СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщение по теме «Неметаллы»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки учащихся по вопросам, касающихся строения, свойств и применения неметаллов и их соединений.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по теме «Неметаллы»»

Тема: Урок-обобщение по теме «Неметаллы»


Класс: 9


Цели и задачи:

Обучающие: обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки учащихся по вопросам, касающихся строения, свойств и применения неметаллов и их соединений.

Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений сравнительного анализа, логического мышления, действий в нестандартной ситуации.

Воспитательные: способствовать формированию и развитию личностных качеств, ответственности за свою работу, уверенности в своих знаниях.

Ожидаемые результаты:

Личностные: ответственное отношение к учебной деятельности, целеустремлённость, умение управлять своими эмоциями.

Метапредметные: применение основных методов познания (системно-информационного анализа), использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей).

Предметные:

Учащиеся должны знать: основные характеристики, химические свойства неметаллов и их соединений.

Учащиеся должны уметь: обобщать, сравнивать, находить общее и различное в свойствах неметаллов, записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства неметаллов, наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, фиксировать его в рабочей тетради.

Оформление доски:

На центральной части доски (сверху): «Урок - обобщение по теме «Неметаллы», Снизу:

↓ ↑ −2 +5 +6 нашатырный спирт песок

Справа: «План урока»:

  1. «Дешифровщики»

  2. «Аукцион» (расчётная задача)

  3. Решение экспериментальной задачи

  4. «Исправь ошибки писателей»

  5. Видеозадание

  6. Подведение итогов урока

Слева: Домашнее задание: «Осуществить превращения по схеме»

1 уровень: Na2SO3→Na2SO4 → NaOH→ Na2SiO3 SiO2→CaSiO3

2 уровень: Na3PO4→NaCl→Cl2→FeCl3→FeCl2 Fe(OH)2 X→ Fe2O3



Оборудование:

  1. «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

  2. Презентация видеофильма фильма «Сера»;

  3. Модель кристаллической решётки оксида углерода (IV);

  4. Карточка с задачей;

  5. Демонстрационные объекты «Яйцо в бутылке» и «Кристаллы в стакане»;

  6. Кроссворд;

  7. Карточки с цитатами из художественной и научно-популярной литературы;

  8. Фломастеры, бумага.

Содержание урока:

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! Сегодня утром, придя в кабинет химии, я обнаружила, что из периодической системы исчез один элемент. Мне пришлось обратиться к соседям исчезнувшего элемента, и вот что они рассказали.

1 учащийся: Я – сосед снизу. Ночью просыпаюсь и слышу – сверху шум, возня, крики.

Учитель: И вы не поспешили на помощь?

1 учащийся: Что вы? Мне невозможно выходить из квартиры, ведь на воздухе я самовоспламеняюсь, а в темноте – свечусь.

2 учащийся: И я слышал шум в квартире слева, но тоже не мог помочь. Ведь со своим пропавшим соседом я сразу образую «веселящий» газ, который является наркотиком.

3 учащийся: Я – сосед пропавшего элемента слева. Эх, зря вы и ваш нижний сосед не вмешались. Позвали бы меня, и я бы вас быстренько адсорбировал. А так, ищи теперь нашего друга.

Учитель: Ну что, ребята, узнали вы соседей пропавшего элемента по периодической таблице? Значит, сможете легко назвать и его самого.

Сосед справа образует с пропавшим элементом «веселящий» газ – оксид азота (I) N2O.

Сосед снизу – светится в темноте (белый фосфор).

Сосед слева – обладает способностью адсорбции (углерод).

Итак, пропавший элемент-неметалл – это кислород. И у нас с вами сегодня обобщающий урок по теме «Неметаллы».

Целеполагание:

Учитель объявляет цели и план проведения урока. Творческое домашнее задание будет озвучено в процессе урока.

Первый этап урока «Дешифровщики» (фронтально, устно)

На доске записаны разные символы, цифры и слова, связанные с неметаллами и их соединениями. Помогите, пожалуйста, расшифровать их.

↓ ↑ −2 +5 +6 нашатырный спирт песок

Ответ: Кремниевая кислота существует в виде нерастворимого вещества; сероводород – летучее газообразное вещество; низшая степень окисления серы; высшая степень окисления элементов-неметаллов VA группы; высшая степень окисления элементов-неметаллов VIA группы; водный раствор аммиака; оксид кремния (IV).

Второй этап «Аукцион» // расчётная задача

На столе находится модель кристаллической решётки некоторого соединения. Назвать это вещество.

Задание по выбору:

- участие в аукционе;

- решение расчётной задачи у доски. (Приложение 2).

Те, кто выбрали участие в аукционе, должны ответить на вопросы таблицы (Приложение 1). Кто выполнит задание быстрее всех, выходит к доске и записывает химические свойства (уравнения реакции).

Остальные в это время проверяют задачу.

Задача: Какой объём оксида азота (IV) выделится при взаимодействии 126 г концентрированной азотной кислоты с медью?

Дано:

m(HNО3) = 126 г

Решение:

Си+4НNО3(к)=Си(NО3)2+2NO2+2Н2O

n(HNO3):n(NO2)=2:1;

n(NO2)=n(HNO3):2

n(HNO3) =126г:63г/моль=2моль

n(NO2 )=1моль

V (NО2) =22,4 л.

Ответ: 22,4 л

Найти: V (NО2) - ? л

М (НNО3) = 63 г/моль


Затем все проверяют участника «Аукциона».

Третий этап «Экспериментальные задачи (работа в парах) // кроссворд

Учащимся демонстрируются занимательные опыты: «Яйцо в бутылке» и «Кристаллы в растворе».

Задание: объяснить с химической точки зрения наблюдаемые явления и написать уравнения реакции (на листке фломастером).

  1. СаСО3+2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 + СО2 + Н2О

  2. Са(СН3СОО)2 + Nа2СО3 = СаСО3 + 2СН3СООNа

  3. 2SiO3 + MnCl2 = MnSiO3 ↓ + 2NaCl

В это время один учащийся у доски решает кроссворд. (Приложение 4).

Четвёртый этап «Исправь ошибки писателей» (творческое задание)

Очень часто, читая художественную литературу, можно найти химические ошибки. На прошлом уроке я предложила двум учащимся подобрать материал для обсуждения на уроке. Итак, послушаем задание и исправим ошибки писателей. (Приложение 3).

Ответ к фрагменту книги А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»: белый фосфор светится в темноте, может самовоспламеняться, но 0,1 г – смертельная доза, поэтому собака бы сразу погибла.

Ответ к фрагменту газетной статьи: Из текста следует, что простые вещества углерод и азот ядовиты. Ядовиты же их оксиды (по-видимому, это и имели в виду авторы). Диоксид серы назван по устаревшей номенклатуре.

Пятый этап «Видеозадание»

Написать уравнение реакции взаимодействия сульфита натрия c серной кислотой (после слов «Наблюдаем выделение оксида серы (IV)».

Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2↑ + H2O

После слов «…познакомимся с её отличительными свойствами». (Пауза).

Ответ: Кислота слабая, разлагается на оксид серы (IV) и воду.

Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу каждого ученика, комментирует и выставляет оценки.

Дифференцированное домашнее задание

Домашнее задание «Осуществить превращения по схеме»:

1 уровень: Na2SO3→Na2SO4 → NaOH→ Na2SiO3 SiO2→CaSiO3

2 уровень: Na3PO4→NaCl→Cl2→FeCl3→FeCl2 Fe(OH)2 X→ Fe2O3







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!