СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа на уроках математики в коррекционной школе 8 вида

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа на уроках математики в коррекционной школе 8 вида

Учитель математики ГС (К) ОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №1»

Г. Железноводск

Земцова Валентина Яковлевна

Основной задачей обучения математике в коррекционной школе 8 вида является ее практическая направленность, получение тех знаний, умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Необходимо в первую очередь воспитывать у учащихся трудолюбие, настойчивость и, конечно, умение самостоятельно выполнять данные задания.

Учащиеся коррекционной школы 8 вида из-за нарушения мыслительных процессов с трудом овладевают программным материалом по математике и, поэтому, нуждаются в постоянной направляющей и корригирующей помощи при выполнении различных заданий. Организуя работу учащихся на уроке, наряду с фронтальной работой значительное время необходимо уделять самостоятельной работе. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель уровня качества знаний, умений и навыков по предмету. Организация самостоятельной работы учащихся – один из самых трудных моментов урока.

Самостоятельная работа на уроках математики в  5-9 классах должна занимать не менее 18-20 минут урока. Она может быть организована несколько раз в течение урока на различных его этапах.

Виды самостоятельной работы:

1.Самостоятельная работа с целью актуализации знаний учащихся.

Актуализация знаний необходима перед введением нового материала и перед закреплением его. Такая работа может носить различный характер: воспроизводящий, реконструктивно-вариативный.

- работа воспроизводящего характера (по образцу): типовые примеры и задачи, на основе ранее полученных знаний учащиеся определяют пути и способы выполнения заданий. Например:  при решении примеров на порядок действий сначала повторяют правило, а потом приступают к выполнению самостоятельной работы, при решении задач на движение в качестве подготовки к усвоению нового материала учащиеся повторяют, вспоминают зависимость между скоростью, временем и расстоянием и т. д.

-работа реконструктивно-вариативного характера требует от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений. Опираясь на ранее приобретенные знания и умения, учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.

2.Самостоятельная работа с целью изучения  нового материала.

-  Например:  дана подробная инструкция выполнения того или иного приема вычисления (образец).

В данном случае уровень познавательной активности не выходит за рамки воспроизводящей познавательной деятельности.

-  Работа частично поискового характера отличается от предыдущей большей степенью самостоятельности уч-ся (необходимо предлагать какой-нибудь вспомогательный материал).

-  В работах исследовательского характера учащимся предлагают самим решить проблему, составить алгоритм решения, сделать обобщение, вывод. Организовать такую работу можно только в сильном классе.

3. Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся

Цель закрепления программного материала - это запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Чаще всего это многократное выполнение подобных  заданий. Этого, конечно недостаточно. Закрепление- процесс длительный, поэтому задания должны предлагаться в определенной последовательности: выполнение аналогичных заданий; выполнение заданий с переносом знаний в новые условия; включение новых знаний в систему старых; задания творческого характера. При закреплении задания могут носить как воспроизводящий характер, так и реконструктивно-вариативный.

4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний

Цель самостоятельной работы - проверка усвоения знаний и умений учащихся. Результат проверки - выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

 Но, говоря об  учащихся коррекционных школ 8 вида, нужно помнить о том, что их мыслительные возможности ограничены из-за органического поражения ЦНС. Исходя из этого, учитель подбирает посильные упражнения, позволяющие учащимся с помощью учителя правильно выполнить задание и ощутить ситуацию успеха.

Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она даётся в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает  до 10  минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 10-15  минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденным материалом занимают 25-30 минут.

      Для индивидуальной самостоятельной работы я готовлю специальные дидактические пособия. Они содержат  разной степени сложности задания. Дифференцированные задания позволяют детям почувствовать свои способности, создают ситуацию успеха, особенно для учеников, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны учителя – это ученики с тяжелыми нарушениями  мыслительной деятельности.  

Даже самая небольшая и несложная самостоятельная работа, планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную задачу.

Какие условия необходимы, чтобы организовать самостоятельную работу на уроке:  

1.Наличие задания.

2.Руководство учителя.

3.Самостоятельность учащихся. (Выполнение  заданий без участия учителя, направляющая помощь для уч-ся с тяжелыми нарушениями мышления).

4.Активность учащихся.

5.Подведение  итогов.

Организовать самостоятельную работу на уроках математики в коррекционной школе непросто. Первые шаги делаются трудно. Ребёнок на уроке может задать десятки  вопросов. Как писать?  Куда писать?  Где писать?   Учителю важно набраться терпения и не все дети сразу смогут работать без учителя. Это ведь зависит от степени  нарушения познавательной деятельности, поэтому многим из них понадобиться направляющая помощь учителя

 При организации самостоятельной работы  на уроках математики в коррекционной школе учитель ставит следующие задачи перед учащимися:

     - учиться работать по плану, пользуясь алгоритмом выполнения арифметических действий, краткой записью при решении задач;

-    уметь оценить свою работу с точки  правильности ее выполнения.

При организации самостоятельной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Постановка перед уч-ся  цели: для чего выполняем самостоятельную  работу,  и  какой  результат необходимо получить в итоге выполнения работы.

2. Работа должна быть дифференцирована по сложности и времени выполнения.

3.  Учащимся с наименьшим нарушением познавательной деятельности давать более сложные  задания.

4.   Создать благоприятный психологический микроклимат на уроке.

5.    Сравнивать успехи ученика с его прошлыми  достижениями.

     Каждую самостоятельную работу обязательно нужно проверять прямо тут же на уроке, подвести  ее итоги, определить: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Здесь важно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.   

     Таким образом, я считаю, что правильно организованная самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, развитию их познавательных и творческих способностей.

 

                    Используемая литература:

Выготский Л. С. Собрание сочинений, т.5.Москва, 1983г.

Гирмович В.С. «Виды самостоятельных работ на уроках математики».

Дементьева Н.Н. «Дифференцирование учебной работы младших школьников на уроках математики», М. АРКТИ, 2005 г.

Есипов Б. П. «Самостоятельная работа учащихся на уроках», М: Просвещение, 1961г. Капустина Г.М. «Коррекционные приемы обучения младших школьников математике». «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития».2003 г.

Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике», Москва, «Просвещение», 1996 г.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках математики в коррекционной школе 8 вида»



Самостоятельная работа на уроках математики в коррекционной школе 8 вида математики

Учитель математики ГС (К) ОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №1»

Г. Железноводск

Земцова Валентина Яковлевна

Основной задачей обучения математике в коррекционной школе 8 вида является ее практическая направленность, получение тех знаний, умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Необходимо в первую очередь воспитывать у учащихся трудолюбие, настойчивость и, конечно, умение самостоятельно выполнять данные задания.

Учащиеся коррекционной школы 8 вида из-за нарушения мыслительных процессов с трудом овладевают программным материалом по математике и, поэтому, нуждаются в постоянной направляющей и корригирующей помощи при выполнении различных заданий. Организуя работу учащихся на уроке, наряду с фронтальной работой значительное время необходимо уделять самостоятельной работе. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель уровня качества знаний, умений и навыков по предмету. Организация самостоятельной работы учащихся – один из самых трудных моментов урока.

Самостоятельная работа на уроках математики в 5-9 классах должна занимать не менее 18-20 минут урока. Она может быть организована несколько раз в течение урока на различных его этапах.

Виды самостоятельной работы:

1.Самостоятельная работа с целью актуализации знаний учащихся.

Актуализация знаний необходима перед введением нового материала и перед закреплением его. Такая работа может носить различный характер: воспроизводящий, реконструктивно-вариативный.

- работа воспроизводящего характера (по образцу): типовые примеры и задачи, на основе ранее полученных знаний учащиеся определяют пути и способы выполнения заданий. Например: при решении примеров на порядок действий сначала повторяют правило, а потом приступают к выполнению самостоятельной работы, при решении задач на движение в качестве подготовки к усвоению нового материала учащиеся повторяют, вспоминают зависимость между скоростью, временем и расстоянием и т. д.

-работа реконструктивно-вариативного характера требует от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений. Опираясь на ранее приобретенные знания и умения, учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.

2.Самостоятельная работа с целью изучения нового материала.

- Например: дана подробная инструкция выполнения того или иного приема вычисления (образец).

В данном случае уровень познавательной активности не выходит за рамки воспроизводящей познавательной деятельности.

- Работа частично поискового характера отличается от предыдущей большей степенью самостоятельности уч-ся (необходимо предлагать какой-нибудь вспомогательный материал).

- В работах исследовательского характера учащимся предлагают самим решить проблему, составить алгоритм решения, сделать обобщение, вывод. Организовать такую работу можно только в сильном классе.

3. Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся

Цель закрепления программного материала - это запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Чаще всего это многократное выполнение подобных заданий. Этого, конечно недостаточно. Закрепление- процесс длительный, поэтому задания должны предлагаться в определенной последовательности: выполнение аналогичных заданий; выполнение заданий с переносом знаний в новые условия; включение новых знаний в систему старых; задания творческого характера. При закреплении задания могут носить как воспроизводящий характер, так и реконструктивно-вариативный.

4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний

Цель самостоятельной работы - проверка усвоения знаний и умений учащихся. Результат проверки - выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно- вариативный характер.

Но, говоря об учащихся коррекционных школ 8 вида, нужно помнить о том, что их мыслительные возможности ограничены из-за органического поражения ЦНС. Исходя из этого, учитель подбирает посильные упражнения, позволяющие учащимся с помощью учителя правильно выполнить задание и ощутить ситуацию успеха.

Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она даётся в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает до 10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 10-15 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденным материалом занимают 25-30 минут.

Для индивидуальной самостоятельной работы я готовлю специальные дидактические пособия. Они содержат разной степени сложности задания. Дифференцированные задания позволяют детям почувствовать свои способности, создают ситуацию успеха, особенно для учеников, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны учителя – это ученики с тяжелыми нарушениями мыслительной деятельности.

Даже самая небольшая и несложная самостоятельная работа, планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную задачу.

Какие условия необходимы, чтобы организовать самостоятельную работу на уроке:  

1.Наличие задания.

2.Руководство учителя.

3.Самостоятельность учащихся. (Выполнение заданий без участия учителя, направляющая помощь для уч-ся с тяжелыми нарушениями мышления).

4.Активность учащихся.

5.Подведение итогов.

Организовать самостоятельную работу на уроках математики в коррекционной школе непросто. Первые шаги делаются трудно. Ребёнок на уроке может задать десятки вопросов. Как писать? Куда писать? Где писать? Учителю важно набраться терпения и не все дети сразу смогут работать без учителя. Это ведь зависит от степени нарушения познавательной деятельности, поэтому многим из них понадобиться направляющая помощь учителя

При организации самостоятельной работы на уроках математики в коррекционной школе учитель ставит следующие задачи перед учащимися:

- учиться работать по плану, пользуясь алгоритмом выполнения арифметических действий, краткой записью при решении задач;

- уметь оценить свою работу с точки правильности ее выполнения.

При организации самостоятельной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Постановка перед уч-ся цели: для чего выполняем самостоятельную работу, и какой результат необходимо получить в итоге выполнения работы.

2. Работа должна быть дифференцирована по сложности и времени выполнения.

3. Учащимся с наименьшим нарушением познавательной деятельности давать более сложные задания.

4. Создать благоприятный психологический микроклимат на уроке.

5. Сравнивать успехи ученика с его прошлыми достижениями.

Каждую самостоятельную работу обязательно нужно проверять прямо тут же на уроке, подвести ее итоги, определить: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Здесь важно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.   

Таким образом, я считаю, что правильно организованная самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, развитию их познавательных и творческих способностей.



Используемая литература:

Выготский Л. С. Собрание сочинений, т.5.Москва, 1983г.

Гирмович В.С. «Виды самостоятельных работ на уроках математики».

Дементьева Н.Н. «Дифференцирование учебной работы младших школьников на уроках математики», М. АРКТИ, 2005 г.

Есипов Б. П. «Самостоятельная работа учащихся на уроках», М: Просвещение, 1961г. Капустина Г.М. «Коррекционные приемы обучения младших школьников математике». «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития».2003 г.

Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике», Москва, «Просвещение», 1996 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!