СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщающего повторения по теме : Географическая карта

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение и контроль

Цель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме.

Закрепить умение работы  по карте,

Задачи урока:

Образовательные:

Способствовать обобщению знаний и умений, сформированных в процессе изучения раздела; способствовать развитию умения анализировать, обобщать и делать выводы, работать в группе, анализировать результаты своей деятельности; продолжить формирование  практических умений использования тематических карт, как источника информации; продолжить формирование умения называть и показывать географические объекты, выполнять простые географические расчёты и действия.

Развивающие :

развивать географическое и логическое мышление;

Воспитательные:

расширять кругозор, воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, поддержки.

Методы: коллективная,  работа с картой, карточками, дополнительной литературой.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщающего повторения по теме : Географическая карта»

МКОУ 1 - Абрамовская СОШ













УРОК ГЕОГРАФИИ

Тема: «Урок обобщающего повторения по теме :

Географическая карта». ( 6 класс)










Учитель : Панарина Н.Д.



















Абрамовка 2013

Тема урока: «Урок обобщающего повторения по теме : Географическая карта».

Тип урока: обобщение и контроль

Цель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме.

Закрепить умение работы по карте,


Задачи урока:


Образовательные:

Способствовать обобщению знаний и умений, сформированных в процессе изучения раздела; способствовать развитию умения анализировать, обобщать и делать выводы, работать в группе, анализировать результаты своей деятельности; продолжить формирование практических умений использования тематических карт, как источника информации; продолжить формирование умения называть и показывать географические объекты, выполнять простые географические расчёты и действия.

Развивающие :

развивать географическое и логическое мышление;

Воспитательные:

расширять кругозор, воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, поддержки.


Методы: коллективная,  работа с картой, карточками, дополнительной литературой.

Оборудование:

презентация урока,

карта: «Физическая карта Мира»,

схематические карты первых карт,

географический атлас 6 класс,

учебник «Физическая география начальный курс» (у каждого учащегося),

карточки задания группам,

карты контроля для каждой группы,


Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас . Ребята, как вы видите у нас сегодня не совсем обычный урок. На нашем уроке будут присутствовать гости – это учителя нашей школы. Мы с вами закончили изучать тему «Географическая карта» и нам сегодня предстоит подвести итоги полученным вами знаниям. Работа вам предстоит в небольших группах – командах. Перед вами лежат папки с заданиями. В каждой папке находится по 4 задания , т.е. для каждого члена группы.. Разрешается оказывать помощь друг другу внутри группы.

  1. Обобщение знаний

Эпиграфом к нашему уроку были взяты слова выдающегося географа Н.Н. Баранского « … Карта есть «альфа» и «омега» географии, начальный и конечный пункт географических исследований. Карта - второй язык географии…»

Стихотворение ученицы 6 «б» класса Метелкиной Зои

Географическая карта

Карта географическая,

Карта политическая,

Карта топографическая

Много разных карт на свете есть.


Ты, моряк, отправляешься в путь,

Карту с собой взять не забудь,

На ней показано, где глубоко.

А где до суши недалеко.


Вот летчик летит, и на карту глядит,

Под ним ли сейчас находится Тула.

А может, по карте определит

Вдруг над Тегераном летчик летит.


Вот решил поехать я к другу

Да не найду туда я дорогу.

Сразу же карту я достаю,

И скоро я – «Здравствуй!» ему говорю.


И висят, и лежат они.

На столах и на стенах.

В кораблях, в самолетах

Во всех странах планеты.


Картам спасибо, я говорю.

Без них в неизвестность я не ступлю.




- Ребята, перед вами на доске находятся работы ваших одноклассников. Посмотрите на них. Что же на них изображено? Да, действительно. Это изображение первых карт.

– А о том, откуда к нам пришли карты мы послушаем рассказ одного знаменитого нашего гостя. (выступление Эратосфена)

Эратосфен.

-Здравствуйте, меня зовут Эратосфен Киренский. Я один из многих древних ученых, которые пытались изобразить земную поверхность на плоскости. Тем самым положив начало созданию карт. Я родился в 276 году в Греции, прожил 82 года, написал книгу « Географика», впервые применил термины «география» , «широта», «долгота». Мной была составлена карта населенной части Земли. Полюбуйтесь на нее. (Стр. 3 атласа) Прошу прощения. Но вашей страны я не изобразил. Повторюсь. я изобразил только известные страны и земли.

- А знаете ли вы, кто является автором первой карты?

-Нет.

-Так послушайте. Автором первой кары считается Анаксимандр – древнегреческий ученый, который жил в 6 веке до н.э. Он начертил первую карту известного тогда мира. Земля представлялась ему в виде цилиндра, окруженная со всех сторон небесной сферой, и поэтому на его карте Земля изображена в форме плоского круга, окруженного водой.

Прошли столетия. И результат моих стараний и трудов Эратосфена, Архимеда, Меркатора и многих, многих других ученых и путешественников мы видим на современной карте. А сейчас я по праву передаю слово картографу – вашему современнику.

Картограф.

Современные карты отличаются от своих предшественников по многим параметрам. Их можно разделить на группы:

1 по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные

2 по содержанию: общегеографические и тематические.

Существует еще один вид карт, который вам хорошо известен это топографическая карта или план местности.

Независимо от тематики карты часто объединяют в сборники, которые получили название – атлас.

Сейчас карта служит замечательным средством познания окружающего мира. С ее помощью можно совершать путешествия не выходя из школьного кабинета. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.


Перед тем как вы начнете работать по группам, я предлагаю вам выполнить несколько заданий всем вместе.

1. Работа с топографической картой атласа стр. 5

- Определите, на каком расстоянии от пристани находится озеро Глубокое?

( 350 метров)

- Определите в каком направлении от школы расположен родник? ( в СЗ)

- Определите азимут от ветряной мельницы к скотному двору? (225)

2. Работа с текстом в данном тексте – это отрывок из сказки «Гуси-лебеди» , вам необходимо подчеркнуть те объекты которые мы можем заменить условными топографическими знаками. Назовите эти объекты по порядку, как они указаны в тексте. (улица, поле, лес, печь, яблоня, река, поля, леса, избушка, болото)

Текст отрывок из сказки «Гуси – лебеди».

Жили-были дед да баба. У них была дочка да сынок маленький. …. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка догонять их. Бежала-бежала , видит - стоит печь. … Побежала девочка дальше – стоит яблоня. ..Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. .. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего- надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, вокруг себя поворачивается. … Вошла девочка в избушку: «Здравствуй, бабушка!»

-Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

- Я по мхам, по болотам ходила, пришла погреться….

Взяла девочка братца и побежала домой. …

3. Работа с физической картой России стр.16 атласа:

- Определите географические координаты г. Москва (56 с.ш., 38 в.д.) и обозначьте ее положение на карте.

- Определите максимальную глубину озера Байкал (1637 метров) и обозначьте его положение на карте.

- Молодцы, вы справились с этими заданиями. А сейчас возьмите ваши папки с заданиями и распределите их между собой. Вопросы будут разные по сложности, поэтому постарайтесь их правильно распределить между собой, не забывайте, что оценивается работа всей группы вместе. (работа по группам)


- Чтобы наши гости не скучали, им мы тоже предлагаем составить небольшой план местности, используя отрывок из уже прослушанной сказки «Гуси-лебеди»

Работа по группам (каждой группе вручается конверт с заданиями)

-Тест,

- По странам и континентам. Определение географических координат.

- Паутина Шарлоты. Определение азимута

- Веселые туристы. Начертить маршрут прохождения

Задания с ответами Тест: « Географическая карта»

1 Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:

А) меридианами Б) экватором

В) полюсами Г) параллелями

2 Кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого:

А) меридиан Б) экватор

В) полюс Г) параллель

3) Линия равноудаленная от Северного и Южного Полюса:

А) меридиан Б) экватор В) параллель

4) С помощью. какой линии на карте можно показать точки с одинаковыми высотами:

А) горизонталью Б) изотермой

В) меридианом Г) экватором

5) Какую географическую широту имеет Северный Полюс:

А) 0 Б) 90 В)70 Г) 15

6) Нулевой меридиан проходит через:

А) Париж Б) Берлин

В) Лондон Г) Москву

7) Может ли быть широта 95 с.ш:

А) да Б) нет

8) Может ли быть долгота 185 в,д,:

А) да Б) нет

9) Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности:

А) термометр Б) нивелир

В) компас Г) барометр

10) Направление на карте север-юг указывает:

А) экватор Б) меридиан

В) параллель




Бланк ответов к тесту

вопроса

Вариант ответа

вопроса

Вариант ответа

1

В

6

В

2

А

7

Б

3

Б

8

Б

4

А

9

В

5

Б

10

А


Группа № 1 По странам и континентам. Определение географических координат.

координата

Географический объект

1

35 с.ш., 55 в.д

Иран

2

15 с.ш., 10 в.д.

Нигер

3

5 ю.ш., 36 в.д.

Додома

4

45 с.ш., 10 в.д.

Италия

5

7 ю.ш. 108 в.д

Ява

ИНДИЯ


Группа № 2 По странам и континентам. Определение географических координат

координата

Географический объект

1

33 с.ш., 71 з.д.

Сантьяго

2

48 с.ш., 106 в.д.

Улан-Батор

3

5 ю.ш., 36 в.д.

Додома

4

25с.ш.,2 в.д.

Алжир

5

10 с.ш., 8 в.д.

Нигерия

СУДАН


Группа № 3 По странам и континентам. Определение географических координат

координата

Географический объект

1

2 с.ш., 75 з.д.

Колумбия

2

25 с.ш., 28 в.д.

Египет

3

63с.ш.,10в.д.

Норвегия

4

38 с.ш., 3 з.д.

Испания

5

7 ю.ш.. 108 в.д.

Ява

КЕНИЯ


Группа № 4 По странам и континентам. Определение географических координат

координата

Географический объект

1

18 ю.ш., 18 в.д.

Нигер

2

25 с.ш., 28 в.д.

Египет

3

10 ю.ш., 75 з.д.

Перу

4

25 ю.ш., 130 в.д.

Австралия

5

27 с.ш., 15 в.д.

Ливия

НЕПАЛ




Группа № 1 Паутина Шарлоты Определение азимута


№ точки

Азимут

№ точки

Азимут

1

180

4

215

2

315

5

90

3

45





Группа № 2 Паутина Шарлоты Определение азимута


№ точки

Азимут

№ точки

Азимут

1

270

4

90

2

45

5

45

3

225





Группа № 3 Паутина Шарлоты Определение азимута


№ точки

Азимут

№ точки

Азимут

1

45

4

0, 360

2

270

5

225

3

135




Группа № 4 Паутина Шарлоты Определение азимута


№ точки

Азимут

№ точки

Азимут

1

90

4

45

2

315

5

270

3

180





Группа №1 Веселые туристы. (Начертить маршрут прохождения используя масштаб в 1см – 50 метров, обозначая топографическими знаками встретившиеся объекты )

От железнодорожной станции наш путь в 400 метров шел на запад к отдельно растущему лиственному дереву. У дерева мы повернули на юго-запад и прошли еще 300 метров, оказавшись в результате у металлического моста. Затем прошли 650 метров на юг к лугу. Подойдя к лугу повернули на восток и пройдя 800 метров вышли к оврагу. К северо-востоку от него на расстоянии 200 метров располагался родник, у которого мы и сделали привал.



Группа №2 Веселые туристы. (Начертить маршрут прохождения используя масштаб в 1см – 50 метров, обозначая топографическими знаками встретившиеся объекты )

Выйдя из школы, мы пошли на север к школьному саду, который располагался на расстоянии 400 метров от нее. У сада повернули на восток, прошли 350 метров и оказались на берегу реки. Пройдя вдоль реки на юг 600 метров, вышли к вырубке. От нее мы повернули на юго-запад и через 300 метров оказались у лиственного леса. Дальше наш путь в 500 метров шел на северо-запад к отдельно стоящему хвойному дереву. Рядом с ним мы и сделали привал.



Группа №3 Веселые туристы. (Начертить маршрут прохождения используя масштаб в 1см – 50 метров, обозначая топографическими знаками встретившиеся объекты )

От домика лесника мы шли на юг 800 метров к озеру. У него повернули на юго-восток, прошли еще 400 метров и вышли к болоту. Чтобы не попасть в него нам пришлось идти 250 метров на северо–восток к лугу. Пройдя затем на север 600 метров, мы подошли к отдельно стоящему кусту, а затем после расстояния в 300 метров на северо-запад к сплошным зарослям кустарника. У них мы и решили отдохнуть.



Группа №4 Веселые туристы. (Начертить маршрут прохождения используя масштаб в 1см – 50 метров, через обозначая топографическими знаками встретившиеся объекты )

От пристани мы пошли на северо-восток к колодцу, который находился на расстоянии 300 метров от нее. От колодца повернули на север к хвойному лесу до которого прошли 450 метров. Подойдя к лесу, повернули на запад и через 250 метров оказались рядом с отдельно растущим хвойным деревом. От дерева наш путь шел к саду на юг 350 метров, а затем на северо-восток еще 500 метров к школе.


4 Подведение итогов урока. (заполнение табеля ответов)

5 Рефлексия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!