СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Образование Древнерусского государства»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок «Образование Древнерусского государства»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 1 город Асино Томской области









Лучший сценарий урока по истории России

«Образование Древнерусского государства»



































Составила:

Овсянникова Евгения Алексеевна,

учитель истории и обществознания

Тема урока: Образование Древнерусского государства.

Цель урока: Выяснить процесс формирования Древнерусского государства.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

-Узнать возможные теории возникновения Древнерусского государства;

-Ознакомиться с деятельностью первых правителей.

2. Развивающие задачи:

-Формировать умение работы с источниками;

-Развивать опыт выделения главной цели, составление схемы и таблицы.

3. Воспитательные задачи:

-Воспитание патриотизма, уважение к истории;

Основные понятия и даты урока: полюдье, уроки, погосты, 862 г.- призвание варяг, 882 г.- образование Древнерусского государства.

Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016

Планируемые результаты:

1. Предметные: Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.

2.Метапридемтные УУД:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Аргументируют свою точку зрения, умеют организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формируют умений сравнивать, обобщать факты и понятия; Ознакомятся с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснят предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснят систему управления Древнерусским государством

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

3. Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Воспитывают чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

План урока:

  1. Первые князья;

  2. Объединение земель восточных славян;

  3. Первые законы Древнерусского государства.

Ход урока

Организационный момент:

Здравствуйте дорогие ребята. Второй год мы с вами изучаем историю и знаем, что она делится на (отвечают ребята: всемирную – изучает историю всех народов мира, отечественную – историю нашей страны). Молодцы, все правильно.

Актуализация опорных знаний учащихся:

Ребята, а кто скажет, какие периоды в истории существуют? (Первобытное общество, Древний мир, Средние века, история Нового времени, Новейшая история). Молодцы, первых два периода мы прошли с вами в пятом классе, а сейчас мы изучаем Средние века, давайте вспомним с каким древними государствами мы с вами познакомились (Египет, Рим, Греция, Китай, Индия, Финикия, Двуречье, Палестина, Византия, Иран, Англия, Франция). Замечательно.

Изучение нового материала:

Настало время изучить историю своего государства, как, когда, при каких условиях возникла Россия, и такое ли она носила названия первоначально?

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Образование Древнерусского государства».

В IX веке на востоке Европы стало образовываться государство Древняя Русь или Киевская Русь по названию столицы. Главным историческим источником, который нам поведает о начале истории Руси, является летопись: «Повесть временных лет».

Обратите внимание на слайд, отрывок из «Повести временных лет»:

«И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… Сказали… чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

О чем говорит данный отрывок? (Ребята высказывают свое мнение)

Обратите внимание, перед вами на столе лежат карточки. Изучите возможные теории образования Древнерусского государства и попробуйте сделать вывод (работают в парах):

Норманнская теория (Миллер Г.Ф.)

Антинорманская теория (Ломоносов М.В.)

Центристская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Так как те были могущественными и сильными.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.


Древнерусского государство возникло, в результате внутреннего развития, но при участие «третьей» стороны, варяг.

Вывод: Из трех возможных теорий, две отмечают присутствие «третьей» стороны. Исходя из этого, мы можем смело делать вывод, что в образование Древнерусское государство участвовали посторонние люди, варяги.

Физкультминутка

Я вам задаю вопрос, если ответ «да», то вы присаживаетесь, если ответ «нет», качаете головой.

1-Главная причина Столетней войны – спор о праве наследования французского престола английским королем Эдуардом III ввиду прекращения династии Капетингов. (да)

2-Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом в 1265 году. (да)

3-Французским войском в Столетней войне командовал сам король. (нет)

4-Рыцари – это простые люди. (нет)

5. Жанна д Арк воевала за Англию. (нет)

Не много вспомнили историю и отдохнули, а теперь продолжим дальше.

Образование государство, является длинным процессом, это происходит зачастую, когда люди сами осознают в этом необходимость.

Давайте посмотрим видео (https://yandex.ru/efir?stream_id=vONympXW4yGg&from_block=player_share_button_yavideo с 3мин. 38 сек.) и определим, что способствовало формированию государства (Дети смотрят фрагмент, отмечают под пунктами причины возникновения).

Итак, у нас получаются следующие предпосылки:

1. Развитие торговли - города становятся центрами развития ремесла торговли;

2. Внешняя угроза – так как развивалась торговля, то и нападения увеличивались, людям приходилось нанимать людей для защиты от печенегов, хазар;

3. Появление городов – города образовывались за счет остановок купцов, люди стремились в такие места, для того, чтобы продать свой товар купцам. (Записываем в тетради)

Замечательно, мы с вами разобрались, как и благодаря чему стало формироваться Древнерусское государство. Теперь давайте узнаем, кто у нас были первыми правителями.

На севере восточнославянских земель первым князями, согласно летописи, стали варяги – братья Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрика пригласили на уже давно существующую «должность» князя в Новгород.

На юге первыми князьями тоже были братья – Кий, Щек и Хорив, которые построили город и назвали в честь старшего брата Киевом. На основе летописи нам известно, что после смерти братьев, поляне платили дань хазарам. Вскоре появились Аскольд и Дир, которые стали владеть землей.

С появлением и княжением Рюрика (862-879 гг.) в зарождающимся государстве образовалась первая династия Рюриковичей, которые  правили нашей страной почти семь с половиной столетий.

Так как после смерти Рюрика, прямой потом Игорь был слишком мал, что бы править, к власти пришел Олег, который являлся родственником бывшего князя.

С 882 года Олег направился на юг, захватывая города и устанавливая свою власть в них. Добравшись до Киева, князь знал, что силы были не равны, так как его отряд был меньше. Он пошел на хитрость, обманом захватил власть. Притворившись торговцем, Олег попросил встречи с Аскольдом и Диром, но их ждала ловушка, они были убиты и похоронены в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется.

882 год – объединение Северной и Южной Руси. (Записываем в тетрадь)

Олег перенес столицу в Киев, в правлении опирался на дружину,  собирал с подвластных племен дань – полюдье. (Записываем термин полюдье стр.233)

В 907 и 911 гг. после походов Олега на Византию, были заключены выгодные торговые договоры с греками.

Таким образом, можешь сделать вывод, русские князья ставили перед собой три главных задачи:

1-объединить все восточнославянские и часть финских племен под своей властью;

2-контролировать рынки сбыта русских товаров;

3-защищать торговые пути от нападения степных кочевников.

После смерти Олега, к власти пришел Игорь не путем вооруженного захвата, а по наследству. Первые годы княжения были тяжелыми. Новому князю пришлось вновь завоевывать территории и заключать новый торговый договор с Византией. Примерно в 945 году Игорь отправился собирать полюдье (стр. 233), на обратном пути был убит древлянами.

Княгиня Ольга, жена Игоря, жестоко отмстила древлянам и вновь покорила их.

Киевская княгиня первая создала свод законов, регулирующие отношения между государством и его подданными.

Законы:

1-Упорядочила сбор дани (стр.229), установила ее точный размер;

2-Определила места сбора, погосты (стр.233).

Систематизация и обобщение полученных знаний

Древнерусское государство сложилось в конце IX века. Для его образования были все предпосылки, развитая торговля, путь «Из варяг в греки», возникновение городов, появление первых законов.

И так, ребята, попрошу вас на полях поставить лайк, если понравился, урок и вам было, все понятно, или дизлайк, если не понравился, урок и было, что-то непонятно.

Домашнее задание

  1. Параграф 4-5, стр. 39-44 изучить;

  2. Подготовить пересказ.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!