СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения знаний

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения знаний»

Урок обобщения знаний (биология, 5 класс)

Тема: Живой организм: строение и изучение.

Цели урока:

  1. Образовательно – развивающие цели:

    1. Применение обучающимися опорных понятий: клетка, ядро, цитоплазма, наружная мембрана, хлоропласты, вещества, чистые вещества, смеси, простые и сложные вещества, неорганические и органические вещества.

    2. Развитие у обучаемых универсальных учебных действий:

- познавательных: анализ объектов с целью выделения признака (существенных и несущественных); подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формулирование выводов;

- регулятивных: определение познавательной цели, самооценка результатов учебного труда;

- коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.3. Развитие у обучающихся специальных (предметных) умений: формулировать определение используемых на уроке биологических понятий,

2. Воспитательные цели:

2.1 формирование у обучаемых мировоззрения на основе выявления философских категорий:

общее – особенное – единичное.

2.2. развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижение на уроке, нравственно – этическое оценивание действий одноклассников.



Раздаточный материал для обучающихся:

  1. Комплект карточек № 1-6.





Заявка на оценку:

«5» -

«4» -

«3» -

План урока обобщения знаний «Живой организм: строение и изучение»



Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность обучающихся

  1. Оргмомент

1.1.




1.2.






Знакомство с заявкой на оценку:

«5» - 24 балла и более

«4» - 19 – 23 баллов

«3» - 13 – 18 баллов

Планирование оценки:

- Запланируйте, какую оценку вы хотите получить сегодня на уроке, и поставьте её на рабочем листе.







-







Ставят на листах запланированную оценку.

1.3.

Объявление темы урока.

- Тема урока «Живой организм: строение и изучение» (обобщение знаний)




1.4.


Определение целей урока.


По 1 баллу за каждую версию цели


Цель урока – повторить строение живых организмов.

Цель урока – вспомнить признаки живых организмов.

Цель урока – химический состав клетки.

Цель урока – какие бывают вещества.

  1. Работа по теме урока

2.1.

1 задание. Разделить понятия на группы:

1.солнце

2.вода

3.дерево

4.воздух

5.медведь

6.ромашка

Проверяем (Слайд)

1.Инд.труд

2.Простая кооперация

На какие группы разделили понятия?

Каким словом (понятием) можно объединить группу с цифрами 3,5,6

Как доказать, что все эти организмы живые?

2 балла (за правильные ответы в каждой группе по 1 баллу)







1 балл за полный ответ

Неживые 1,2,4

Живые 3,5,6







Проверяют




Группу с цифрами 3,5,6 объединили понятием живые организмы

Все эти организмы обладают общими признаками: питание, дыхание, размножение, обмен веществ, движение,

2.2.

Задание 2. Какие науки изучают живые организмы?






Задание 3.

Перед вами лежат карточки, сейчас мы с вами попробуем поработать с карточкой № 1 (вопрос - понятие).

Сформулируйте понятие науки при помощи карточки и дайте полный ответ на этот вопрос.

Фронтальная работа









1 балл за правильно составленный вопрос

1 балл за правильный ответ

Живые организмы изучают такие науки, как: ботаника, зоология, анатомия, микология, цитология, орнитология и др. (каждую науку прикрепляют на доску)


  1. Что называется зоологией?

(Зоологией называется наука о животных или наука изучающая животных)

  1. Что такое ботаника? (Ботаника – это наука о растениях)и т.д.

2.3.

Задание 4.

Назовите виды организмов по количеству клеток?

1 балл

По количеству клеток организмы бывают одноклеточные и многоклеточные.


Задание 5.

Что такое клетка?

1 балл

Клетка – это мельчайшая часть организма, выполняющая все жизненно необходимые функции.

2.4.

Задание 6.

Назовите структурные компоненты клетки

(Слайд)

1 балл

Наружная мембрана

Цитоплазма

Ядро

2.5.

7 задание

Виды клеток

Органоиды клетки

  1. Клетки крови

А. Ядро

  1. Клетки кожи

Б. Цитоплазма

  1. Нервная клетка

В. Наружная мембрана

  1. Клетки листа

Г. Хромосомы

. Сравните животную и растительную клетки. Определите структурные компоненты каждой клетки. Найдите общие и отличительные признаки.

Инд.труд

Сложная кооперация (обсуждают по 3 человека: 1,2 и 3,4)

Выступление от групп

Слайд

Всего 7 баллов (без ошибок)

  1. 1 балл

  2. 2 балла

  3. 2 балла

  4. 2 балла

Если одна ошибка , то в 2,3,4 – по 1 баллу




1 БВ

2 АБВ

3 АБВ

4 АБВГ


Слайд


Растительная и животная клетка имеют такие структурные элементы как: цитоплазма и наружная мембрана.

Клетки растительного происхождения имеют хлоропласты.


Мы повторили с вами, что всё, что нас окружает - это тела живой и неживой природы, а из чего состоят тела? Давайте вспомним, какие есть вещества? Для этого выполните следующее задание.


Тела состоят из веществ.

2.6.

9 задание. Допишите противоположные понятия.

Органические вещества –

Простые –

Чистые –

Инд.труд.

Фронтальная проверка

(Слайд)

2 балла

Органические вещества – неорганические вещества

Простые – сложные

Чистые - смеси



2.7.

10 задание.

Дополните схему «Вещества»

Схема располагается на доске, у детей в рабочих листах.

ж Вещества с

вода, FeS

г т п

н о O, S, Fe

вода белки

мин.соли жиры

углеводы

нукл.кислоты

Инд.труд

Простая кооперация

Фронтальная проверка

Выступает 1 из пары по одной категории веществ.

Самооценка

8 баллов

ж Вещества с

вода, FeS

г т п

н о O, S, Fe

вода белки

мин.соли жиры

углеводы

нукл.кислоты

2.8.

Задание 11.

По какому признаку разделили виды веществ?

На неорганические и органические?



Простые и сложные?



По 2 балла



Неорганические и органические вещества разделили по происхождению.

Простые и сложные вещества разделили по составу.

Третья группа веществ разделена по агрегатному состоянию.


Задание 12.

Каждое вещество имеет свою структуру.

Вернемся к карточке №1. Сформулируйте вопросы - понятия к понятиям: простое вещество и сложное вещество.

По 1 баллу, за правильный вопрос и ответ

Что представляет собой простое вещество?

Простое вещество представляет собой вещество, состоящее из атомов одного вида.

Что такое простое вещество?

Простое вещество – это вещество в состав, которого входят атомы одного вида.

Что называют сложным веществом? Сложным веществом называется вещество, образованное атомами разных видов.

2.9.

Задание 13.

Используя понятия схемы, подведите под философскую категорию:

общее – особенное – единичное

Например:

вещество – органическое вещество - белки

2 бала за категорию

вещество – органическое вещество -жиры

вещество – неорганическое вещество - вода

вещество – простое вещество - кислород

3.

Возвращаемся к заявке на оценку. Подсчитайте количество баллов. У кого совпала оценка с запланированной? У кого не совпала? Почему?


Подсчитывают баллы, комментируют

3.1

Итак, сегодня на уроке мы вспомнили и повторили:

Какой вывод мы может сделать по сегодняшнему уроку?


тела живой и неживой природы, какие науки изучают живую природу, что такое клетка, состав живой клетки, что такое вещества, какие виды веществ, приводят единичные примеры


Урок окончен. Приятно было с вами работать. Всем спасибо за урок.