Маркова В.Ф., учитель географии ГОУ РК «Республиканский центр образования».
Урок обобщающего повторения по теме «Внутренние воды России»
Предмет – физическая география России.
Класс – 8.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Внутренние воды России».
Задачи урока:
1.Проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.
2.Развивать географическое мышление и творческие способности учащихся.
3.Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживания к другим.
Оборудование.
Географические карты и атласы (физическая карта России, физическая карта Республики Коми, географические атласы для 8 класса и географические атласы РК); презентация; дидактический материал.
Форма проведения урока: игра по станциям.
Ход урока:
1.Класс заранее делится на команды. Каждая команда выбирает капитана и название команды. Капитан составляет список команды, распределяет обязанности между членами команды, следит за порядком и дисциплиной в команде.
2.Учащимся заранее сообщается название всех станций, дается домашнее задание (повторение основных понятий, географических закономерностей, географической номенклатуры по данной теме; подготовка сообщений о реках и озерах РК).
3. Учитель проводит предварительный инструктаж для учащихся об особенностях проведения данного урока.
4.Каждая команда получает маршрутный лист, где отмечен порядок прохождения станций с №1 по №4. На станциях №5 и №6 команды работают вместе.
1) Станция «Картографическая» - участвует по 1 ученику из каждой команды. Ребята показывают реки и озера по настенной карте «Физическая карта России». В случае необходимости оказывается помощь другими участниками команды.
1к.: реки – Нева, Волга, Индигирка, Ангара; озеро Таймыр.
2к.: реки – Амур, Енисей; Колыма; озера – Ханка, Чудское.
3к.: реки – Дон, Лена, Иртыш, Северная Двина; озеро – Ладожское.
4к.: реки – Печора, Обь, Дон, Кама; озеро – Онежское.
2) Станция «Словарная». На данной станции каждой команде по очереди даются определения, а ребята должны назвать соответствующие понятия. Если команда затрудняется с ответом, то отвечать может другая команда (заработав дополнительный балл).
1.Место, откуда начинается река (исток).
2.Место впадения реки в море, озеро и другую реку (устье).
3.Река со всеми ее притоками (речная система).
4.Скопление воды в природном углублении на суше (озеро).
5.Превышение высоты истока реки над высотой устья реки (падение реки).
6. Отношение падения реки к ее длине (уклон реки).
7.Ежегодное, ожидаемое в определенное время повышение уровня воды в реке (половодье).
8.Неожиданный, кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков (паводок).
9.Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны (водный кадастр).
10.Поверхностные и подземные воды, которые используются человеком в его хозяйственной деятельности (водные ресурсы).
11.Бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или интенсивного снеготаяния в горных районах (сели).
12.Углубление в речной долине, по которому река течет постоянно (русло реки).
3) Станция «Капитан Врунгель». На данной станции каждая команда получает «сообщение от капитана Врунгеля» про озеро Байкал, в котором допущены географические ошибки. За определенное время команды должны найти эти ошибки.
Текст сообщения: Дорогие ребята! Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озере Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает всего одна река – Ангара. Вода в озере слабосоленая. В озере обитает незначительное количество видов живых организмов.
Правильные ответы:1)азиатская часть; 2)тектонического происхождения; 3)самое глубокое пресноводное озеро; 4)первое место в мире; 5)вытекает всего одна река-Ангара; 6)пресная вода; 7)разнообразие видов живых организмов.
4) Станция «Эрудит». На данной станции каждая команда должна определить падение и уклон реки Волга. При этом высоту истока и устья реки учащиеся должны определить самостоятельно, используя географические атласы, данные по длине реки дает учитель.
Ход работы: по карте атласа для 8 класса на странице 4 – 5 определяются высота истока и устья реки Волга, по этим данным вычисляется падение реки Волга: 343м – (-28м) =371м. Затем определяется уклон реки Волга: 371м: 3531км=0,1м на 1км. Делается вывод: река Волга – равнинная река.
5)Станция «Познавательная». Каждая команда делает небольшое сообщение о реках и озерах Республики Коми.
6)Станция «Узнай меня». Вывешивается список озер и рек России. Зачитываются небольшие сообщения по некоторым рекам и озерам. Команды должны определить название объекта.
Озера: Эльтон, Каспийское море - озеро, Ладожское, Чудское, Таймыр.
Сообщения:
1.Это озеро самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, вытекает – одна река. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду проходила дорога. Эту дорогу называли «дорогой жизни», т.к. она была единственной связью между осажденным Ленинградом и страной (Ладожское озеро).
2.А это озеро - исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения (Чудское озеро).
3.Это озеро – море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими живыми организмами морского происхождения (Каспийское море – озеро).
4.Озеро находится на юго– востоке европейской части России. Вода в озере соленая, в этом озере добывается соль (Эльтон).
Реки: Амур, Лена, Волга, Печора, Енисей.
Сообщения:
1.По своему названию она девочкой бывает и могучей сибирской рекой протекает. Истоки ее расположены на высоте 1 километра над уровнем моря, на склонах хребта, окаймляющего глубочайшее озеро мира. При впадении в море река образует дельту. (Лена)
2.Главная река Дальнего Востока. Резко отличается по своему режиму от других рек нашей страны. Весеннего половодья фактически не бывает. Зато сильные наводнения бывают летом в связи с выпадением дождей во время летнего муссона. (Амур)
3.В верховьях река горная, бурливая, шумная, быстрая. Бьется в тесных скалистых ущельях, то водопадом слетит, то запнется. Выйдя на равнину, река успокаивается и спокойно, плавно несет свои воды до Северного Ледовитого океана. (Печора).
4.Крупнейшая река в европейской части России. Устье этой реки находится ниже уровня океана на 28м. Крупнейшие притоки – Кама и Ока. Прежние названия данной реки – Ра, Итиль или Этиль (Волга)
Подведение итогов.
На станциях №1, 2, 3, 6 за каждый правильный ответ -1 балл; на станции №4 за правильное определение падения реки-3 балла, за правильное определение уклона реки-2 балла; на станции №5 сообщения учащихся оцениваются по 5-бальной системе.
Использованная литература:
1.Колесник И.В., География России. 8класс. Рабочая тетрадь. Саратов: Лицей, 2008.
2.Пятунин В.Б., Симагин Ю.А., Контрольные и проверочные работы по географии. 8 – 9классы, Дрофа, Москва, 2002.
3.Митрофанов И.В., Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи), Творческий центр, Москва, 2002.
4.Касаткина Н.А., География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 классах, Учитель, Волгоград, 2003.
5.Крылова О. В., Интересный урок географии, Просвещение, 2006.