Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения и систематизации знаний в 10 классе химико-биологического профиля по теме «Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов»»
Описание достижений | Ученный |
Рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление – ячеистое строение пробки, подобное пчелиным сотам. | |
Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы. Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения. | |
Впервые описал ядро в растительной клетке. | |
Обосновал принцип преемственности клеток (“каждая клетка из клетки”). | |
Основоположник клеточной теории. | |
Описание достижений | Ученный |
Рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление – ячеистое строение пробки, подобное пчелиным сотам. | |
Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы. Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения. | |
Впервые описал ядро в растительной клетке. | |
Обосновал принцип преемственности клеток (“каждая клетка из клетки”). | |
Основоположник клеточной теории. | |
Прочитайте ситуации, дайте ответы на вопросы:
Двое студентов оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором, и тем не менее через некоторое время эти органы начинают сморщиваться. Заглянув в учебник, студенты обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно: 9% вместо нужных 0,9% (именно такая концентрация соли поддерживается в клетках лягушки):
а) объясните, почему во время операции лягушка погибла;
б) какой процесс имел здесь место?
в) участвовали ли в этом процессе молекулы-переносчики?
2. Рассмотрите схемы, определите химические вещества, представленные на них:
А. Б.
Задание 1: Какие фазы клеточного деления описывает В. Дудинцев в романе «Белые одежды»: «Хромосомы шевелились, как клубок серых червей, потом вдруг выстроились в строгий вертикальный порядок. Вдруг удвоились – теперь это были пары. Тут же какая-то сила потащила эти пары врозь, хромосомы подчинились, обмякли, и что-то их повлекло к разным полюсам». Какую ошибку допустил автор?
Задание 2: Решите задачу
Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 69 000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента.
Задание 3: Ответьте на вопрос
В кариотипе организма 14 хромосом. Сколько хромосом и хроматид будет в соматической клетке в пресинтетический (G 1,) период интерфазы?
1) 7 хромосом и 7 хроматид; 3) 14 хромосом и 14 хроматид;
2) 7 хромосом и 14 хроматид; 4) 14 хромосом и 28 хроматид.
В какие периоды клеточного цикла возможно содержание хромосом и хроматид п.1, 2, 4.
Ситуация | Причина |
Гибель клеток после радиоактивного облучения | |
Гибель клеток без непосредственного повреждения | |
Образование многоядерных клеток печени человека | |
Поглощение лейкоцитами патогенных бактерий | |
Секреция гормонов в мембранных упаковках из клеток поджелудочной железы | |
Образование яйцеклеток человека с 23 хромосомами | |
Образование соматических клеток человека с 46 хромосомами | |
Ситуация | Причина |
Гибель клеток после радиоактивного облучения | |
Гибель клеток без непосредственного повреждения | |
Образование многоядерных клеток печени человека | |
Поглощение лейкоцитами патогенных бактерий | |
Секреция гормонов в мембранных упаковках из клеток поджелудочной железы | |
Образование яйцеклеток человека с 23 хромосомами | |
Образование соматических клеток человека с 46 хромосомами | |