Урок обобщения и систематизации темы «Кинематика»
-
| ФИО (полностью) | Чупрова Людмила Григорьевна |
-
| Место работы | МБОУ «Сухинская СОШ |
-
| Должность | Учитель |
-
| Предмет | физика |
-
| Класс | 9,10 |
-
| Тема и номер урока в теме | Урок обобщения и систематизации темы «Кинематика» |
-
| Базовый учебник | Перышкин.А.В, Физика. 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2012г Мякиев Г.Я, БуховцевБ.Б, СотскийН.Н Физика. 10 класс |
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: - Обобщить и систематизировать знания по данной теме.
Задачи урока:
Обучающая: актуализировать и углубить знания, - обобщить знания,
-систематизировать фундаментальные и прикладные знания
Создать условия для:
- установления связей внутри физических понятий, теорий, законов,
- выделения существенных признаков изучаемых явлений, понятий,
- установления причинно-следственных связей между ними
Воспитывающая:
- формировать научное мировоззрение
- воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду;
-воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к учению
- показать тесную связь физики с жизнью;
Развивающая:
- развивать творческую активность и самостоятельность учеников;
- развивать умения выделять главное, делать выводы, выделять существенные признаки объектов;
- развивать физически грамотную речь, образное и логическое мышление;
Подготовка к уроку:
2 группы учащихся готовили пректы:1 Кинематика, историческая справка
2. Систематизация темы, проверочные задания.
По плану: ,а)историческая справка.
б)систематизация учебного материала
в) закрепление-задание
Оборудование: 1.демонстрационное: проектор, экран, компьютер
2. лабораторное: линейка
План урока
План конспект
Структура урока/ хронометраж | Ход урока | Примечания |
1. Организационный этап – 1 мин. | Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку. | . Слайд 1 |
2.Мотиваци. 8-мин | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности Роль механики в технике, науке, жизни | Слайд 2 |
3. Постановка темы и цели урока – 2мин | Сообщение темы урока, запись её в тетрадях. | Слайд 3,4,5,6 |
4. Обобщение и систематизация знаний -15 мин | Кинематика, фронтальный опрос, историческая справка Систематизация учебного материала по кинематике (графы) Заполнение таблицы Экспериментальная задача | 1 группа Слайд 7-14 |
5. Закрепление материала 8мин | Графическая задача | Слайд 15 |
6.Домашнее задание 3мин | Сообщение и запись домашнего задания, комментарии по выполнению домашнего задания, его дифференцированная часть | Слайд 40 |
7. Подведение итогов по теме – 5 мин. | . Учитель делает выводы о работе учеников на уроке, выставляет итоговые оценки за урок с их мотивированием | |
8.Рефлексия – 3 мин. | Самооценка работы на уроке. | Слайд 41 |
Эпиграф:
Учитель: “Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить”.
Эдисон
Обобщение-это мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
Систематизация - мыслительная операция, которая выражается в расположении отдельных предметов, фактов, явлений, мыслей в определенном порядке – пространственном, временном, логическом
I. Раздел механики, изучающий механическое движение-кинематика
Актуализация : фронтальный опрос
– А какие виды движения вы знаете?
– Равномерное прямолинейное движение, равнопеременное движение.
– Что вы можете сказать о равнопеременном движении?
– Оно может быть равноускоренным ах 0; равнозамедленным ах ox = 0 и Vox =/= 0
Заполнить таблицу(индивидуальная работа)
Перед вами шесть уравнений движения. Сравните с основными формулами, определите вид движения и распределите их по столбцам. (Уравнения в тетрадь не писать)
1.Сообщение подготовленное первой группой. Обобщение и систематизация раздела «кинематика».
Слайд 8-13
а)Историческая справка
б) Систематизация раздела «Кинематика»

в)Заполнить таблицу
| Виды механического движения |
Равномерное прямолинейное | Равноускоренное прямолинейное | Равномерное движение по окружности |
Любое![]() | Свободное падение |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ | Ускорение | а = 0 | a=(v-v0) t  a = const ,а v | g = 9,8 м/с2 g v | V2/R ![]() V a |
Мгновенная скорость | v = const v =    | v = v0 + at | v = v0 + gt | V=S /t |
Перемещение | S = vt | S = v0t + | h = v0t +gt2 2 | находят геометрическим путем |
Путь | l = S | l = S | l= h | l= vt |
При движении в одну сторону |
Траектория | Прямая линия | Прямая линия | Прямая линия | Окружность |
Частота | 0 | 0 | 0 | n = |
Самопроверка.
2.Экспериментальная задача: определить время реакции. ( Учащиеся работают в парах. Один человек держит линейку так, чтобы она падала вертикально вниз. Другой её ловит двумя пальцами. Пальцы (большой и указательны) нужно расположить у нижнего конца линейки, напротив отметки 0, так, чтобы линейка пролетала между ними, а расстояние между кончиками пальцев было приблизительно равно 5 см. Неожиданно для "ловца" "держатель линейки" отпускает её и она падает вниз. "Ловец" её ловит. Смотрим сколько сантиметров линейка успела пролететь): Оборудование:линейка.
а)в спокойном состоянии;
б) после нагрузки;
в)во время разговора.
Решение: линейка подает с ускорением свободного падения, зная расстояние, которое линейка успела пролететь – вычисляем время падения. Вывод.
Постановка и решение задачи.
На доске графически изображено механическое движение материальной точки. Общий график представлен в виде четырех последовательных участков с разными участками зависимости скорости от времени . По данному графику предлагается проанализировать ситуацию и ответить на серию вопросов.
![]()
По графику зависимости скорости от времени определить начальные параметры движения.
Определить количество участков движения.
Определить длительность участков.
Определить вид движения на каждом участке.
Физический смысл точек пересечения графика с осью времени.
Определить ускорение на каждом участке.
Построить график зависимости ускорения от времени.
Написать уравнение зависимости скорости от времени.
По графику зависимости скорости от времени определить путь на каждом участке и на всем пути.
Определить расстояния пройденное на каждом участке и на всем пути.
Написать уравнение зависимости координаты от времени и построить график.
Подтвердить графически путь и расстояние, пройденное телом.
Определить среднюю скорость движения .
Домашнее задание.
Подведение итогов.
Рефлексия.