Урок обществознания в 6 классе по теме «Общение»
Учебник: Обществознание 6 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова.
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.
Задачи: Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность, виды и особенности общения; владеть принципами работы со словарями и учебником, на основе учебного текста строить кластер; вести дискуссию и эвристическую беседу; работать в группе.
Формируемые УУД:
Предметные: применять понятийный аппарат (общение, вербальное и невербальное общение мимика, интонации, барьеры общения) для раскрытия сущности механизма общения; объяснять сущность и механизмы общения, определять его цели; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями.
Метапредметные: - 1. коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни.
2. регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
3. познавательные: осуществлять расширенный поиск информации: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.
4. личностные: понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Средства обучения: учебник, словарь В.И. Даля, психологический и философский словари, презентация, понятие термина «общение» из словарей, газета «Районные вести», пакет с рабочим материалом для работы в группах.
| Название этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организа-ционный этап | Мотивация к учебной деятельности. | Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под музыку «Колыбельная» И.О. Дунаевского дети тихо повторяют за учителем: - Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю! Открываем глаза. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Слайд 1 Кто может назвать автора мелодии «Колыбельная», под которую мы проводили тренинг? Слайд 2 Сегодня 30 января 120 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского – композитора и народного артиста РСФСР. Он писал мелодии к фильмам, которых более 30, среди них «Веселые ребята», «Кубанские казаки», «Дети капитана Гранта». | Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия | Слайд 3 Хочу урок начать с истории. «Однажды пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает: - Чего ж тебе было надобно, Иванушка? - Да, водицы испить. - Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?» Ребята, скажите, почему возникла конфликтная ситуация? Чтобы вы посоветовали богатырю, чтоб избежать конфликта? Как правильно назвать процесс, когда люди обращаются друг к другу, спрашивают, разговаривают. Как вы думаете, а какое отношение имеет эта история и ваши советы к нашему уроку. | Отвечают на вопросы учителя. Ученики предлагают следующие ответы: вступить в диалог, поговорить, спросить. Ученики отвечают: общение Учащиеся выходят на тему урока. |
3 | Целеполагание | Сформулировать тему урока. Поставить цель урока. | Правильно. Тема урока «Общение» Слайд 4 Что мы должны выяснить сегодня на уроке? | Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока. Цель: Понять, что такое общение и роль общения в жизни людей. |
4 | Открытие нового знания | Развивать умение учащихся работать с понятиями из словарей, учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы | Какой источник нам поможет сформулировать термин «общение» Раздает по группам разные словари и формулирует задание: внимательно прочитать понятие, определить смысл термина. Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует выполнение работы. Учитель делает вывод: Слайд 5 Общение - это взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с книгой, и с природой, и с любимым питомцем и даже со своими игрушками. Итак, мы выяснили, что такое общение, а что дает человеку общение? (Слайд 5 Цель и результат общения – развитие человека) Какие средства общения использует человек? Полностью и правильно на этот вопрос нам поможет ответить учебник стр. 68-70 «Как люди общаются». Во время работы с учебником в тетради составить схему «Средства общения» . (5 мин.) Учитель контролирует работу учащихся. Слайд 6 В процессе выступления учитель демонстрирует Слайд 7 средства общения. | Ответы детей. 1 группа Философский словарь: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» 2 группа Психологический словарь – «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» 3 группа Толковый словарь Владимира Даля – «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия» В группах знакомятся с определениями термина «общение», анализируют и подбирают ключевые слова. Выводят свое понятие. Учащиеся записывают определение в тетрадь. Ответы учащихся. Самостоятельная работа. Заполнить схему «Средства общения» |
5 | Первичное закрепление | Полученную информацию применить на практике | Чтобы лучше понять способы общения поработаем в группах. Слайд 8 Контролирует выполнение работы учащихся в группах. 1 группа Какое средство общения использовали? С какой интонацией произнесены фразы. 2 группа Какую пословицу нам показали ребята 2 группы? Какое средство общения использовали? Каким способом общаться проще? Почему? А вы в процессе общения, какими средствами пользуетесь? 3 группа Какие средство общения использовали? С какой интонацией произнесена фраза. Как интонация влияет на процесс общения? Она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла, играет огромную роль в жизни, во взаимоотношениях людей. В каком случае вам понравился больше процесс общения? Почему? Какой вывод вы можете сделать после проделанной работы? Слайд 9 Физ. минутка под мелодию Дунаевского «Журчат ручьи». За окном зима, а мы с вами отправимся в летний лес. - идем по лесу, посмотрите вправо, влево, слышите, как красиво поют птицы. -посмотрите вверх, как много над нами летает бабочек, давайте их поймаем (ловим бабочек) -смотрите сколько цветов вокруг нас, давайте их собирать (наклоны) -а вот и пенек, присаживайтесь. Скажите, какой способ общения мы использовали во время физкультминутки? Мелодия звучала «Журчат ручьи», догадайтесь, кто автор? | Самостоятельно работают в группах. – 2 мин. Задание для 1 группы: Произнести фразу «Здравствуйте, я ваша тетя» вербальным способом используя разную интонацию. Гордо Вопросительно Радостно Ответы учащихся. Задание для 2 группы: С помощью невербальных средств передать пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Ответы учащихся. Задание для 3 группы: Произнести и показать фразу «Молодец. Классно придумал» Весело Равнодушно Зло Учащиеся приходят, к выводу, что во время общения мы совмещаем вербальные и невербальные средства, от этого процесс становится более понятным, интересным и запоминающимся. И.О. Дунаевский. |
| | | Слайд 10 Существует много видов и форм общения. Я хочу обратить внимание на такую классификацию: непосредственное (путем использования данных природой органов — руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, — телефон, СМИ и т. п.); Слайд 11 К какой группе общения можно отнести газету «Районные вести»? Каждый вид человеческого общения, в том числе и СМИ имеют свои социальные функции: 1) информирование населения; 2) распространение знаний; 3) социальное регулирование и управление; 4) развлечение. Задание для групп: определись социальную функцию статьи на странице газеты «Районные вести» | Практическое задание с газетой «Районные вести» Учащиеся находят в газете статьи соответствующие социальным функциям. Учащиеся выполняют задания. опосредованное Работа в группах. |
| Рубрика «Жил на свете человек» | | Слайд 12 Предлагаю вам послушать аудиозапись. Дети слушают голос Ю.Б. Левитана «Об освобождении Сталинграда» Назовите имя диктора? Гитлер назначил награду за голову Юрия Левитана 250 тысяч марок. | Дети слушают голос Ю.Б. Левитана «Об освобождении Сталинграда» Юрий Борисович Левитан. Сообщение учащегося о Левитане. |
| Закрепление | Обобщить полученные знания, сделать выводы | Поднимите руки, кому легко общаться с друзьями? Кому трудно? Давайте посмотрим с вами ералаш и определим, почему возникли сложности в процессе общения. Так почему возникли сложности в процессе общения? (Сложности, которые возникают в процессе общения - называются барьеры общения). Слайд 13 Чтобы вы посоветовали мальчику? | Просмотр ералаша «Почему мы так говорим». Ответы учащихся |
| Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Соотнесение цели урока и результата | Что вы узнали нового на уроке? Где вам пригодится эта информация? Какой была цель на уроке? Достигли мы ее? Мне бы хотелось произнести слова писателя М.М. Рощина: Слайд 14 «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.» Объявление оценок. | Ответы учащихся Цель: Понять, что такое общение и роль общения в жизни людей. |
| Этап информации о домашнем задании. | | Слайд 15 ДЗ: Параграф 8, выберите одно из этих заданий. 1. Изучив памятку: «Учимся общаться», составьте список ваших личных заповедей общения. 2. Подобрать 3 пословицы (поговорки) или стихотворение об общении. Записать их в тетрадь. | Учащиеся записывают задание в дневники |
1 группа
Философский словарь: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.»
2 группа
Психологический словарь – «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.»
3 группа
Толковый словарь В. Даля – «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.»
Задание для 1 группы.
Произнести фразу с помощью вербальных средств общения «Здравствуйте, я ваша тетя»
Гордо
Вопросительно
Радостно
Задание для 2 группы.
С помощью невербальных средств пробуют передать пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Задание для 3 группы.
Произнести и показать фразу «Молодец. Классно придумал»
Весело
Равнодушно
Зло
Социальные функции СМИ:
1) информирование населения;
2) распространение знаний;
3) социальное регулирование и управление;
4) развлечение.
Социальные функции СМИ:
1) информирование населения;
2) распространение знаний;
3) социальное регулирование и управление;
4) развлечение.
Социальные функции СМИ:
1) информирование населения;
2) распространение знаний;
3) социальное регулирование и управление;
4) развлечение.