СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщение по географии в 5 классе по теме: «Путешествие по Вселенной"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальное    путешествие по Космосу, целью которого является - закрепление знания о планетах, которые были изучены … 

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по географии в 5 классе по теме: «Путешествие по Вселенной"»



Урок по географии в 5 классе по теме: «Путешествие по Вселенной» 

Учитель: Купеева Ирина Славиковна, учитель географии МБОУ гимназии №5

Класс: 5

УМК: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География. Начальный курс»

Тема урока: «Путешествие по Вселенной» 

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по разделу «Земля во Вселенной»

Задачи:

Образовательные: систематизация знаний о планетах.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; развивать умение работать в группе, навыки работы с материалами презентации, развивать внимание, память, логическое мышление и наблюдательность, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, любви к природе и своей планете Земля, воспитывать самостоятельность.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные: формирование системы знаний о Вселенной, небесных телах-планетах.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, систематизировать изученную информацию, овладение практическими умениями и навыками.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений;

Оборудование: компьютер, презентация, учебники, тетради, атласы, раздаточный материал.



Ход урока:

Этап урока, метод

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организац. момент


2. Проверка знаний, умений, навыков.

Фронтальный опрос






























































































































































3.Физминутка(здоровье-сберегающий компонент)













4. Домашнее задание





1-2 мин




20-25 минут


Приветствие учащихся. Проверка организации рабочих мест.


Ребята! Мы с вами сегодня   продолжаем наше виртуальное    путешествие по Космосу.  Наша с вами цель сегодня - закрепить знания о планетах, которые мы с вами изучили …

-Прежде чем нам отправиться дальше, за новыми знаниями, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

- Сколько планет в Солнечной системе?

- Планеты делятся на две группы …

- Чем отличаются планеты земной группы от планет-гигантов?



Молодцы, ребята! Я предлагаю для разминки, перед довольно сложным заданием отгадать загадки и проверить свои знания о планетах (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)


1) Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает. (Солнце)

 

2) Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета,

И проворна – год на ней

Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)

 

3) Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету. (Венера)

 

4) На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля)


5) Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете. (Марс)

 

6) Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку. (Юпитер)


7) Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

 

8) Он уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран)

 

9) На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма - Длится 40 лет зима. (Нептун)




-Молодцы ребята! Вот что я вам сейчас предлагаю… (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Недавно я прочитала в газете (взять газету в руки…) такую информацию: ученые нашли дневник одного мальчика – Пети примерно вашего ровесника. В своем дневнике он описывал свои удивительные космические путешествия. Ученые долго недоумевали, как же обычный ребенок мог попасть в космос, где же он взял космический корабль? И лишь потом они догадались, что мальчик-то все выдумал, потому что в его дневнике было очень много ошибок.

Сейчас я предлагаю вам и нашим гостям послушать отрывки из его дневника и найти, то, что Петя выдумал, т.е. фактические ошибки.

(Отрывки из описаний уже лежат на рабочих столах, дети по очереди зачитывают их и отвечают… Последний отрывок, предложить разобрать гостям…)

Каждый отрывок иллюстрируется на экране. После получения текстов, учащиеся находят ошибки в своем экземпляре текста, а затем организуется групповое обсуждение в классе.

Обязательно сакцентировать внимание на правильном ответе!


ОТРЫВОК №1

Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.




ОТРЫВОК №2

Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.


ОТРЫВОК №3

На прошлой неделе я летал на Юпитер. Путешествие было совсем неутомительным, ведь Юпитер находится совсем близко от Земли. Подлетая к планете, я заметил, что вся она в клеточку. Посадка прошла успешно. Гулял без скафандра. Видел большое красное пятно - это такое огромное море, по его берегу я катался на автомобиле. К обеду стало жарко +30оС, поэтому я полетел домой.










ОТРЫВОК №4

Вчера я посетил Сатурн. Замечательная планета! Мне там очень понравилось! Сначала я присатурнился на внешнем кольце планеты. Там построен целый луна-парк аттракционов: качели, карусели, тир и многое другое. Потом я полетел на сам Сатурн. Но пробыл там очень недолго, стала наступать ночь, ведь сутки на Сатурне совсем короткие - всего 10 земных часов. Успел увидеть, что на планете много пшеничных полей. Облетел вокруг планеты - это быстро, ведь она совсем небольшая, не встретил ни одного спутника. Наверное, их нет.


ОТРЫВОК №5

На Уран долетел за пол дня. Красивая планета желтого цвета, у нее нет колец и размера она небольшого. Приземлится не смог, не нашел твердой поверхности. К тому же корабль стал накаляться, ведь на Уране жарко как в печке!





ОТРЫВОК №6

Вернулся с Плутона. Лететь до него очень далеко, почти 2 дня, ведь он находится на окраине Солнечной системы. Когда подлетал к Плутону, чуть не столкнулся с одним из его 40 спутников. Плутон по размеру чуть меньше Сатурна, и имеет такую же красную поверхность как Марс.




Молодцы! Нашли все Петины ОШИБКИ!


- Давайте вместо физминутки, проведем игру: соберем маленькую модель Солнечной системы, расставим планеты так, как они располагаются по отношению к Солнцу…(заранее, произвольно, на столе у ребят, листочки с названиями планет, спутник Земли, Луной, астероидами… Каждый должен занять свое место в Солнечной системе).

(ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Вы уже многое знаете о планетах. А как вы думаете, есть ли еще какие-то небесные тела во Вселенной?

Правильно! На следующем уроке, мы продолжим знакомиться с другими космическими телами…

А пока подведем итоги и запишем дз.

Выставить оценки обучающимся, наиболее активно участвовавшим в работе класса.


_Ребята, урок был не совсем обычный, поэтому и

домашнее задание необычное, творческое: мини-сочинение « Я побывал в космосе»


Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.











Обсуждают, отвечают…





Внимательно слушают и отгадывают загадки…










Внимательно читают, обсуждают, отвечают, в чем заключается ошибка и как должно быть на самом деле.


























































- на Венере нет лесов, т.к. там вообще нет жизни;

- не может быть морей и океанов с розовой водой, т.к. нет воды в жидком состоянии;

- на Венере не бывает холодной зимы, т.к. из-за плотной атмосферы там постоянный парниковый эффект и температура около +400оС.



- Не могли встретить марсиане, т.к. на Марсе нет жизни;

- вулкан Олимп имеет высоту 27 км;

- на самом деле Марс значительно меньше Земли

- имеет только 2 спутника





- Юпитер находится очень далеко от Земли;

- Юпитер выглядит как бы полосатым, из-за слоистости атмосферы;

- на Юпитере нельзя приземлится, у него нет твердой поверхности, поэтому же нельзя ездить на автомобиле;

- гулять без скафандра там невозможно, т.к. нет кислорода, необходимого для дыхания

-Большое красное пятно - это атмосферный вихрь;

- к обеду не могло стать жарко, на Юпитере держится постоянная отрицательная температура (около -150оС).



- нельзя присатурнится на кольцах и построить там луна-парк, т.к. они образованы постоянно движущимися частицами снега, льды, пыли;

не может быть пшеничных полей, т.к. у планеты нет твердой поверхности;

- это гигантская планета;

- не мог не увидеть спутников, Сатурн имеет около 30 спутников


- на Уран придется лететь очень долго, т.к. он находится очень далеко;

- имеет кольца, как и все планеты-гиганты, но они слабо заметны;

- имеет огромные размеры;

- космический корабль не может накалится, т.к. на Уране постоянная низкая температура - 218оС


- Плутон имеет только один спутник - Харон;

- по размеру Плутон в 6 раз меньше Луны;

- подлинный цвет поверхности Плутона неизвестен, т.к. из-за своей удаленности он очень мало

исследован.




Ребята выходят к доске, со своими листочками, создавая модель СС.





Ответы учащихся.








Учащиеся отмечают д.з.




5. рефлексия








- Вы сегодня были настоящими звездами. Но звезды бывают разные, об этом нам тоже предстоит узнать. А мне интересно, с какой звездочкой в душе, с каким настроением вы сегодня уходите с урока: если урок понравился и было интересно - прикрепите голубую звездочку, если не понравилось и было неинтересно – желтую звездочку!(на доске звезды, которыми учащиеся могут воспользоваться)…


Выберите свою звездочку!

Большое спасибо за работу!




Учащиеся прикрепляют звезды к доске.
































ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ОТРЫВОК №1

Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.



ОТРЫВОК №2

Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.



ОТРЫВОК №3

На прошлой неделе я летал на Юпитер. Путешествие было совсем неутомительным, ведь Юпитер находится совсем близко от Земли. Подлетая к планете, я заметил, что вся она в клеточку. Посадка прошла успешно. Гулял без скафандра. Видел большое красное пятно - это такое огромное море, по его берегу я катался на автомобиле. К обеду стало жарко +30оС, поэтому я полетел домой.


ОТРЫВОК №4

Вчера я посетил Сатурн. Замечательная планета! Мне там очень понравилось! Сначала я присатурнился на внешнем кольце планеты. Там построен целый луна-парк аттракционов: качели, карусели, тир и многое другое. Потом я полетел на сам Сатурн. Но пробыл там очень недолго, стала наступать ночь, ведь сутки на Сатурне совсем короткие - всего 10 земных часов. Успел увидеть, что на планете много пшеничных полей. Облетел вокруг планеты - это быстро, ведь она совсем небольшая, не встретил ни одного спутника. Наверное, их нет.



ОТРЫВОК №5 [слайд №6]

На Уран долетел за пол дня. Красивая планета желтого цвета, у нее нет колец и размера она небольшого. Приземлится не смог, не нашел твердой поверхности. К тому же корабль стал накаляться, ведь на Уране жарко как в печке!


ОТРЫВОК №6 [слайд №7]

Вернулся с Плутона. Лететь до него очень далеко, почти 2 дня, ведь он находится на окраине Солнечной системы. Когда подлетал к Плутону, чуть не столкнулся с одним из его 40 спутников. Плутон по размеру чуть меньше Сатурна, и имеет такую же красную поверхность как Марс.




ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «ЗАГАДКИ О ПЛАНЕТАХ»

1) Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает. (Солнце)

 

2) Бегают вокруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они. (Планеты)

 

3) Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета,

И проворна – год на ней

Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)

 

4) Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету. (Венера)

 

5) На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля)

 

6) Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете. (Марс)

 

8) Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку. (Юпитер)

 

11) Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

 

12) Он уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран)

 

13) На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма - Длится 40 лет зима. (Нептун)