СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания "Мир мыслей и чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

выяснить смысл понятий: мысль, суждение, умозаключение, чувства, эмоции, способствовать формированию представлений обучающихся о роли мыслей и чувств в духовном мире человека, об уникальности духовного мира человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Мир мыслей и чувств"»

План урока

Предмет: обществознание

Учебник: «Обществознание» 6 класс. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва. «Просвещение» 2014

Класс: 6

Учитель: Жарких С.Н.

Тема урока: Мир мыслей и чувств

Цель урока: выяснить смысл понятий: мысль, суждение, умозаключение, чувства, эмоции, способствовать формированию представлений обучающихся о роли мыслей и чувств в духовном мире человека, об уникальности духовного мира человека.

Планируемые результаты:

Предметные: различать чувства и эмоции, мыслительные операции, применять полученные знания, умения;

Метапредметные:– 1) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

.Личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, презентация

Тип урока: открытие нового знания.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.

II. Актуализация знаний:

Если хочется пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

- Это отрывок из стихотворения Берестова, как он связан с темой прошлого урока?

- что такое потребности?

- игра «Расставь приоритеты» 

Расставьте потребности в том порядке, как они важны для вас.

1. Воздух 4. Сон 7. Учеба

2. Вода 5. Еда 8. Общение

3. Семья 6. Этикет 9. Экология

Сравните с соседом, почему у вас получился разный порядок?

- какие виды потребностей вы знаете? Давайте распределим эти потребности по видам: биологические: воздух, вода, сон, еда, экология. Социальные: семья, общение. Духовные: этикет и учеба.

- какую роль играют потребности в нашей жизни?

III. Введение в новый материал

Создание проблемной ситуации при помощи двух высказываний. Сначала зачитывается мнение Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»

Вопрос к классу:

- Что для Декарта важнее всего?

- Сравните его высказывание с мнением В. Высоцкого «Я люблю, и, значит, я живу»

- Что особенно важно для Высоцкого?

- Какое вы заметили противоречие?

- Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит выяснить на уроке?

- Какие у вас есть версии решения проблемы?

- Что нужно узнать для решения проблемы?

Тема урока: Мир мыслей и чувств

План урока:

1. Мир мыслей

2. Мир чувств

IV. Изучение нового материала

1. Мир мыслей

- Выслушайте притчу и ответьте на вопросы

О Драконе, который губил людей

Когда-то, в очень давние времена, все люди были добрыми и дружелюбными, а в целом мире не было ни одной плохой мысли. Поэтому люди не воевали и даже не ссорились друг с другом. На дне глубокого темного озера среди непроходимых лесов и неприступных гор в большом каменном сундуке был заперт на семь замков хитрый и коварный дракон. Много тысяч лет он находился в заточении. Но вот случилось то, о чем и по сей день жалеют многие люди. На землю из космоса прилетел большой метеорит, он упал прямо в озеро и взорвался. Взрывом каменный сундук выкинуло со дна озера и ударило о скалу. Сундук раскололся, и дракон, расправив свои крылья, вылетел на свободу. Не было у дракона длинных когтей и острых зубов. Но зато вместо огня из его пасти изрыгались всякие безобразные, коварные и злые мысли. И с этого дня стали появляться на земле вражда, злоба и войны. Злые мысли быстро разнеслись по всему свету и, попадая в головы к некоторым людям, стали их портить. То война между народами из-за драконовых мыслей начнется, то поссорятся люди по подсказке дракона, а мог он и нарочно какого-нибудь человека на преступление подговорить. Стали некоторые люди от мыслей плохих болеть и умирать раньше времени. Много способов знал дракон, чтобы люди вред себе приносили и другим его делали. Много жизней успел загубить дракон, прежде чем люди поняли, что с ним нужно бороться и обязательно победить. Но люди не знали, как можно его поймать и каким оружием можно его убить. Ведь дракон был очень хитрым, умным и коварным, он никогда не подлетал близко к людям, а только посылал им издалека зловредные мысли и мог узнавать замыслы каждого человека. И тогда один хороший человек по имени Добрыня отправился в дальнюю горную страну, чтобы разыскать седого мудреца, живущего в хрустальной пещере, и спросить его совета, как победить дракона. Забеспокоился дракон, знал он, что мудрец имеет тайную силу и знания, и не хотел допустить, чтобы о них стало известно людям. Решил дракон пагубными мыслями помешать Добрыне в дороге и не дать ему дойти до мудреца. А Добрыня между тем шел в горную страну. Еда, взятая из дому, давно закончилась, и он проголодался. Увидел Добрыня маленького медвежонка, застрявшего высоко между ветвями дерева. Почувствовал вдруг Добрыня, как у него в голове драконова мысль возникла: «Убей медвежонка, зажарь его и съешь, а когда голод утолишь, сил опять станет много, и до горной страны тогда быстро дойдешь». Понял Добрыня сердцем, что мысль эта недобрая, жестокая и не стал медвежонка трогать, а наоборот, вытащил его из ветвей и отпустил на свободу. Не успел Добрыня и шагу сделать, как рядом огромная мать-медведица появилась, обрадовалась освобожденному медвежонку и тут же в лес с ним ушла. Оказалось, что медведица все это время позади стояла и наблюдала, как человек с ее сынишкой поступит. Понял Добрыня, к какой верной гибели толкала его драконова мысль. Пошел дальше и вскоре около дороги кусты со сладкой малиной увидел, а ягоды на них медом обмазаны. Наелся Добрыня ягод, поблагодарил незнакомца доброго, что ягоды медом намазал, и путь свой продолжил. Настойчиво шел Добрыня к горной стране, драконовы мысли часто в голову ему приходили и погубить всячески хотели. Однажды увидел он в овраге незнакомое дерево с большими листьями и красивыми цветами и залюбовался им. И так ему спать захотелось, и мысли возникли:

- Полежи в тени красивого дерева, отдохни часок-другой с дороги,- шепчет -одна мысль.

- Приляг, отоспись, наберешься сил, и усталость как рукой снимет,- вторит другая мысль.

Но почему-то не понравились Добрыниному сердцу эти мысли, взволновалось оно. Вроде бы невинные мысли, но уж слишком прилипчивые и чересчур упрямо и настойчиво лезут в голову. Решил Добрыня сон и усталость превозмочь и дальше свой путь продолжить. Только стал он отходить от дерева , как вдруг наступил на что-то в траве, посмотрел внимательнее, а под ногами птица мертвая лежит, а чуть дальше еще одна. Вспомнил Добрыня рассказ о редком, растущем в далеких странах сонном дереве. Остановится под таким деревом зверь или человек в безветренную погоду да и спать захочет, а заснет, так и не проснется. Добрыня своему чуткому сердцу спасибо сказал за то, что опять почувствовало Драконовы мысли. Еще долго шел Добрыня. Пришел он в горную страну и искал большую хрустальную пещеру, в которой, по словам людей, мудрец живет. Только не может он пещеру отыскать- гор так много, что не то чтобы их обойти, а даже сосчитать трудно. Выбился из сил Добрыня и сел, уставший, на камень, а в голову закрались мысли сомнения, подозрения и неуверенности.

- Может, хрустальная пещера вовсе не в этих, а в других горах находится,- шепчет сомнительная мысль.

- Наверное, мудрец уже умер, ведь люди не живут долго на свете, - старается неуверенная мысль.



От таких мыслей вера в победу и успех у Добрыни угасла, и решил он повернуть назад. Но в самый последний момент вспомнил о своем верном сердце и стал к нему прислушиваться. Мысль сердца совсем тихая. Чуть что, замолкает сердце и уступает место сильным мыслям ума. Дало сердце опять почувствовать Добрыне, что сомнения прилетели от дракона, чтобы веру в сердце погасить и домой возвратить. Тал Добрыня искать пещеру, постоянно с сердцем советуясь, и однажды привело оно его к высокой горе, на склоне которой была еле заметная пещера. Увидел Добрыня, что перед пещерой хрустальные камни лежат, а внутри своды ее из настоящего прозрачного хрусталя. Хотел он зайти в пещеру, да только сердце опять волнуется и подсказывает, что лучше этого не делать. Вдруг перед пещерой выросла радуга, а внутри ее белый мудрец появился. Только Добрыня рот открыл, чтобы поздороваться и о драконе спросить, как мудрец отвечать ему стал.

- Оружие и сила против Дракона в твоем сердце и в сердце каждого человека, так и расскажи это другим людям. Именно сердце умеет всегда добро от зла отличить. Знает сердце человеческое красоту мысли, слова и действия, пусть люди при драконовых мыслях всегда к сердцу своему обращаются и слушать его научатся.

Исчез мудрец, а Добрыня поспешил к людям, чтобы передать им его слова о том, как можно зловредные мысли дракона победить.

Вопросы к классу:

- Чем можно победить зловредные мысли дракона?

- А как сердце побеждает драконовы мысли?

- Злые мысли вредят человеку или могут иногда приносить ему пользу?

- Сомнение, подозрение и неуверенность чаще помогают человеку в жизни или, наоборот, вредят?

-Нужно ли такие мысли допускать или лучше их побыстрее прогонять?

- Может ли человек отгонять от себя плохие мысли и чаще думать о хорошем? Что для этого надо?



Итак мы убедились, что мысль играет важную роль в жизни человека. Проведем небольшой эксперимент: посидите спокойно и прислушайтесь к себе.

- Какие мысли у вас появились за это время?

-Озвучьте их.

Мысли рождаются в голове человека постоянно. Но как они появляются на свет? Попробуем раскрыть этот секрет.

Задание: работая с текстом п.2 §4 на стр. 36-37 учебника, дайте характеристику содержанию человеческого мышления

Приведите примеры понятий из разных предметов.





Мысль выделяющая

совокупность

предметов по их общим признакам, называется понятием



Высказывание,

содержащее

определенную мысль,

называется суждением

Несколько логически

связанных суждений, из

которых можно вывести

новое суждение, называется

умозаключением



уу



Содержание человеческого мышления





















Приведите примеры понятий из разных предметов.

Докажите, что фразы «Корень учения горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» являются суждениями. А фраза «Азбука к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным» - умозаключением.

Задание: внимательно прочитайте рассказ и выполните задание- ответьте на вопросы.

Гадкое мороженое

Зайдя в магазин за хлебом, Юля увидела свое любимое клубничное мороженое и сразу же решила его купить. Она совсем не подумала, что скоро ей обедать и она может сладким перебить себе аппетит. Забыла, что еще позавчера болела. Не посчитала, останутся ли у нее деньги на хлеб. В общем, при виде мороженого она забыла обо всем на свете и, не раздумывая, заплатила деньги. Оказалось, что хлеб уже покупать не на что, и она отправилась обратно домой. В обед после сладкого мороженого все казалось каким-то особенно невкусным. Вдобавок оставшийся старый хлеб быстро кончился, а без него есть стало еще противнее. Целый час Юля сидела перед тарелкой с супом. Морщась, она заставляла себя есть каждую ложку, но под конец не вытерпела, раскапризничалась и ни в какую не хотела его доедать. Настроение было прескверное.

- Ну надо же, - думала Юля, из-за пяти минут клубничного удовольствия целый час мучений и отвратительного настроения, это уж слишком много.

Но это было еще не все. К вечеру у нее голос стал хриплым и поднялась температура. Отец пришел с работы с двумя билетами в цирк, но их пришлось возвратить в кассу. Следующий день был не лучше. Юля лежала с компрессом на горле, с градусником под мышкой, с лекарством во рту и жаловалась своей кукле- подружке:

- Какое же все-таки это вчерашнее мороженое гадкое и нехорошее, настоящий предатель. Сначала сладенькое, вкусное, так и просится «оближи меня». А потом вон сколько из-за него неприятностей.

Бабушка случайно услышала этот разговор и сказала:

- Это не мороженое предатель, а твоя голова, внученька. Потому что в нужную минуту перестает думать и дает полную свободу рукам и ногам.

Вопросы к классу:

- Почему Юля приняла неправильное решение?

- Для принятия правильного решения нужна всего одна мысль или нужно собрать много мыслей и по очереди их продумать?

- Кто правильно решит задачу: тот, кто быстрее захочет ответить или тот, кто сначала как следует подумает?

- Как вы понимаете слова: «за каждое удовольствие нужно платить»?

2. Мир чувств.

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищите ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности проявляете свое отношение к окружающему миру. Книга, работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада- это разнообразные чувства и эмоции. Человек не только мыслит, но еще и выражает свои чувства, свое отношение к окружающему миру и людям.

Творческое задание: разделившись на пары, придумайте сценки, иллюстрирующие чувства, которые может испытывать человек. Затем придумайте ситуации, подтверждающие вывод ученых о том, что одно и то же событие может восприниматься по- разному в зависимости от настроения человека.

Можно ли как-то классифицировать мир чувств?

Задание: прочитайте п. 3 §4 на стр. 37 учебника и ответьте на вопросы

- Почему одно и то же событие может вызывать у разных людей различные чувства?

- Опираясь на личный опыт, вспомните, чем было вызвано ваше то или иное настроение?

-Какие бывают виды чувств?

Высшие чувства

Интеллектуальные –

переживания,

связанные с познанием

окружающего мира



Эстетические:

чувство наслаждения;

радость от общения с прекрасным

Нравственные:

чувство долга;

чувство справедливости;

любовь к труду

возмущение бесчестным поступком;



















-Какую же роль играют чувства и эмоции в жизни людей?

Применяя прием мозговой штурм ответьте на этот вопрос

Задание: Рассмотрите репродукцию картины Решетникова «Опять двойка» в рубрике «Картинная галерея» на стр. 38 учебника. Попробуйте «оживить картину». Озвучьте ее, голосом передав эмоции героев картины.

Задание: Поставить стрелки, в соответствии с чувствами участников, изображенных на картине

сожаление

ученик любовь

мать радость

сестра уважение

брат восхищение

собака горе

осуждение

страх





Задание: прочитайте текст на стр.39 « Путешествие в прошлое». Ответьте на вопросы.

- что можно сказать об этих людях?

- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

V. Рефлексия

Игра «Светофор». Учащиеся «сигналят» карточками трех цветов: зеленой – побольше таких уроков, поучительно; желтой – понравилось, но не все, интересно; красной – не понравилось

VI. Подведение итогов урока

- с помощью каких органов чувств мы познаем мир?

- С целью лучшего понимания значения органов чувств, как основных каналов получения информации, учитель вызывает добровольца для проведения эксперимента «Зажатые эмоции». Добровольцу с помощью шарфов завязываются поочередно глаза, уши, рот, нос, руки и ноги.


Удалось ли донести информацию? Какой вывод о роли органов чувств можно сделать


– Исходя из того, что мы еще сейчас узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  1. Объясните, чем эмоции отличаются от чувств?

  2. Объясните смысл следующего выражения: «Не пойман – не вор». Согласны ли вы с ним?


- «На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок – пустых и полных.

- Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.

- Пью, - мрачно ответил пьяница.

- Зачем?

- Чтобы забыть.

- О чем забыть? – спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.

- Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц; ему очень хотелось помочь бедняге.

- совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий».

Учитель задает вопрос после прочтения фрагмента: «Почему Маленький принц ушел от пьяницы, растерянный и недоумевающий»?



VII. Домашнее задание:

§4 стр. 36-40


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!