это все равно,
что сказать: « Не занимаюсь жизнью»
(Ж.Ренар, французский писатель)
Как вы понимаете это изречение?
После обсуждения:
Автор обращает внимание на то, что все граждане должны участвовать в политической жизни своей страны. Политика неотделима от государства, ею нужно интересоваться, только так граждане смогут достигнуть благополучия.
Показ информационного ресурса «За честные выборы»
Выполним задание. « Закон об обязательном участии в выборах» 8мин.
Группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти. Текст закона раздается каждой группе.
Закон об обязательном участии в выборах
« Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней. Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание ( в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в СМИ), второй раз – штраф в размере 3-х минимальных зарплат, третий раз – общественные работы ( от 10 до 90 дней)».
Задание группам № 1, 3, 5.
Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят.
Задание группам №2, 4, 6.
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона.
Всего от 3-х до 5-ти аргументов.
Подведение итогов. 3-4 мин. После обсуждения:
Автор обращает внимание на то, что все граждане должны участвовать в политической жизни своей страны. Политика неотделима от государства, ею нужно интересоваться, только так граждане смогут достигнуть благополучия.
Выводы:. Человек, живущий в государстве, как в древнем, так и современном, неизбежно включается в политическую жизнь страны. В ней можно участвовать активно (сознательно и целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосознанно игнорировать власть).
4.Задание 4 ( Слайд № 12) Установите соответствие признаков и функций государства:
Понятия | Сущность данных понятий |
1) президентская республика | А) при этой форме правления правительство формируется парламентом из представителей той партии, которая победила на выборах |
2) абсолютная монархия | Б) политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления |
3) федерация | В) политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни |
4) унитарное государство | Г) право быть избранным |
5) парламентская республика | Д) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства |
6) активное избирательное право | Ж) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, своих правительств |
7) пассивное избирательное право | З) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица и т.д. |
8) тоталитаризм | И) право избирать |
9) авторитаризм | К) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству |
Политическое устройство РФ.( Слайд № 14)
Государственная власть в РФ. |
Законодательная | | Исполнительная | | Судебная |