СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания "Конституционные права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока поставлена цель: создать педагогические условия, при которых ученики смогут назвать права, обязанности человека и гражданина РФ, закреплённые в Конституции РФ, показать способы реализации прав человека и защиты их в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Конституционные права и обязанности"»

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».

Учитель МБОУ НСОШ №3 : Дудник Светлана Николаевна

Цели урока:

создать педагогические условия, при которых ученик сможет:

-назвать права и обязанности человека и гражданина Российской Федерации, закреплённые в Конституции РФ;

-показать способы реализации прав человека и защиты их в жизни (предметные);

-работать в группах с текстовой, иллюстративной информацией, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать определения, выделять главное, делать выводы (метапредметные);

-продемонстрировать своё отношение к закону, как к правовой норме жизни общества, высказать собственное суждение к поступкам людей, свою точку зрения при разборе правовых ситуаций, принимать во внимание позицию других (личностные).


Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы и формы обучения:

Методы: проблемного изучения в обучении.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Оборудование: тексты Конституции, компьютер, мультимедийный проектор, ватманы, маркеры, фломастеры, буклеты.


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Приветствие. Здравствуйте, меня зовут Дудник Светлана Николаевна, я работаю учителем истории и обществознания в Николаевской средней школе №30. Сегодня мы поговорим с вами о том, что касается каждого из нас. Давным давно, миллионы лет назад на Земле появились люди, а одновременно с ними появились и главные вопросы. Я выскажу первую часть вопроса, а вы продолжите мою мысль, люди размышляли

1)Что люди могут делать


2) на что они имеют право


3)что они обязаны делать

И взялись люди за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, к сожалению в битвах и войнах. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и во многих наиболее развитых странах на свет появился очень важный документ, в т. ч. и в нашей стране, как он называется?

Когда он был принят?

Какое место среди других законов она занимает?


Сразу распределяются по группам в соответствии
с полученными буквами. (л, п, к , с).







(и чего не могут?);


(и на что не имеют?);


(и чего не обязаны?)




Конституция РФ




В 1993 г.

Это основа всего законодательства РФ.




Предлагаю вашему вниманию просмотреть видеоролик.

Поднимите, пожалуйста, руки, кто сам любит снимать, фотографировать и выкладывать это ВКонтакте или в одноклассниках.


- Как вы думаете, герои ролика знают, что их снимают на видео?

-Какие чувства испытали бы вы, если бы неожиданно увидели себя на видео в интернете?

- Как вы думаете, это правильно – снимать на телефон, не предупредив, а потом выкладывать в сеть?


Почему?

В своё время известный американский президент Теодор Рузвельт, обращаясь к нации, сказал:

«Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед собой и перед другими людьми, и ни одной из них мы не вправе пренебречь».

Что имел в виду автор, когда сказал «нам многое дано»? А что он подразумевал, когда сказал «от нас многое ожидается»?

Как вы думаете: о чём пойдёт речь на нашем уроке, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Называет тему: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».




А как вы думаете, для чего их надо знать?

А чтобы защитить себя качественно, какую цель мы для себя поставим на уроке?

А вы слышали такое выражение: «Нет прав без обязанностей». Как вы его понимаете?

(если не будет слова «связь», мы будем изучать текст Конституции, и чтобы её статьи стали знанием - мало их прочитать, надо над ними поразмышлять, я предлагаю поразмышлять о связи между правами и обяз-ми.

Давайте попробуем установить связь между ними.


Проблема: «В чём заключается связь (единство) прав и обязанностей?»


Смотрят ролик



Поднимают руки


Кто-то знает, а кто-то нет

Возможны неприятные эмоции, обида, раздражение


Нет, неправильно



Нарушаются права человека

на личную жизнь, на честь и достоинство.








Отвечают: права

обязанности





Конституционные права и обязанности человека и гражданина».






.

Чтобы суметь защитить себя


Изучить права и обязанности человека и гражданина, записанные
в Конституции


Они между собой связаны.

( мне приятно, что вы понимаете необходимость установления
связи между правами и обязанностями).

1)Беседа.

Давайте определимся с терминами урока, назовите главные термины


- Что такое права человека?







-Что такое обязанности?



В какой главе Конституции прописаны права и обязанности граждан?

- Как называется совокупность прав и обязанностей?


Откройте главу 2 Конституции, сколько статей? Конституция охватывает все сферы жизни общества, а в вашем учебнике на с. 91 названы группы прав

-личные

-политические

-социально-экономические

-культурные.

Поработаем в группах (Групповая работа - прием «вертушка»)

Каждая группа получает листы с названием группы прав: личные, политические, социально-экономические, культурные. В течение 1,5 мин вам нужно записать все права, которые вы знаете, не заглядывая в Конституцию. По сигналу колокольчика вы передаёте свои листочки друг другу по кругу, дополняете уже записанное. Теперь каждой группе вернулись их листочки.

- Откройте текст Конституции, там права не разделены по группам. Я сделала закладки, чтобы сэкономить наше время. Найдите вашу группу прав в тексте Конституции, в учебнике на с. 93-95, изучите их, выделите в тексте конкретные права человека. сверьте со своими записями. В своих записях и записях товарищей вычеркните те права, которые не относятся к вашей группе и допишите те, которых недостаёт.

Результаты вывешиваются на доску.

Обсуждение

- Итак, проверим, что у нас получилось.

(От каждой группы выступает один человек)

Показ на слайде – группы прав.




Права, обязанности.



Это нормы, которые дают

возможность человеку свободно действовать, установлены

и охраняются государством, закреплены в законах.




Это должное или необходимое поведение,

закреплённое в законах.



В главе 2


Правовой статус с. 91 уч.




























Работают с документацией







Вывешивают результат на доску.

Каждая группа рассказывает о правах.




Групповая работа. Рассмотрим несколько ситуаций.

Обсуждение.

1.Учитель на уроке попросил отдать ему сотовые телефоны. Как вы считаете, это правомерно?

- есть право на неприкосновенность частной собственности, свобода распоряжаться своим имуществом – если телефон отключен, находится в сумке и никому не мешает, учитель не вправе требовать его. Если же своими действиями с телефоном вы нарушаете права своих одноклассников (на образование) - действия учителя правомерны.

В каких ситуациях мы не можем свободно распоряжаться своим сотовым телефоном?

- К какой группе прав вы отнесете нарушенное право?

- Какие обязанности возникают в этом случае?


2.Вы находитесь в аудитории во время ГИА по обществознанию. Вашему соседу по парте кто-то позвонил. Организатор потребовал отдать телефон.

Какие обязанности возникают?


К какой группе прав вы отнесете названое вами право?


3. Вы узнали, что местный завод сбрасывает свои ядовитые отходы в реку вышли с друзьями и соседями на митинг протеста, предварительно получив разрешение. Полицейские запретили шествие.

- Какие права нарушены?


К какой группе прав вы отнесете это право?





- Как можно защитить свои права в этом случае?


Групповая работа: вам даётся 1,5 минуты, вспомните из жизни ситуации нарушения той группы прав человека, которую вы характеризовали: одна группа будет говорить о нарушении личных прав, другая- политических, третья- социально-экономических, четвёртая- культурных.


Обратимся к теме урока: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина»

Мы рассмотрели права, а теперь обратимся к обязанностям, записанным в Конституции. Откройте с. 95 учебника, назовите эти обязанности и проиллюстрируйте примером, как вы их выполняете.


  1. Соблюдать законы

2)Платить налоги


3)Защищать Отечество



4)Сохранять природу





5)Заботиться о детях и родителях


6)Беречь памятники культуры







да, учитель может отобрать телефон








на уроке, на экзаменах…


к социально-экономическим

обязанность ученика выключить

телефон во время урока


учащийся не должен был иметь телефон на ГИА

Организатор обязан удалить ученика из аудитории



Социально-экономические






Право на свободу собраний


Политические)





Подать в суд














Соблюдение школьного

Устава, ПДД.

Не могут в силу возраста, будут выполнять, когда будут работать


С 18 лет



Участие в субботниках по благоустройству,

озеленение

шк. двора, поддержание

порядка дома

(сад, двор, огород)

Помогать родителям в домашних делах,

присматривать за младшими членами семьи

Уход за памятниками в селе Развильном.

На слайде вы видите вперемешку права и обязанности: группа1 и группа 3 находят права и указывают их номера, группы 2, 4 находят обязанности и сразу проверим.

Вы видите, как тесно в нашей жизни переплетаются права и обязанности, давайте установим связь прав и обязанностей? Слайд с названием проблемы.


В нашем государстве существует система защиты прав:

Президент РФ – обеспечивает соответствие законодательства конституционным правам.

Уполномоченный по правам человека в России.
Уполномоченный по правам человека В Ростовской области



Права- 1,2,4,6,7,10

Обязанности -3,5,8,9,11,12








Может :1,3,6,7,8,9,11,12


Закончите предложение. Каждая группа выбирает 1 предложение.

(в группах разные предложения)- на слайде

Сегодня я узнал…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я попробую…


А теперь в группах оцените свою работу

И распределите карточки: за активность, за правильный ответ, за интересную идею. Я очень хочу , чтобы каждый из вас любил свою страну, гордился ею, Я благодарю вас за урок и думаю, что вы всю свою жизнь будете достойными гражданами своей страны, имеющей самую демократичную Конституцию в мире.


Отвечают



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!