Тема: «Степень с рациональным показателем»
Математика-это музыка разума.
Музыка-это математика чувств.
(Джеймс Джозеф Сильвестр)
Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Контроль и самоконтроль знаний, умений, навыков с помощью тестов.
4. Развитие умения сравнивать, обобщать.
План урока.
1. Формулировка цели урока
2. Устная работа «Дополните предложение», «Верю – не верю!»
3. Решение серии примеров
4. Решение примера на упрощение выражения с обсуждением наиболее “тонких” мест
5. Самостоятельная работа
6. Задание на дом (на листочках)
7. Подведение итогов урока.
Оборудование: проектор.
1. Друзья! Перед вашими глазами часть высказывания английского математика Джеймса Джозефа Сильвестра (1814–1897) о математике “Математика – это музыка разума”. Не правда ли, как романтично?
Вопрос. А как вы думаете, как определил он музыку?
“Музыка – это математика чувств”.
К чувствам мы можем отнести различного рода переживания. В этом году одной из причин ваших и моих переживаний является успешная сдача экзамена. Очень хочется, чтобы преобладали положительные эмоции. Должна быть уверенность, а это наши знания и навыки.
Итак, тема сегодняшнего урока –«Степень с рациональным показателем».
2. Устная работа
Дополните предложения:
1. Степень с целочисленным показателем это - :произведение n одинаковых множителей
2. При умножении степеней с одинаковыми основаниями:показатели складываются
3. При делении степеней с одинаковыми основаниями :показатели вычитаются
4. Степень степени равна:произведению показателей
5. Степень числа а, не равного нулю с нулевым показателем равна :1
6. Степень произведения равна :произведению степеней
7. Степень дроби равна :дроби степеней
8. Степень с дробным показателем m\n есть:
9. Степень с любым показателем p\q есть:
«Верю – не верю!»
1. Имеют смысл выражения:
а)
б)
в)
с)
д)
2.
(да)
3. Уравнение имеет три корня
(нет, корень один: 7, т.к.
)
3.Решение серии примеров
Задания выполняются самостоятельно, с последующей проверкой ответов на доске.
4. Решение примера).
При каком целом положительном x значение выражения
ближе всего к 0,7
Решение.
Вопрос. При каких значениях х данное выражение имеет смысл?
Так как х – целое положительное число, то
N,
при
.
Проверим, не обращается ли в 0 знаменатель при х = 7.
при х = 7. Следовательно, x 7.
Преобразуем выражение:
Пусть
.
При
положительна и возрастает
убывает
возрастает
возрастает
Найдём, при каких значениях х
Так как f(x) –возрастающая функция, то
.
Найдём, какое из этих значений ближе лежит к 0,7, для чего сравним
и
Так как
, то значение f(26) лежит ближе к 0,7.
5.Самостоятельная работа с последующей проверкой на доске.
Ваша задача – быстро решить и заполнить таблицы с ответами. Соответствие букв и чисел перед вами. Правильно вычислив или упростив выражения в таблице, вы прочтёте то, что необходимо вам при сдаче экзамена.
Приложение 1.
1 вариант – удача, знания,
2 вариант – уверенность.
6.Задание на дом (на листочках)
№438(а,б), №439.
. При каком целом положительном х значение выражения
ближе всего к (–0,7) ?
7.Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы увидели насколько широко понятие степени. Закрепить полученные навыки вы сможете, выполнив домашнюю работу.