СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания на тему "Общение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 6 классе на тему "Общение"

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания на тему "Общение"»

Урок обществознания в 6 классе по теме «Общение»

Учебник: Обществознание 6 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова.

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи: Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность, виды и особенности общения; владеть принципами работы со словарями и учебником, на основе учебного текста строить кластер; вести дискуссию и эвристическую беседу; работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: применять понятийный аппарат (общение, вербальное и невербальное общение мимика, интонации, барьеры общения) для раскрытия сущности механизма общения; объяснять сущность и механизмы общения, определять его цели; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями.

Метапредметные: - 1. коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни.

2. регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

3. познавательные: осуществлять расширенный поиск информации: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

4. личностные: понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Средства обучения: учебник, словарь В.И. Даля, психологический и философский словари, презентация, понятие термина «общение» из словарей, газета «Районные вести», пакет с рабочим материалом для работы в группах.


















Название этапа

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

1

Организа-ционный

этап

Мотивация к учебной деятельности.

Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под музыку «Колыбельная» И.О. Дунаевского дети тихо повторяют за учителем: 
- Я в школе на уроке, 
- Сейчас я начну учиться. 
- Я радуюсь этому. 
- Внимание моё растёт. 
- Я как разведчик, всё замечу. 
- Память моя крепка. 
- Голова мыслит ясно. 
- Я хочу учиться. 
- Я очень хочу учиться. 
- Я готов к работе. 
- Я работаю! Открываем глаза. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Слайд 1

Кто может назвать автора мелодии «Колыбельная», под которую мы проводили тренинг?

Слайд 2

Сегодня 30 января 120 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского – композитора и народного артиста РСФСР. Он писал мелодии к фильмам, которых более 30, среди них «Веселые ребята», «Кубанские казаки», «Дети капитана Гранта».

Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность

2

Мотивация к учебной деятельности.

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

Слайд 3

Хочу урок начать с истории. «Однажды пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»


Ребята, скажите, почему возникла конфликтная ситуация?

Чтобы вы посоветовали богатырю, чтоб избежать конфликта?


Как правильно назвать процесс, когда люди обращаются друг к другу, спрашивают, разговаривают.

Как вы думаете, а какое отношение имеет эта история и ваши советы к нашему уроку.










Отвечают на вопросы учителя.


Ученики предлагают следующие ответы: вступить в диалог, поговорить, спросить.



Ученики отвечают: общение


Учащиеся выходят на тему урока.

3

Целеполагание

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Правильно. Тема урока «Общение» Слайд 4


Что мы должны выяснить сегодня на уроке?


Записывают тему в тетрадь.


Формулируют цель урока.

Цель: Понять, что такое общение и роль общения в жизни людей.

4

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями

из словарей, учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

Какой источник нам поможет сформулировать термин «общение»

Раздает по группам разные словари и формулирует задание: внимательно прочитать понятие, определить смысл термина. Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует выполнение работы.











Учитель делает вывод:

Слайд 5

Общение - это взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.

Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с книгой, и с природой, и с любимым питомцем и даже со своими игрушками.

Итак, мы выяснили, что такое общение, а что дает человеку общение? (Слайд 5 Цель и результат общения – развитие человека)

Какие средства общения использует человек?

Полностью и правильно на этот вопрос нам поможет ответить учебник стр. 68-70 «Как люди общаются». Во время работы с учебником в тетради составить схему «Средства общения» . (5 мин.)

Учитель контролирует работу учащихся.

Слайд 6

В процессе выступления учитель демонстрирует Слайд 7 средства общения.

Ответы детей.

1 группа

Философский словарь: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности»

2 группа

Психологический словарь – «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению»

3 группа

Толковый словарь Владимира Даля – «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия»

В группах знакомятся с определениями термина «общение», анализируют и подбирают ключевые слова. Выводят свое понятие.


Учащиеся записывают определение в тетрадь.



Ответы учащихся.




Самостоятельная работа. Заполнить схему «Средства общения»


5








































Первичное закрепление









































































Полученную информацию применить на практике







































































Чтобы лучше понять способы общения поработаем в группах.

Слайд 8

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

1 группа

Какое средство общения использовали?

С какой интонацией произнесены фразы.


2 группа

Какую пословицу нам показали ребята 2 группы?

Какое средство общения использовали?

Каким способом общаться проще? Почему?

А вы в процессе общения, какими средствами пользуетесь?


3 группа

Какие средство общения использовали?


С какой интонацией произнесена фраза.


Как интонация влияет на процесс общения?

Она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла, играет огромную роль в жизни, во взаимоотношениях людей.


В каком случае вам понравился больше процесс общения? Почему?

Какой вывод вы можете сделать после проделанной работы?





Слайд 9

Физ. минутка под мелодию Дунаевского «Журчат ручьи».

За окном зима, а мы с вами отправимся в летний лес.

- идем по лесу, посмотрите вправо, влево, слышите, как красиво поют птицы.

-посмотрите вверх, как много над нами летает бабочек, давайте их поймаем (ловим бабочек)

-смотрите сколько цветов вокруг нас, давайте их собирать (наклоны)

-а вот и пенек, присаживайтесь.


Скажите, какой способ общения мы использовали во время физкультминутки?

Мелодия звучала «Журчат ручьи», догадайтесь, кто автор?

Самостоятельно работают в группах. – 2 мин.

Задание для 1 группы:


Произнести фразу «Здравствуйте, я ваша тетя» вербальным способом используя разную интонацию.

Гордо

Вопросительно

Радостно


Ответы учащихся.


Задание для 2 группы:

С помощью невербальных средств передать пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»



Ответы учащихся.





Задание для 3 группы:



Произнести и показать фразу «Молодец. Классно придумал»

Весело

Равнодушно

Зло









Учащиеся приходят, к выводу, что во время общения мы совмещаем вербальные и невербальные средства, от этого процесс становится более понятным, интересным и запоминающимся.



















И.О. Дунаевский.





Слайд 10

Существует много видов и форм общения. Я хочу обратить внимание на такую классификацию:

непосредственное (путем использования данных природой органов — руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредован­ное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, — телефон, СМИ и т. п.);

Слайд 11

К какой группе общения можно отнести газету «Районные вести»?

Каждый вид человеческого общения, в том числе и СМИ имеют свои социальные функции:

1) информирование населения; 2) распространение знаний; 3) социальное регулирование и управление; 4) развлечение.

Задание для групп: определись социальную функцию статьи на странице газеты «Районные вести»

Практическое задание с газетой «Районные вести»

Учащиеся находят в газете статьи соответствующие социальным функциям.


Учащиеся выполняют задания.


опосредован­ное









Работа в группах.


Рубрика «Жил на свете человек»


Слайд 12

Предлагаю вам послушать аудиозапись.


Дети слушают голос Ю.Б. Левитана «Об освобождении Сталинграда»

Назовите имя диктора? Гитлер назначил награду за голову Юрия Левитана 250 тысяч марок.

Дети слушают голос Ю.Б. Левитана «Об освобождении Сталинграда»

Юрий Борисович Левитан. Сообщение учащегося о Левитане.


Закрепление


Обобщить полученные знания, сделать выводы


Поднимите руки, кому легко общаться с друзьями? Кому трудно?

Давайте посмотрим с вами ералаш и определим, почему возникли сложности в процессе общения.

Так почему возникли сложности в процессе общения? (Сложности, которые возникают в процессе общения - называются барьеры общения). Слайд 13

Чтобы вы посоветовали мальчику?


Просмотр ералаша «Почему мы так говорим».





Ответы учащихся



Подведение итогов занятия. 

Рефлексия.


Соотнесение цели урока и результата

Что вы узнали нового на уроке? Где вам пригодится эта информация?

Какой была цель на уроке? Достигли мы ее?


Мне бы хотелось произнести слова писателя М.М. Рощина: Слайд 14


«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.»


Объявление оценок.

Ответы учащихся

Цель: Понять, что такое общение и роль общения в жизни людей.


Этап информации о домашнем задании. 


Слайд 15

ДЗ: Параграф 8, выберите одно из этих заданий.

1. Изучив памятку: «Учимся общаться», составьте список ваших личных заповедей общения.

2. Подобрать 3 пословицы (поговорки) или стихотворение об общении. Записать их в тетрадь.

Учащиеся записывают задание в дневники















1 группа

Философский словарь: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.»











2 группа

Психологический словарь – «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.»









3 группа

Толковый словарь В. Даля – «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.»











Задание для 1 группы.

Произнести фразу с помощью вербальных средств общения «Здравствуйте, я ваша тетя»

Гордо

Вопросительно

Радостно









Задание для 2 группы.

С помощью невербальных средств пробуют передать пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»










Задание для 3 группы.


Произнести и показать фразу «Молодец. Классно придумал»

Весело

Равнодушно

Зло









Социальные функции СМИ:

1) информирование населения;

2) распространение знаний;

3) социальное регулирование и управление;

4) развлечение.











Социальные функции СМИ:

1) информирование населения;

2) распространение знаний;

3) социальное регулирование и управление;

4) развлечение.











Социальные функции СМИ:

1) информирование населения;

2) распространение знаний;

3) социальное регулирование и управление;

4) развлечение.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!