СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

Скосырева Лилия Васильевна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Тема урока

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цель урока

Содержательная: создание условий для формирования правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, обеспечение понимания учащимися правила с помощью практических заданий.

Деятельностная: выполнение системы упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формировать навыки по выполнению сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также умения решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся:

-    информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую)

- учебно-познавательную (умение осуществлять мыслительные операции: синтез, обобщение, классификация, систематизация)

- коммуникативную (умение осуществлять взаимодействие с окружающими и владеть разными социальными ролями)

 

Просмотр содержимого документа
«Технологич. карта матем»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

Скосырева Лилия Васильевна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Тема урока

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цель урока

Содержательная: создание условий для формирования правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, обеспечение понимания учащимися правила с помощью практических заданий.

Деятельностная: выполнение системы упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формировать навыки по выполнению сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также умения решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся:

- информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую)

- учебно-познавательную (умение осуществлять мыслительные операции: синтез, обобщение, классификация, систематизация)

- коммуникативную (умение осуществлять взаимодействие с окружающими и владеть разными социальными ролями)


Задачи урока

образовательные: актуализировать знания об обыкновенных дробях; ввести и сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

развивающие: создать условия для развития внимания, инициативы, воображения; вести работу по развитию математической речи, логического мышления; формировать умение анализировать, находить ошибки, делать выводы.

воспитательные: содействовать формированию взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к урокам математики.


Планируемые результаты

предметные – моделируют ситуации, требующие введения правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к новой теме и к изучению предмета;

метапредметные

регулятивные – обнаруживают проблему « недостатка» знаний для выполнения действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;

коммуникативные – умеют слушать других, учатся критично от­носиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.


Формы организации образовательного пространства на уроке

Фронтальная беседа с учащимися; работа с учебником; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Риски

Тема урока не заинтересует учащихся. Могут возникнуть трудности при проверке работы товарища; не получится планируемая дискуссия при обсуждении ошибок самостоятельной работы.


Средства обучения

1. Учебник: Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Технологическая карта урока.

3. Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация по теме урока.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Микроцель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Включение учащихся в деловой ритм урока.

2.Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка усвоение учащимися предыдущей темы.

Координирует деятельность учащихся.





Взаимопроверка д/з в парах по ключам, лежащим на каждой парте.


познавательные:

уметь анализировать объекты в ходе проверки домашнего задания

личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения),

смыслообразование (учебная мотивация)

3. Устная работа (этап мотивации)


Заинтересовать учащихся. Развивать внимание, проверить усвоение учащимися предыдущей темы























































Подвести к формулированию темы урока и цели.

Ребята, мы продолжаем работать с обыкновенными дробями и предлагаю вам проверить свои знания по темам прошлых уроков при выполнении устных упражнений:

Слайд 4 презентации




  • Прочитайте дроби.

  • Назовите правильные дроби.

  • Какие дроби называют правильными?

  • Назовите неправильные дроби.

  • Какие дроби называют неправильными?

Слайд 5 презентации

  • Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

  • Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?

  • Какая дробь больше: правильная или неправильная?

Сравните

(учебник стр.188 № 1):


Слайд 6 презентации

Расположите дроби в порядке возрастания:







Слайд 7 презентации

Предложен ряд чисел:

,,,2, , 5, , 7, , , .

Разбейте числа на группы по определенным признакам.


Вспомните, какие простейшие операции мы умеем выполнять над натуральными числами.

(учебник стр.188 № 4,№ 5):

4)Из суммы чисел 19 и 23 вычесть 34.

5). К сумме чисел 18 и 16 прибавьте их разность.



После проведения проверки результатов:

«А если у нас будут две обыкновенные дроби можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?»

Учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, поставить цель урока:

Слайд 8 презентации

Запись на доске и тетрадях: число и тему урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».


1.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:






- дают ответы на поставленные вопросы;

- читают и определяют название дробей;














- сравнивают дроби;












- располагают числа в порядке возрастания (осуществляют сравнение дробей)


- разбивают числа на группы: правильные и неправильные дроби, натуральные числа;

- выделяют группу натуральных чисел;


- называют операции сложение и вычитание; взаимодействуют с учителем во время устного счета, контролируют правильность ответов.









2. Постановка проблемы: выдвигают предположение о теме урока.

Формулируют тему урока, цель урока.


познавательные:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения применять полученные знания при решении примеров;

коммуникативные :

— формирование умения работать в коллективе: умение слушать и слышать,

— отстаивать своё мнение;

— признавать свои ошибки;

регулятивные:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


4.Работа по новой

теме :

а)этап построения проекта выхода из затруднения;
































































б) этап первичного закрепления;














в) этап самостоятельной работы.


Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, показать на примерах, как выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.



























































Сформировать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.












Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий по теме.


Дробные числа, как и натуральные числа, можно складывать и вычитать.

Проблемная ситуация.

Вы все знаете Тома Сойера, главного героя произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»,— веселого и сообразительного мальчишку, которому неведома скука, потому что ему ничего не стоит тут же придумать какую-нибудь шалость или увлекательное занятие, чтобы скоротать свободное время.

Слайд 10 презентации

Тому Сойеру необходимо покрасить забор из 9 досок. Он покрасил 2 доски забора, а после «уступил» это занятие другим мальчикам, которые покрасили 5 досок забора. Какую часть забора они покрасили вместе?



Оказалось, что покрасили забора.

Тогда можно сделать вывод, что

+ = =


Продолжается исследование материала.

Слайд 11 презентации

Какую часть забора осталось покрасить?

- = =


Учитель организует работу по составлению алгоритма сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Слайд 12 презентации

Слайд 13 презентации

Слайд 14 презентации






Слайд 15 презентации

Учитель организует работу по отработке навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей. (№ 743, № 745, № 747)

Слайд 16 презентации

Предлагает решить текстовую задачу практической направленности с зарисовкой.










Для закрепления изученного на уроке материала предлагает выполнить обучающую самостоятельную работу (индивидуальную) с последующей самопроверкой (взаимопроверкой).

Слайд 17 презентации






Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний учащихся:

-Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

- Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?























Проговаривают свои предположения. Выслушивают варианты одноклассников, делают выводы.

Записывают решения в тетради.















Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой.

Записывают правило сложения и вычитания обыкновенных дробей в буквенном виде в тетрадь, приводят примеры.

+ = 

- =






Отрабатывают умение применять правило сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении задач.


Решают текстовую задачу с опорой на применение жизненного опыта: анализируют условие задачи, объясняют ход решения, работают с зарисовкой и сопоставляют полученный результат с реальной жизнью.





Выполняют самостоятельную работу, сравнивают решение с эталоном, осуществляют взаимопроверку (самооценку), согласно критериям.

Выставляют оценку, объясняют и обсуждают объективность выставленной оценки

Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей работы на уроке.

познавательные:

- уметь анализировать объект с целью нахождения способа решения задачи;

- уметь использовать графическую информацию (чертежи), формулы, строить логическую цепочку рассуждений

- воспринимать текст учебника с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос.

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;

коммуникативные:

учить точно и грамотно выражать свои мысли.

личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения),

смыслообразование (учебная мотивация)

































познавательные:

в ходе выполнения упражнений отрабатывать умение выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

развивать умение применять математические знания к реальным жизненным ситуациям;

регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий;

коммуникативные:

уметь аргументировать свое мнение; уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме управлять своим пове­дением (контроль, коррекция, оценка своего действия).


5. Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняет домашнее задание. (№ 744, № 746,№ 774).

Задание творческого характера по желанию (составить синквейн на тему Дробь)



Пример:

Слайд 18 презентации


Записывают домашнее задание в дневник.

регулятивные: планировать решения учебной задачи

личностные:

проводить самооценку, формировать мотивацию к изучению и закреплению нового.

6. Рефлексия.

Дать количественную оценку работы учащихся

Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось ли ее достичь?

Какими способами? Понравился ли урок? Что вызвало затруднения? (Слайд 9)

Слайд 19 презентации



Благодарит за урок.

Слайд 20 презентации

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют, что при проверке знаний они проявили самостоятельность, честность, требовательность.

Во время урока им потребовалась внимательность, собранность, проявление смекалки.

личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.






Просмотр содержимого презентации
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Урок математики в 5 классе

Урок математики в

5 классе

Работаем устно!

Работаем устно!

  • Прочитайте дроби.
  • Назовите правильные дроби.
  • Какие дроби называют правильными?
  • Назовите неправильные дроби.
  • Какие дроби называют неправильными?
Работаем устно! Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? Как сравнить дроби с одинаковыми числителями? Какая дробь больше: правильная или неправильная? Сравните: = " width="640"

Работаем устно!

  • Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
  • Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
  • Какая дробь больше: правильная или неправильная?
  • Сравните:

=

Работаем устно! Расположите дроби в порядке возрастания:

Работаем устно!

Расположите дроби в порядке возрастания:

Работаем устно! Предложен ряд чисел: Разбейте числа на группы по определенным признакам - правильные дроби - неправильные дроби - натуральные числа

Работаем устно!

Предложен ряд чисел:

Разбейте числа на группы по определенным признакам

- правильные дроби

- неправильные дроби

- натуральные числа

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Тема урока: Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока:

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Цели урока: 1. Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. 2. Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Цели урока:

1. Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

2. Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Тому Сойеру необходимо покрасить забор из 9 досок. Он покрасил 2 доски забора, а после «уступил» это занятие другим мальчикам, которые покрасили 5 досок забора. Какую часть забора они покрасили вместе?  

Тому Сойеру необходимо покрасить забор из 9 досок. Он покрасил 2 доски забора, а после «уступил» это занятие другим мальчикам, которые покрасили 5 досок забора. Какую часть забора они покрасили вместе?

 

Какую часть забора осталось покрасить?

Какую часть забора осталось покрасить?

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило сложения можно записать так:

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило сложения можно записать так:

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило вычитания можно записать так:

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило вычитания можно записать так:

Физкультминутка

Физкультминутка

Проследите, в какой последовательности производятся записи при сложении дробей с одинаковыми знаменателями: 1 2 3 1 + 2 6 6 6 6 Запишите решение самостоятельно, а затем проверьте себя: 1 3 1 + 3 4 6 6 6 6 2 2 2 + 2 4 6 6 6 6 3 2 3 + 2 5 6 6 6 6

Проследите, в какой последовательности производятся записи при сложении дробей с одинаковыми знаменателями:

1

2

3

1 + 2

6

6

6

6

Запишите решение самостоятельно, а затем проверьте себя:

1

3

1 + 3

4

6

6

6

6

2

2

2 + 2

4

6

6

6

6

3

2

3 + 2

5

6

6

6

6

Работа в классе: № 743 № 745 № 747

Работа в классе:

№ 743

№ 745

№ 747

Задача.   Какова масса салата?

Задача.

 

Какова масса салата?

II вариант I вариант 10 14 4 2 6 12 = = 1) 1) 15 12 12 15 15 12 28 12 11 2 23 30 = = 2) 2) 25 47 25 47 47 25 19 22 15 14 5 7 = = 3) 3) 35 43 43 35 35 43 8 6 14 = 8 2 = 10 4) 4) 17 17 17 13 13 13 8 6 5 7 6 5 = = 5) 1 5) 1 9 9 9 8 8 8

II вариант

I вариант

10

14

4

2

6

12

=

=

1)

1)

15

12

12

15

15

12

28

12

11

2

23

30

=

=

2)

2)

25

47

25

47

47

25

19

22

15

14

5

7

=

=

3)

3)

35

43

43

35

35

43

8

6

14

=

8

2

=

10

4)

4)

17

17

17

13

13

13

8

6

5

7

6

5

=

=

5)

1

5)

1

9

9

9

8

8

8

Домашнее задание: §27, правила № 744 № 746 № 748. По желанию:  составить синквейн.

Домашнее задание:

§27, правила

№ 744

№ 746

№ 748.

По желанию:

составить синквейн.

Рефлексия -  На уроке я узнал… - Мне было легко… - Я пока затрудняюсь…  

Рефлексия

  • - На уроке я узнал…
  • - Мне было легко…
  • - Я пока затрудняюсь…

 

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!