МКОУ 1 - Абрамовская СОШ
УРОК ГЕОГРАФИИ
Тема: «Урок обобщающего повторения по теме :
Географическая карта». ( 6 класс)
Учитель : Панарина Н.Д.
Абрамовка 2013
Тема урока: «Урок обобщающего повторения по теме : Географическая карта».
Тип урока: обобщение и контроль
Цель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме.
Закрепить умение работы по карте,
Задачи урока:
Образовательные:
Способствовать обобщению знаний и умений, сформированных в процессе изучения раздела; способствовать развитию умения анализировать, обобщать и делать выводы, работать в группе, анализировать результаты своей деятельности; продолжить формирование практических умений использования тематических карт, как источника информации; продолжить формирование умения называть и показывать географические объекты, выполнять простые географические расчёты и действия.
Развивающие :
развивать географическое и логическое мышление;
Воспитательные:
расширять кругозор, воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, поддержки.
Методы: коллективная, работа с картой, карточками, дополнительной литературой.
Оборудование:
презентация урока,
карта: «Физическая карта Мира»,
схематические карты первых карт,
географический атлас 6 класс,
учебник «Физическая география начальный курс» (у каждого учащегося),
карточки задания группам,
карты контроля для каждой группы,
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас . Ребята, как вы видите у нас сегодня не совсем обычный урок. На нашем уроке будут присутствовать гости – это учителя нашей школы. Мы с вами закончили изучать тему «Географическая карта» и нам сегодня предстоит подвести итоги полученным вами знаниям. Работа вам предстоит в небольших группах – командах. Перед вами лежат папки с заданиями. В каждой папке находится по 4 задания , т.е. для каждого члена группы.. Разрешается оказывать помощь друг другу внутри группы.
Обобщение знаний
Эпиграфом к нашему уроку были взяты слова выдающегося географа Н.Н. Баранского « … Карта есть «альфа» и «омега» географии, начальный и конечный пункт географических исследований. Карта - второй язык географии…»
Стихотворение ученицы 6 «б» класса Метелкиной Зои
Географическая карта
Карта географическая,
Карта политическая,
Карта топографическая
Много разных карт на свете есть.
Ты, моряк, отправляешься в путь,
Карту с собой взять не забудь,
На ней показано, где глубоко.
А где до суши недалеко.
Вот летчик летит, и на карту глядит,
Под ним ли сейчас находится Тула.
А может, по карте определит
Вдруг над Тегераном летчик летит.
Вот решил поехать я к другу
Да не найду туда я дорогу.
Сразу же карту я достаю,
И скоро я – «Здравствуй!» ему говорю.
И висят, и лежат они.
На столах и на стенах.
В кораблях, в самолетах
Во всех странах планеты.
Картам спасибо, я говорю.
Без них в неизвестность я не ступлю.
- Ребята, перед вами на доске находятся работы ваших одноклассников. Посмотрите на них. Что же на них изображено? Да, действительно. Это изображение первых карт.
– А о том, откуда к нам пришли карты мы послушаем рассказ одного знаменитого нашего гостя. (выступление Эратосфена)
Эратосфен.
-Здравствуйте, меня зовут Эратосфен Киренский. Я один из многих древних ученых, которые пытались изобразить земную поверхность на плоскости. Тем самым положив начало созданию карт. Я родился в 276 году в Греции, прожил 82 года, написал книгу « Географика», впервые применил термины «география» , «широта», «долгота». Мной была составлена карта населенной части Земли. Полюбуйтесь на нее. (Стр. 3 атласа) Прошу прощения. Но вашей страны я не изобразил. Повторюсь. я изобразил только известные страны и земли.
- А знаете ли вы, кто является автором первой карты?
-Нет.
-Так послушайте. Автором первой кары считается Анаксимандр – древнегреческий ученый, который жил в 6 веке до н.э. Он начертил первую карту известного тогда мира. Земля представлялась ему в виде цилиндра, окруженная со всех сторон небесной сферой, и поэтому на его карте Земля изображена в форме плоского круга, окруженного водой.
Прошли столетия. И результат моих стараний и трудов Эратосфена, Архимеда, Меркатора и многих, многих других ученых и путешественников мы видим на современной карте. А сейчас я по праву передаю слово картографу – вашему современнику.
Картограф.
Современные карты отличаются от своих предшественников по многим параметрам. Их можно разделить на группы:
1 по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные
2 по содержанию: общегеографические и тематические.
Существует еще один вид карт, который вам хорошо известен это топографическая карта или план местности.
Независимо от тематики карты часто объединяют в сборники, которые получили название – атлас.
Сейчас карта служит замечательным средством познания окружающего мира. С ее помощью можно совершать путешествия не выходя из школьного кабинета. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.
Перед тем как вы начнете работать по группам, я предлагаю вам выполнить несколько заданий всем вместе.
1. Работа с топографической картой атласа стр. 5
- Определите, на каком расстоянии от пристани находится озеро Глубокое?
( 350 метров)
- Определите в каком направлении от школы расположен родник? ( в СЗ)
- Определите азимут от ветряной мельницы к скотному двору? (225)
2. Работа с текстом в данном тексте – это отрывок из сказки «Гуси-лебеди» , вам необходимо подчеркнуть те объекты которые мы можем заменить условными топографическими знаками. Назовите эти объекты по порядку, как они указаны в тексте. (улица, поле, лес, печь, яблоня, река, поля, леса, избушка, болото)
Текст отрывок из сказки «Гуси – лебеди».
Жили-были дед да баба. У них была дочка да сынок маленький. …. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка догонять их. Бежала-бежала , видит - стоит печь. … Побежала девочка дальше – стоит яблоня. ..Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. .. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего- надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, вокруг себя поворачивается. … Вошла девочка в избушку: «Здравствуй, бабушка!»
-Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, пришла погреться….
Взяла девочка братца и побежала домой. …
3. Работа с физической картой России стр.16 атласа:
- Определите географические координаты г. Москва (56 с.ш., 38 в.д.) и обозначьте ее положение на карте.
- Определите максимальную глубину озера Байкал (1637 метров) и обозначьте его положение на карте.
- Молодцы, вы справились с этими заданиями. А сейчас возьмите ваши папки с заданиями и распределите их между собой. Вопросы будут разные по сложности, поэтому постарайтесь их правильно распределить между собой, не забывайте, что оценивается работа всей группы вместе. (работа по группам)
- Чтобы наши гости не скучали, им мы тоже предлагаем составить небольшой план местности, используя отрывок из уже прослушанной сказки «Гуси-лебеди»
Работа по группам (каждой группе вручается конверт с заданиями)
-Тест,
- По странам и континентам. Определение географических координат.
- Паутина Шарлоты. Определение азимута
- Веселые туристы. Начертить маршрут прохождения
Задания с ответами Тест: « Географическая карта»
1 Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:
А) меридианами Б) экватором
В) полюсами Г) параллелями
2 Кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого:
А) меридиан Б) экватор
В) полюс Г) параллель
3) Линия равноудаленная от Северного и Южного Полюса:
А) меридиан Б) экватор В) параллель
4) С помощью. какой линии на карте можно показать точки с одинаковыми высотами:
А) горизонталью Б) изотермой
В) меридианом Г) экватором
5) Какую географическую широту имеет Северный Полюс:
А) 0 Б) 90 В)70 Г) 15
6) Нулевой меридиан проходит через:
А) Париж Б) Берлин
В) Лондон Г) Москву
7) Может ли быть широта 95 с.ш:
А) да Б) нет
8) Может ли быть долгота 185 в,д,:
А) да Б) нет
9) Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности:
А) термометр Б) нивелир
В) компас Г) барометр
10) Направление на карте север-юг указывает:
А) экватор Б) меридиан
В) параллель
Бланк ответов к тесту
№ вопроса | Вариант ответа | № вопроса | Вариант ответа |
1 | В | 6 | В |
2 | А | 7 | Б |
3 | Б | 8 | Б |
4 | А | 9 | В |
5 | Б | 10 | А |
Группа № 1 По странам и континентам. Определение географических координат.
№ | координата | Географический объект |
1 | 35 с.ш., 55 в.д | Иран |
2 | 15 с.ш., 10 в.д. | Нигер |
3 | 5 ю.ш., 36 в.д. | Додома |
4 | 45 с.ш., 10 в.д. | Италия |
5 | 7 ю.ш. 108 в.д | Ява |
ИНДИЯ
Группа № 2 По странам и континентам. Определение географических координат
№ | координата | Географический объект |
1 | 33 с.ш., 71 з.д. | Сантьяго |
2 | 48 с.ш., 106 в.д. | Улан-Батор |
3 | 5 ю.ш., 36 в.д. | Додома |
4 | 25с.ш.,2 в.д. | Алжир |
5 | 10 с.ш., 8 в.д. | Нигерия |
СУДАН
Группа № 3 По странам и континентам. Определение географических координат
№ | координата | Географический объект |
1 | 2 с.ш., 75 з.д. | Колумбия |
2 | 25 с.ш., 28 в.д. | Египет |
3 | 63с.ш.,10в.д. | Норвегия |
4 | 38 с.ш., 3 з.д. | Испания |
5 | 7 ю.ш.. 108 в.д. | Ява |
КЕНИЯ
Группа № 4 По странам и континентам. Определение географических координат
№ | координата | Географический объект |
1 | 18 ю.ш., 18 в.д. | Нигер |
2 | 25 с.ш., 28 в.д. | Египет |
3 | 10 ю.ш., 75 з.д. | Перу |
4 | 25 ю.ш., 130 в.д. | Австралия |
5 | 27 с.ш., 15 в.д. | Ливия |
НЕПАЛ
Группа № 1 Паутина Шарлоты Определение азимута
№ точки | Азимут | № точки | Азимут |
1 | 180 | 4 | 215 |
2 | 315 | 5 | 90 |
3 | 45 | | |
Группа № 2 Паутина Шарлоты Определение азимута
№ точки | Азимут | № точки | Азимут |
1 | 270 | 4 | 90 |
2 | 45 | 5 | 45 |
3 | 225 | | |
Группа № 3 Паутина Шарлоты Определение азимута
№ точки | Азимут | № точки | Азимут |
1 | 45 | 4 | 0, 360 |
2 | 270 | 5 | 225 |
3 | 135 | | |
Группа № 4 Паутина Шарлоты Определение азимута
№ точки | Азимут | № точки | Азимут |
1 | 90 | 4 | 45 |
2 | 315 | 5 | 270 |
3 | 180 | | |
Группа №1 Веселые туристы. (Начертить маршрут прохождения используя масштаб в 1см – 50 метров, обозначая топографическими знаками встретившиеся объекты )
От железнодорожной станции наш путь в 400 метров шел на запад к отдельно растущему лиственному дереву. У дерева мы повернули на юго-запад и прошли еще 300 метров, оказавшись в результате у металлического моста. Затем прошли 650 метров на юг к лугу. Подойдя к лугу повернули на восток и пройдя 800 метров вышли к оврагу. К северо-востоку от него на расстоянии 200 метров располагался родник, у которого мы и сделали привал.
Группа №2 Веселые туристы. (Начертить маршрут прохождения используя масштаб в 1см – 50 метров, обозначая топографическими знаками встретившиеся объекты )
Выйдя из школы, мы пошли на север к школьному саду, который располагался на расстоянии 400 метров от нее. У сада повернули на восток, прошли 350 метров и оказались на берегу реки. Пройдя вдоль реки на юг 600 метров, вышли к вырубке. От нее мы повернули на юго-запад и через 300 метров оказались у лиственного леса. Дальше наш путь в 500 метров шел на северо-запад к отдельно стоящему хвойному дереву. Рядом с ним мы и сделали привал.
Группа №3 Веселые туристы. (Начертить маршрут прохождения используя масштаб в 1см – 50 метров, обозначая топографическими знаками встретившиеся объекты )
От домика лесника мы шли на юг 800 метров к озеру. У него повернули на юго-восток, прошли еще 400 метров и вышли к болоту. Чтобы не попасть в него нам пришлось идти 250 метров на северо–восток к лугу. Пройдя затем на север 600 метров, мы подошли к отдельно стоящему кусту, а затем после расстояния в 300 метров на северо-запад к сплошным зарослям кустарника. У них мы и решили отдохнуть.
Группа №4 Веселые туристы. (Начертить маршрут прохождения используя масштаб в 1см – 50 метров, через обозначая топографическими знаками встретившиеся объекты )
От пристани мы пошли на северо-восток к колодцу, который находился на расстоянии 300 метров от нее. От колодца повернули на север к хвойному лесу до которого прошли 450 метров. Подойдя к лесу, повернули на запад и через 250 метров оказались рядом с отдельно растущим хвойным деревом. От дерева наш путь шел к саду на юг 350 метров, а затем на северо-восток еще 500 метров к школе.
4 Подведение итогов урока. (заполнение табеля ответов)
5 Рефлексия.