Учитель: Туля Татьяна Михайловна
Название образовательного учреждения: МАОУ «СОШ с.Кумак»
Тема урока-игры:Космическое путешествие к Планете дробей.
Предмет: Математика.
Возрастная группа: 5 класс.
Программно-методическое обеспечение:
Программа – базовый уровень
Учебник – Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика-6, М.: Мнемозина.
Форма проведения урока деловая игра.
Девиз урока:
“Полет – это математика”.
В. Чкалов
В игре принимают участие три экипажа космического корабля. Роль руководителя играет учитель. В экипажах роли распределяются следующим образом:
1.Экипаж грузового отсека корабля
2.Экипаж командного отсека космического корабля.
3.Экипаж пассажирского отсека корабля.
Место урока в системе уроков: В соответствиис программой 5 класса по математике данный урок является заключительным в разделе «Обыкновенные и десятичные дроби» и представляет собой обобщение темы.
Продолжительность урока- игры: 1 урок (45 минут).
Цель игры: Выработка умений самостоятельного применения учащимися знаний и навыков по выполнению действий с обыкновенными и десятичными дробями в комплексе, в новых условиях.
Задачи игры:
Образовательные:
- повторить смысл дроби; умение выполнять арифметические действия с дробями; умение выполнять сравнение дробей ;
- выработать умение анализировать условие задачи; применять алгоритм для решения задач на нахождение числа по его дроби;
- формировать навыки рационального применения данных умений при решении различных заданий по представленной теме.
Коррекционные:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение самостоятельной учебной деятельности, творчества и инициативы;
- формировать культуру математической речи, умение анализировать, работать по алгоритму;
- прививать навыки самоконтроля, умение организовывать индивидуальную и самостоятельную работу, работу в группах;
Воспитательные:
- воспитывать чувства ответственности, самостоятельности;
- продолжить воспитание устойчивого познавательного интереса к математике и позитивной мотивации на уроках.
Основные термины и понятия: доли и дроби; обыкновенная дробь; числитель и знаменатель дроби; десятичная дробь, правила сравнения дробей.
Используемое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной рефлексии (приложение 2).
Демонстрационный материал: компьютерная презентация, созданная при помощи программы MicrosoftOfficePowerPoint (приложение 1).
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: рационально применять различные методы при решении задач на нахождение числа по его дроби; решать логические олимпиадные задачи
Получат возможность научиться: комплексно применять известные алгоритмы и свойства при решении заданий по теме "Действия с обыкновенными и десятичными дробями".
Содержание урока -игры:
Учащиеся сидят за партами, расставленными по две вместе, лицом друг к другу. Все ученики раделены на «экипажи» звездолёта (экипаж грузового, пассажирского и командного отсеков). На протяжении всей игры звучит фоновая «космическая» музыка. Игра сопровождается презентацией, на слайдах которой отражены все этапы мероприятия.
Учитель :Здравствуйте, ребята! Кто из вас не хотел научиться летать и отправиться навстречу звездам? Сегодня мы не только исполним давнюю мечту, но и совершим увлекательное путешествие по галактике знаний. Добро пожаловать на борт космического корабля – цифролета Начнём наше космическое путешествие.(Слайд 1)Но прежде чем отправиться в далекое путешествие нужно разработать маршрут и понять куда мы полетим, на какую планету и чем будем заниматься всё путешествие. (Слайд2)
Итак, тема сегодняшнего урока…..(слайд № 3) Учащиеся формулируют самостоя тельно цель урока (слайд №4)
Мы отправляемся в космическое путешествие на планету “Дробь”, население которой составляют дроби. План нашего путешествия изображен на слайде.
Космические корабли стартуют с Земли и должны долететь до планеты Дробь, для этого экипажу надо набрать ______ балла. Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл, а космонавту выдается жетон в виде ракеты. Командир корабля в конце каждого этапа путешествия подсчитывает количество жетонов, набранное членами экипажа, сообщает руководителю полета. Побеждает экипаж корабля, который первым долетел до планеты Дробь. В ходе игры проводится индивидуальное первенство. Член экипажа, набравший наибольшее количество жетонов, считается победителем и поощряется, как и победившая команда.
Итак начнём наш полёт к планете Дробей!(слайд5) Что это внимание на экраны приборов (слайд6)….кажется в самом начале путешествия с нами случилась неприятность!? Давайте посмотрим в иллюминаторы(слайд 7)….нас захватили космические пираты.
Входят в класс читая стихи три пирата:
Мы межпланетные пираты ,
Ограбить вас мы очень рады!
Грабим ночью, грабим днём
Всех кто с толстым кошельком!
Мы бандиты-прохиндеи,
Оферисты и злодеи!
Где валюта , где активы,
Акции ,аккредитивы?
-Пиратам,ненужны..науки
И,это-ясно,почему:
У..нас..и…ноги…есть,,и..руки
А голова нам ни к чему.
1 пират :Мы грабим корабли и вас не миновала сия участь…
2 пират :Сейчас вы расстанетесь со своими богатствами!
3 Пират :А ну признавайтесь что есть у вас на борту ценного… такого.?
Если отдадите добровольно то, может быть отпустим вас тогда!!!
Учитель: Самое ценное на нашей планете -это хлеб. Это источник жизни , настоящее богатство!
1 пират: Что?
Учитель; Ценный продукт на нашей планете…очень вкусный! Мы дарим вам семь хлебов.
2 пират : Всего семь , а нас на пиратском корабле восемь человек.
3 пират: Как мы его делить будем?
Учитель: Давайте поможем пиратам.
Идёт обсуждение решеня задачи учащимися.(слайд)
Пираты: Надо же какие умные! А вот мы всё бороздим вселенную в поисках сокровищ и учиться некогда!
Учитель: Так присоединяйтесь к нам …мы попробуем научить вас считать!
Пираты присоединяются к экипажам.
Учитель: Ух…Нам нужно после таких испытаний запастись топливом для нашего корабля. Поэтому мы отправляемся на топливную станцию. Как вы думаете, а какое топливо подойдет для цифролета? Чем он «питается»?
Ребята предлагают свои варианты.
Учитель:Все верно, космический корабль можно заправить своими знаниям.Итак, мы находимся на топливной базе. (Слайд 8)И перед нами первое испытание. Если мы справимся с ним, то наполним бак корабля топливом.
Топливная база(Слайд 9):
Задание: Бочка заполнена топливом примерно наполовину. Но вы хотите узнать, точно ли до половины в ней налито воды. У вас нет ни палки, ни какого-либо другого инструмента для замера содержимого бочки. Втулки бочка не имеет. Каким образом можно узнать, ровно ли наполовину заполнена бочка? Запишите половину обыкновенной дробью? Десятичной дробью?
Учитель: Молодцы! Задания выполнены, и наш корабль готов отправиться в космос. Конечная цель путешествия – Планета дробей. Но, впереди нас ждут испытания, с которыми мы обязательно справимся. Итак, навстречу к приключениям! И вот на горизонте уже виднеется планета «Долевая». (Слайд 10) Это и есть наша первая остановка.
Планета «Долевая»(Слайд 11): Пункт а) решает экипаж грузового отсека; б)-экипаж пассажирского отсека; в)-экипаж командного отсека. На размышление 2 минуты и представители команд отвечают.
Задание 1: Прямоугольник разделили на равные части. Какую долю целого прямоугольника составляет каждая из них?
а) б) в)
Задание 2: а) Сколько сантиметров содержится в половине метра?
б) Сколько граммов содержится в четверти килограмма?
в) Сколько минут содержится в трети часа?
Задание 3: а) Мальчик прочитал треть книги, что составило 20 страниц. Сколько страниц в книге?
б) Туристы прошли 12 км. Это составило пятую часть всего пути. Чему равна длина всего маршрута?
в) Площадь прихожей равна 8 м2, что составляет десятую часть площади всей квартиры. Определите площадь квартиры.
Учитель:Поздравляю! Доли вы знаете на «отлично»! А это означает, что можно смело продолжить свое движение.И, кстати, бортовой компьютер цифролета получил сообщение, давайте его прочитаем. (Слайд 12)
Учитель: Мы вошли в зону чёрной дыры! Снова опасность! Ребята, нам нужно выполнить следующее задание, чтобы черная дыра не поглотила наш корабль.Вы готовы?(Слайд 13)
Черная дыра(Слайд14 ):
Внимание всем экипажам выполняем задание.У каждого экипажа своё задание. Решение его оформляем в бортовых журналах и на доске по очереди.
Учитель: Это было нелегко, но нам удалось, и опасность миновала. Черная дыра позади. Давайте немного отдохнём и проведём физминутку (слайд 15)
Следующая по маршруту – звездная станция.(слайд 16) И ожидает нас звёздный дождь из обыкновенных дробей . Проверим наши силы. (Слайд 17)
Звездная станция: Кто быстрее выполнит эти задания в тетрадях , тот поднимет руку
Учитель: Звезды, как оказалось, нам тоже по плечу. Вот-вот и цифролет прибудет на Планету дробей. Мы на финишной прямой. Но что я вижу! Приборы корабля показывают, на пути метеоритный дождь. Это наше заключительное испытание. Соберемся с силами и преодолеем его. (Слайд 18)
Метеоритный дождь(Слайд 19):
Учитель :Наше путешествие подходит к концу. Подведём итоги.(слайд 20)
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в путешествии отличился?
Обьявляется экипаж победитель …..
Ведущий: Ура! Мы прибыли на Планету наук!(Слайд 20)В этом сложном путешествии нас выручали знания. Что же вам запомнилось или понравилось больше всего? Что понравилось вам на уроке ? (Рефлексия)
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке .(Приложение 2)
Мне было приятно и почетно сопровождать вас в этом космическом путешествии. Впереди у нас еще ни одно приключение. До новых встреч, друзья! (Слайд 21)
Д/З –слайд 23
Методические рекомендации по реализации игры: Учащиеся решают задания, указанные на слайдах. Нужно им напоминать, что это коллективная работа, они команда и могут распределить задания между собой. Нельзя выкрикивать ответы.
За правильный ответ вручается жетон с изображением ракеты. Какая команда набрала больше баллов, та и побеждает.
( приложение №1)
Приложение 1
-жетоны
Приложение 2
Карточка самооценки учащегося
Ф.И.________________________________________________
Виды деятельности | За устные ответы | За работу в группе | За работу в тетради | За работу у доски |
Оценка | А= | В= | С= | Д= |
Средняя оценка= (А+В+С+Д):4=